+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.11.2017 12:05:46
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор железнодорожного рынка РФ в октябре – ноябре 2017 года

НПК «Объединенная Вагонная Компания» представляет обзор грузовых ж/д перевозок.
Рост рынка железнодорожных перевозок продолжается

В октябре 2017 года рост перевозок продолжился: погрузка составила 108,1 млн т (+4,6% к аналогичному периоду прошлого года), грузооборот – 214,8 млрд т-км (+5,9%).

Выросли к прошлому году перевозки угля (+11,4%), черных металлов (+6,9%), лесных грузов (+10,0%), удобрений (+9,1%), цемента (+4,3%) и зерна (+31,6%).

Произошло снижение погрузки нефти и нефтепродуктов (-1,0%), строительных грузов (-3,3%), цветной руды (-5,6%) и кокса (-10,0%).

Уголь: новые рекорды – широкие перспективы

Погрузка угля в октябре 2017 года установила очередной рекорд для данного месяца и составила 31,2 млн т (+11,4% к октябрю прошлого года). Всего с начала 2017-го по железной дороге было отправлено 294,2 млн т угля, что на 9,6% выше аналогичного периода 2016-го.

В октябре перевозки угля на внутренних направлениях выросли на 4%, тогда как экспорт увеличился на 16%. Больше других стран поставки из России нарастили Польша (вдвое), Япония (+18%), Румыния (в 10 раз) и Украина (в 1,5 раза). Экспорт в эти страны вырос на 370–570 тыс. т к октябрю прошлого года.

В середине ноября Владимир Путин одобрил предложение Минэнерго запустить 10-летнюю программу инвестиций в модернизацию старых ТЭС, что поддержит внутренний спрос на уголь, но приведет к перераспределению логистических потоков угля по мере вывода модернизируемых мощностей. Общий размер затрат на реновацию 40 ГВт за 10 лет в министерстве оценивают не менее чем в 1 трлн руб.

По словам губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, добыча угля в регионе составит в 2017 году рекордные 240 млн т (в 2016 г. – 227 млн т), что стало возможным благодаря вложенным инвестициям текущего года. В 2018 году на угольную отрасль планируется направить на 1 млрд руб. больше – объем инвестиций составит 64 млрд руб.

В 2018 году планируется ввести в эксплуатацию участки «Убинский» в Гурьевском районе и «Гусинский-Южный» в Кемеровском районе, что позволит дополнительно нарастить добычу на 3 млн т. Кроме того, в следующем году начнется строительство трех обогатительных фабрик – Увальной и Талдинской-энергетической в Новокузнецком районе, а также Талдинской в Прокопьевском районе.

Кроме того, в настоящее время представители разреза «Кайчакский-1» в Тисульском районе ведут переговоры с Венгрией о начале поставок бурого угля в страну. За 10 месяцев 2017 года объем добычи данного вида топлива вырос здесь на 42%.

В долгосрочной перспективе Россия обладает огромным экспортным потенциалом, что на фоне поддержки угольной электрогенерации внутри страны позволяет прогнозировать уверенный рост перевозок угля железнодорожным транспортом.

Нефть и нефтепродукты: очередное снижение

Погрузка нефти и нефтепродуктов в октябре 2017 года снизилась к прошлому году на 1% и составила 19,2 млн т. Всего с начала 2017-го по железной дороге было отправлено 194,4 млн т нефти и нефтепродуктов, что выше аналогичного периода прошлого года на 0,1%.

При этом внутренние перевозки выросли к предыдущему году на 5%, тогда как экспорт снизился на 8% преимущественно за счет падения поставок в порты Нидерландов для дальнейшего транзита.

В конце октября ОАО «РЖД» заявило о намерении создать условия для привлечения нефтяных грузов на железную дорогу. В первую очередь речь идет о точечной совместной работе с нефтяными компаниями. В одних случаях предлагается перевозить высокосернистую нефть в цистернах, чтобы не ухудшать качество в трубе, а в других, наоборот, – перевозить по железной дороге высококачественные нефтепродукты. По словам представителя компании, в итоге при оценочном оттоке этих грузов с железной дороги примерно в 8 млн т в 2018 году удастся дополнительно привлечь 5,5 млн т.

Дополнительно в планах РЖД – обнулить индексацию тарифов для нефтяных грузов, а также получить право гарантировать скидки в рамках тарифного коридора на 10 лет. По мнению же ФАС, льготы для нефтяников излишни.

Таким образом, ожидается дальнейшее снижение нефтяных грузов железнодорожным транспортом, однако его скорость будет зависеть от того, как договорятся РЖД, нефтяные компании и ФАС.

Строительные грузы и цемент: в 2018 году ожидается восстановление перевозок

Погрузка строительных грузов в октябре 2017 года продолжила падение и составила 11,6 млн т (-3,3% к октябрю прошлого года). Погрузка цемента выросла до 2,4 млн т (+4,3%). Всего с начала 2017-го по железной дороге было отправлено 113,5 млн т строительных грузов и 23,6 млн т цемента, что ниже аналогичного периода прошлого года на 7,8 и 0,2% соответственно.

По данным Росстата, в октябре 2017 года в РФ введено около 6,9 млн кв. м жилья, что на 13,4% выше результата за аналогичный период 2016-го. Однако накопленным итогом с начала года показатель ввода жилья упал на 4,3%. По мнению заместителя министра строительства и ЖКХ Никиты Стасишина, объем ввода жилья за 2017 год достигнет уровня прошлого года, несмотря на падение с начала года.

Кроме того, по оценке экспертов, до конца года в России будет произведено около 55 млн т цемента, что соответствует уровню прошлого года, тогда как в предыдущие несколько лет потребность в цементе уменьшалась. Положительную динамику может показать уже 2018 год.

Причина восстановления объемов строительства и производства цемента – повышение доступности кредитных займов для населения. На текущий момент ключевая ставка составляет 8,25%, тогда как по оценке председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной, в течение 2 лет этот показатель может снизиться до 6–7%.

На рынке наметились тенденции к росту перевозок строительных грузов и цемента. Уже с началом следующего строительного сезона ожидается восстановление объемов по мере дальнейшего снижения ключевой ставки и роста обеспеченности подвижным составом.

Черные металлы: рост за счет внутреннего потребления

Погрузка черных металлов в октябре 2017 года составила 6,2 млн т (+6,9% к октябрю прошлого года). Всего с начала года по железной дороге было отправлено 59,7 млн т черных металлов, что на 2% выше аналогичного периода 2016-го.

В октябре перевозки росли как на внутренних, так и на экспортных направлениях. Экспорт увеличился в Тайвань (в 1,5 раза), США (+80%) и Турцию (+30%).

По прогнозу ассоциации «Русская сталь», рост внутреннего спроса на сталь в 2017 году составит 5,5% за счет увеличения потребления в машиностроительном секторе на 14%, автопроме – на 9%, строительной индустрии – на 4%. Причиной оживления стало снижение стоимости кредитных ресурсов и импортных комплектующих, что влияет на инвестиционную активность в этих секторах.

На внешних направлениях экспортный потенциал не удалось реализовать по причине закрытости большинства рынков для российской продукции и высокой степени риска введения ограничительных мер на оставшихся. В настоящее время против отечественных металлургов действуют более 50 ограничительных мер, только за последний год было введено или подтверждено более 10.

В краткосрочной перспективе на фоне роста внутреннего потребления ожидается дальнейшее увеличение объема перевозок черных металлов железнодорожным транспортом.

Руда: падение экспорта за счет увеличения внутреннего спроса

Погрузка руды в октябре 2017 года составила 8,9 млн т, что соответствует уровню прошлого года. Всего с начала года было отправлено 91,3 млн т руды, что на 0,2% ниже аналогичного периода 2016-го.

Экспорт продолжил снижаться за счет роста внутреннего потребления отечественными металлургическими заводами. Падение экспорта произошло за счет прекращения поставок в Нидерланды, Францию и Чехию. При этом на 100–200 тыс. т выросли поставки по отдельным направлениям: Китай (в 1,5 раза), ОАЭ (поставки не осуществлялись в прошлом году) и Турцию (почти в 2 раза).

В среднесрочной перспективе возможно снижение перевозок руды за счет выстраивания новой экспортной логистики.

Лесные грузы: дальнейшая реализация экспортного потенциала отрасли

Погрузка лесных грузов в октябре 2017 года выросла на 10% и составила 3,3 млн т. Всего с начала года было отправлено 36,7 млн т лесных грузов, что на 4,1% выше аналогичного периода 2016-го.

В октябре перевозки на внутренних направлениях остались на уровне прошлого года, тогда как экспорт вырос на 12%, прежде всего по-прежнему за счет Китая (+22%) и Казахстана (+32%).

В рамках реализации программы «Стратегия развития лесного комплекса России», принятой правительством, на фоне значительного экспортного потенциала ожидается умеренный рост перевозок лесных грузов в среднесрочной перспективе.

Зерно и продукты перемола: новый рекорд урожая поддержит перевозки

Погрузка зерна в октябре 2017 года составила 2,5 млн т (+31,6% к октябрю прошлого года). Всего с начала года по железной дороге было отправлено 17,1 млн т зерна, что на 14,5% выше аналогичного периода 2016-го.

В октябре внутренние перевозки сократились на 13%, тогда как экспорт вырос на 90%, в основном за счет роста поставок в Египет (в 4,5 раза) и Саудовскую Аравию (в 4 раза).

Урожай зерна второй год подряд устанавливает рекорд – в 2017-м сбор составит около 130 млн т. Рост перевозок может продолжиться при сохранении текущей тенденции на мировых рынках: у других стран-экспортеров ситуация выглядит менее благоприятной. Так, например, из-за засухи и метелей падение урожая пшеницы в США к прошлому году составит около 1/4. По оценке Минсельхоза США, американская пшеница упадет до 15% от мирового экспорта, а урожай РФ в этом сезоне будет вдвое больше, чем в Соединенных Штатах. Кроме того, стало известно о закрытии США торгового представительства Пшеничной ассоциации в Египте. Таким образом, Россия стала главным поставщиком зерна на египетский рынок, в прошлом году доля российских компаний в структуре поставщиков на рынок этой страны составила около 70%. Ожидается сохранение лидерства на рынке Египта: у украинского зерна дороже доставка, а Румыния и Франция на фоне среднего урожая вовсе не приняли участие в последних египетских тендерах.

Поддержит перевозки зерновых и действующая с 1 октября 2017 до 30 июня 2018 года скидка РЖД к тарифу на экспортные перевозки зерна из ряда регионов, удаленных от морских портов. Размер скидки составит около 10,3% к тарифам на экспорт зерна со станций, расположенных в границах Воронежской, Орловской, Тамбовской, Оренбургской, Саратовской, Новосибирской, Омской, Курской, Липецкой, Пензенской, Самарской, Ульяновской и Курганской областей, через российские порты.

Химические и минеральные удобрения: очередной рекорд

Погрузка удобрений в октябре 2017 года составила 4,8 млн т (+9,1% к октябрю прошлого года), установив очередной рекорд для данного месяца. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 47,3 млн т удобрений, что на 7,9% выше аналогичного периода 2016-го.

При этом внутренние остались на уровне прошлого года, а рост экспорта к прошлому году составил 10%. Поставки российских удобрений нарастили Бразилия (в 1,5 раза), Китай (+11%) и Литва (в 1,5%).

Внутренний рынок обладает потенциалом для дальнейшего роста потребления удобрений. По словам президента Российской ассоциации производителей удобрений Андрея Гурьева, Россия прошла путь от минимального внесения удобрений в почву до сегодняшних 40–50 кг на га. Для сравнения, европейские фермеры вносят 200 кг удобрений на га, японские – 300 кг.

На мировом рынке российские производители минеральных удобрений имеют огромное ценовое преимущество за счет их высокой обеспеченности недорогими сырьевыми ресурсами по сравнению с другими производителями. По оценкам экспертов, к 2021 году цена на российский газ на внутреннем рынке возрастет на 20% относительно 2016-го, тем не менее мировые темпы роста цен на газ будут опережать данные показатели, что позволит сохранить ценовое преимущество российских производителей.

На фоне благоприятной картины как на внутреннем, так и на внешнем рынках ожидается дальнейший рост перевозок минеральных удобрений железнодорожным транспортом.

Ставки аренды: ожидается корректировка по мере насыщения парка подвижным составом

Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды – журнал «Рынок подвижного состава».

В октябре 2017 года реализация вагонов заводами СНГ составила 6,6 тыс. ед. (4,2 тыс. – полувагоны), что на 46% выше результатов октября 2016-го (4,5 тыс. ед.) и на 11% выше уровня сентября 2017-го.

Спрос на полувагоны значительно превышает списание, составившее в октябре 590 ед. Всего в отчетный месяц было списано 2,8 тыс. ед. подвижного состава. Всего с начала 2017 года было списано 41,8 тыс. вагонов, прогноз на 2017 год – около 45–50 тыс. ед.

Коммерчески пригодный к перевозкам парк вырос до 1008 тыс. ед., тогда как неисправный парк на начало ноября сократился до 56,2 тыс. ед. (минимальный уровень с 2014 г.). В результате профицит парка составил 54 тыс. ед., а профицит полувагонов близок к нулевой отметке.

Ставки аренды на полувагоны на типовых тележках в ноябре выросли до 1650 руб./сутки. По оценке Совета потребителей по вопросам деятельности РЖД, нехватка полувагонов не носит системного характера, а по оценкам Минтранса России, уже в 2018 году ожидается коррекция ставок аренды по мере вывода на сеть нового подвижного состава
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions