• Ставка на полувагон
    2111
    -0.8 %
    руб./сут.
    август 2018
  • Индекс качества I квартал 2018 г. - 61 балл
  • Финансы USD ЦБ РФ 66.88 0 EUR ЦБ РФ 76.18 0
    BTC 6409.65 usd BTC 429894.58 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.10.2017 16:10:00
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор железнодорожного рынка РФ в сентябре – октябре 2017 года

НПК «Объединенная Вагонная Компания» представляет обзор железнодорожного рынка РФ в сентябре – октябре 2017 года.
Обзор железнодорожного рынка РФ в сентябре – октябре 2017 года
Рост рынка железнодорожных перевозок продолжается

В сентябре 2017 года рост перевозок продолжился: погрузка составила 103,8 млн т (+1,8% к аналогичному периоду прошлого года), грузооборот – 203,3 млрд т-км (+4,2%).

Выросли к прошлому году перевозки угля (+7,9%), нефти и нефтепродуктов (+1,6%), черных металлов (+10,9%), лесных грузов (+6,2%), удобрений (+2,3%), зерна (+15,8%) и лома черных металлов (+14,3%).

Произошло снижение погрузки строительных грузов (-11,4%), железной руды (-3,2%), цемента (-3,6%), цветной руды (-21,1%) и кокса (-10,0%).

Уголь: основной прирост за счет экспорта в Японию, Польшу и Румынию

Погрузка угля в сентябре 2017 года установила очередной рекорд для данного месяца и составила 28,6 млн т (+7,9% к сентябрю прошлого года). Всего с начала 2017-го по железной дороге было отправлено 262,96 млн т угля, что на 9,3% выше аналогичного периода 2016-го.

В сентябре перевозки угля на внутренних направлениях остались на уровне прошлого года, тогда как экспорт увеличился на 12%. Больше других стран поставки из России нарастили Япония (+15%), Польша (вдвое) и Румыния (в 6 раз). Экспорт в эти страны вырос на 300–450 тыс. т к сентябрю прошлого года.

Несмотря на то, что МЭА предсказывают снижение к 2040 году доли угля в мировом топливно-энергетическом балансе с нынешних 35–40% до 25%, российские компании прогнозируют увеличение мирового спроса на отечественный уголь.

Так, например, по оценке СУЭК, Китай, Индия, Малайзия, Вьетнам, Тайвань и Индонезия могут нарастить угольную генерацию. При этом, по расчетам специалистов компании «СДС-Уголь», нынешних запасов угля при текущих добывающих мощностях в России хватит на 500 лет, в то время как в Китае собственный уголь закончится через 34 года, в Индонезии – через 65 лет, а в Индии – через 83 года. Кроме того, Китай, помимо использования угля в генерации, намерен увеличить объемы выпуска синтетического моторного топлива на его основе (до 50 млн т к 2020 г.).

Единственный барьер для дальнейшего наращивания угольной генерации – общемировой тренд по снижению выбросов углекислого газа, однако эта проблема решается за счет высокой очистки угля и угольных электростанций, на которых выбросы утилизируются. Так, в середине октября В. Путин заявил, что в перспективе доведение этого ископаемого до состояния чистого угля нуждается в материальных вложениях, но это не является препятствием для развития технологий.

В долгосрочной перспективе Россия обладает огромным экспортным потенциалом, что позволяет прогнозировать уверенный рост перевозок угля железнодорожным транспортом.

Нефть и нефтепродукты: небольшое увеличение перевозок

Погрузка нефти и нефтепродуктов в сентябре 2017 года выросла к прошлому году на 1,6% и составила 18,5 млн т. Всего с начала 2017-го по железной дороге было отправлено 175,2 млн т нефти и нефтепродуктов, что выше аналогичного периода прошлого года на 0,2%.

В структуре перевозимых грузов сохраняются прежние тенденции: снижение перевозок мазута (-20%) и рост перевозок дизельного топлива (+27%) и дистиллятов газового конденсата (+30%).

За 9 месяцев 2017 года, по данным Росстата, выпуск автомобильного бензина снизился на 2,1% в годовом исчислении, топочного мазута – на 7,5%, однако объем производства дизельного топлива вырос на 2,1%. По сентябрьскому прогнозу Минэнерго, спрос на бензин и дизель будет умеренно расти, и к 2020 году темп прироста внутреннего потребления составит 5,9 и 6,9% соответственно. А с учетом программы модернизации НПЗ, направленной на увеличение глубины переработки нефти, прогнозируется рост глубины переработки до 84,6%.

В настоящее время на рынке отсутствуют факторы для роста перевозок нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом, однако возможны структурные изменения с увеличением доли перевозки светлых нефтепродуктов.

Строительные грузы и цемент: в 2018 году ожидается восстановление перевозок

Погрузка строительных грузов в сентябре 2017 году продолжила падение и составила 11,7 млн т (-11,4% к сентябрю прошлого года). Погрузка цемента снизилась до 2,7 млн т (-3,6%). Всего с начала 2017-го по железной дороге было отправлено 101,9 млн т строительных грузов и 21,2 млн т цемента, что ниже аналогичного периода прошлого года на 8,3 и 0,7% соответственно.

По данным Росстата, в сентябре 2017 года в РФ введено около 6,7 млн кв. м жилья, что на 0,2% выше результата за аналогичный период 2016-го. О начавшейся позитивной динамике свидетельствует и рост производства цемента: в сентябре 2017-го он поднялся на 1,5% выше уровня сентября прошлого года. Однако накопленным итогом с начала года показатель ввода жилья упал на 6,3%.

По оценке Михаила Меня, министра строительства и ЖКХ РФ, финансовая поддержка строительства инфраструктуры позволит в 2018 году дополнительно ввести 8 млн кв. м жилья.

Восстановление перевозок строительных грузов станет возможным уже с началом следующего строительного сезона. Этому способствуют низкие ипотечные ставки, снижение цен на недвижимость, а также рост обеспеченности подвижным составом на фоне увеличения производства полувагонов.

Черные металлы: рост за счет внутреннего потребления

Погрузка черных металлов в сентябре 2017 года составила 6,1 млн т (+10,9% к сентябрю прошлого года). Всего с начала года по железной дороге было отправлено 53,5 млн т черных металлов, что на 1,2% выше аналогичного периода 2016-го.

Рост погрузки по-прежнему обусловлен увеличением внутренних перевозок (+20%), тогда как экспорт остается на уровне прошлого года (хотя в США отмечено двукратное увеличение поставок – около 300 тыс. т российской продукции). На внутренних направлениях растут перевозки путевой решетки (вдвое к уровню прошлого года), листовой стали (+15%), проката черных металлов (+15%) и слябов (в 2,4 раза).

Помимо активизации вагоностроения (+57% за 9 месяцев 2017 г. к аналогичному периоду прошлого года для пассажирских вагонов и +78% для грузовых вагонов) и автомобилестроения (+22%), крупнейшие металлурги («Северсталь», ММК, НЛМК) и эксперты отрасли называют следующие причины для роста внутреннего потребления: увеличение спроса на слябы со стороны трубных компаний, затянувшийся из-за погоды строительный сезон и коррекция экспортных цен.

В краткосрочной перспективе на фоне роста внутреннего потребления, а также проводимых ремонтных работ путей РЖД ожидается рост дальнейший рост перевозок черных металлов железнодорожным транспортом.

Руда: падение экспорта за счет увеличения внутреннего спроса

Погрузка руды в сентябре 2017 года составила 9,1 млн т (-3,2% к сентябрю прошлого года). Всего с начала года было отправлено 82,4 млн т руды, что на 0,2% ниже аналогичного периода 2016-го.

Рост внутреннего потребления отечественными металлургическими заводами вызвал значительное сокращение экспорта. Основное падение экспорта произошло в Словакию (-60%), Польшу (-50%) и Китай (-20%). При этом в сентябре выросли поставки по отдельным направлениям: около 200 тыс. т в ОАЭ и около 120 тыс. т в Японию, в то время как в прошлом году поставок в эти страны не было.

В среднесрочной перспективе возможно снижение перевозок руды за счет выстраивания новой экспортной логистики.

Лесные грузы: дальнейшая реализация экспортного потенциала отрасли

Погрузка лесных грузов в сентябре 2017 года выросла на 6,2% и составила 3,4 млн т. Всего с начала года было отправлено 33,4 млн т лесных грузов, что на 3,8% выше аналогичного периода 2016-го.

В сентябре перевозки на внутренних направлениях остались на уровне прошлого года, тогда как экспорт вырос на 9%, прежде всего по-прежнему за счет Китая (+22%) и Казахстана (+25%).

Эксперты считают, что перевозки лесных грузов обладают серьезным потенциалом. Текущий уровень погрузки лесоматериалов по-прежнему почти вдвое ниже уровня 2007–2008 гг. Кроме того, согласно недавно принятой правительством «Стратегии развития лесного комплекса России» до 2030 года планируется увеличить лесозаготовку в 1,5 раза, производство пиломатериалов – в 2,3 раза, древесных плит – в 1,5 раза.

Зерно и продукты перемола: дальнейший рост

Погрузка зерна в сентябре 2017 года составила 2,2 млн т (+15,8% к сентябрю прошлого года). Всего с начала года по железной дороге было отправлено 14,6 млн т зерна, что на 12,3% выше аналогичного периода 2016-го.

В сентябре внутренние перевозки сократились на 15%, тогда как экспорт вырос на 50%, в основном за счет роста поставок в Египет (в 2,8 раза).

Урожай зерна в текущем году, по прогнозу Минсельхоза, составит 128 млн т, пшеницы – 81,4 млн т в чистом весе. Это рекордный сбор на территории России с 1978 года.

Во избежание падения цен на фоне обильного урожая правительство РФ намерено поддержать сельхозпроизводителей. Средства поддержки должны быть распределены по двум направлениям: субсидирование ставок кредитования и субсидирование тарифов на перевозку зерна по железной дороге.

Химические и минеральные удобрения: укрепление экспортных позиций

Погрузка удобрений в сентябре 2017 года составила 4,5 млн т (+2,3% к сентябрю прошлого года), установив очередной рекорд для данного месяца. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 42,5 млн т удобрений, что на 7,9% выше аналогичного периода 2016-го.

При этом внутренние перевозки выросли на 6%, а рост экспорта к прошлому году составил 1%. Поставки российских удобрений нарастили Китай (+8%), Украина (+17%) и Сирия (в 2 раза).

В октябре холдинг «ЕвроХим» приобрел аргентинского дистрибьютора премиальных и стандартных удобрений Emerger Fertilizantes. По словам представителя компании, эта покупка позволит значительно улучшить позиции «ЕвроХима» в Латинской Америке, так как на этот регион в настоящее время приходится 11% продаж удобрений холдинга.

На фоне укрепления экспортных позиций российских компаний и развития сельского хозяйства РФ сохраняются все предпосылки для дальнейшего роста экспортного грузопотока.

Ставки аренды: ожидается корректировка по мере насыщения парка подвижным составом

Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды – журнал «Рынок подвижного состава».

В сентябре 2017 года реализация вагонов заводами СНГ составила 5,9 тыс. ед. (3,7 тыс. – полувагоны), что на 62% выше результатов сентября 2016-го (3,7 тыс. ед.) и на 15% выше уровня августа 2017-го.

Спрос на полувагоны вдвое превышает списание, составившее в сентябре 0,9 тыс. ед. Всего в отчетный месяц было списано 3,5 тыс. ед. подвижного состава.

Коммерчески пригодный к перевозкам парк вырос до 1005 тыс. ед., тогда как неисправный парк на начало сентября сократился до 57,4 тыс. ед. (минимальный уровень с 2014 г.). В результате профицит парка составил 64 тыс. ед., а профицит полувагонов близок к нулевой отметке.

Ставки аренды на полувагоны на типовых тележках в октябре составили в среднем около 1,5 тыс. руб./сутки. Причина роста – высокий спрос со стороны грузоотправителей на фоне активного роста грузовой базы. При сохранении текущих темпов вагоностроения балансировка парка ожидается уже весной 2018 года на фоне сезонного сокращения погрузки, что может привести к снижению ставок аренды на полувагоны старого поколения до 1000–1200 руб./сутки.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Ловушки для экономистов и регуляторов

Ловушки для экономистов и регуляторов
Мы, экономисты, очень любим количественные показатели. Мы любим что-то измеряемое и исчисляемое и вследствие этого иногда попадаем в ловушку. Мы начинаем судить о чем-то по «хорошему» показателю, забывая о том, что любое явление – комплексное. И именно поэтому мнения экономистов и потребителей иногда расходятся. Экономисты говорят, что нечто – очень хорошо и прекрасно, поскольку показатель такой-то вырос на столько-то процентов к уровню прошлого года, а потребители иначе оценивают то же самое явление, поскольку их взгляд – более комплексный и включает много аспектов, которые не видны через окуляр одного измерителя. В еще большей степени эта слепота развивается, когда вы пытаетесь оценить работу компании на основе KPI.
В чем здесь ключевая проблема?
РЖД-Партнер

Вице-премьер Максим Акимов заявил, что возглавит совет директоров РЖД

Вице-премьер Максим Акимов заявил, что возглавит совет директоров РЖД
Вице-премьер Максим Акимов уверен, что возглавит совет директоров РЖД согласно директиве правительства. Об этом он сообщил журналистам, передает ТАСС.
РЖД-Партнер

Вице-премьер Акимов, глава Минтранса Дитрих и Дворкович вошли в совет директоров РЖД

Вице-премьер Акимов, глава Минтранса Дитрих и Дворкович вошли в совет директоров РЖД
Вице-премьер РФ Максим Акимов, министр транспорта Евгений Дитрих и бывший вице-премьер Аркадий Дворкович, являющийся сейчас председателем совета директоров ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), вошли в совет директоров РЖД, следует из распоряжения правительства РФ, опубликованного на портале правовой информации, сообщает ТАСС.

  1. ОАО «РЖД» сообщило о проведении открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи 100% минус 1 акция АО «Рефсервис». Как это решение повлияет на рынок перевозок скоропортящихся грузов?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions