+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.06.2017 12:24:53
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор железнодорожного рынка РФ в мае-июне 2017 г.

В мае 2017 г. позитивный тренд, заложенный в конце 2016 г., продолжился: погрузка составила 106,5 млн т (+3,5% к аналогичному периоду прошлого года), грузооборот — 209,6 млрд т-км (+7,2%).
Ключевые драйверы рост прежние: перевозка угля (+10,1%), нефти и нефтепродуктов (+2,2%), лесных грузов (+7,9%), удобрений (+14,3%) и зерна (+40,0%). Упали к прошлому году перевозки строительных грузов (-6,0%), железной руды (-2,0%), черных металлов (-3,3%) и цветной руды (-5,3%).
Уголь: угольные компании планируют и далее наращивать добычу

Погрузка угля в мае 2017 г. установила рекорд для данного месяца и составила 29,4 млн т (+10,1% к маю прошлого года). Всего с начала 2017 г. по железной дороге было отправлено 149,3 млн т угля, что на 9,4% выше аналогичного периода 2016 г.

По-прежнему растут экспортные отправки: к маю прошлого года рост экспорта составил 16,5%. Основными потребителями, нарастившими импорт российского угля, стали Турция (рост в 2,5 раза), Китай (+30%), Великобритания (+20%), Польша (в 2 раза), КНДР (в 2,5 раза) и Япония (+5%). Как и ранее на фоне падения поставок на Украину (-30%) вырос объем отправок компаниям, зарегистрированным на Кипре.

По последнему прогнозу Минэнерго России, в 2017 г. объем добычи угля увеличится на +3,1% в годовом исчислении до 397,7 млн т, несмотря на стагнацию внутреннего потребления.

В связи с растущим спросом на мировом рынке российские компании заявили об увеличении добычи угля. Так, например, в июне АО «СУЭК-Кузбасс» заявила об увеличении добычи до 38 млн т в текущем году против ранее установленного планового снижения до 35,9 млн т, а в следующем году компания планирует запустить крупнейшее в России предприятие подземной добычи на 11 млн т.

Входящая в группу "Мечел" компания "Эльгауголь" намерена в 2017 году на 21% увеличить добычу на Эльгинском месторождении в Якутии - одном из крупнейших в мире месторождений высококачественного коксующегося угля – до 4,5 млн т. Большая часть продукции (около 75%) - коксующийся уголь, остальное – энергетический.
Одновременно с растущими добывающими мощностями идет и развитие транспортной инфраструктуры. Министерство транспорта Хакасии плотно участвует в приоритетном логистическом проекте по строительству промышленных железнодорожных веток в районе станции "Камышта". В настоящее время идет обсуждение источников финансирования. За счет РЖД планируется расширение существующей станции, будет построен еще один путь. За счет средств Отделения временной эксплуатации будет построена станция "Камышта-2", проектная документация уже разработана.

По словам главы Минтранса, сегодня на станции пропускается не более четырех составов, а в перспективе обмен пар поездов будет увеличен до 8-10. Электрификация участка сократит до минимума маневровую работу, планируется маршрутизация перевозок по направлению запад-восток. По единому технологическому процессу на станции "Камышта" сейчас в сутки грузится 480 полувагонов. На перспективу, чтобы вывезти уголь из Хакасии, нужно до 700 полувагонов.
На рынке по-прежнему сохраняются все предпосылки для дальнейшего роста экспортных перевозок российского угля.

Нефть и нефтепродукты: положительная динамика перевозок продолжилась

Погрузка нефти и нефтепродуктов в мае 2017 г. выросла к прошлому году на 2,2% и составила 18,5 млн т. Всего с начала 2017 г. по железной дороге было отправлено 99 млн т нефти и нефтепродуктов, что на 1,3% выше аналогичного периода прошлого года.
Экспортный грузопоток вырос в Польшу (в 3 раза), Белоруссию (+75%) и Китай (+40%).

Основной рост погрузки произошел за счет увеличения перевозок дистиллятов газового конденсата (+25%), топочного мазута (+5%) и тяжелых нефтяных остатков (кратный рост, почти не перевозились в прошлом году).
Несмотря на положительную динамику, говорить о восстановлении объемов перевозки нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом пока не приходится.

Строительные грузы и цемент: восстановления пока не предвидится, несмотря на рост объемов ипотечного кредитования

Погрузка строительных грузов в мае 2017 г. составила 12,6 млн т (-6,0% к маю прошлого года), цемента — 2,7 млн т (соответствует уровню прошлого года). Всего с начала 2017 г. по железной дороге было отправлено 52,6 млн т строительных грузов и 9,6 млн т цемента, что ниже аналогичного периода прошлого года на 4,4% и 1,5% соответственно.

Активность в строительной отрасли РФ продолжает снижаться. По данным Росстата, в мае 2017 года в Российской Федерации введено 4,3 млн м2 жилья, что на 2% меньше результата аналогичного период прошлого года. Всего с начала года показатель упал на 12,5%.
В то же время объем выданной ипотеки за 5 месяцев 2017 г. вырос на 11% и превысил 610 млрд руб. В Агентстве ипотечного жилищного кредитования объясняют растущий тренд значительным снижением ставок и улучшением основных макроэкономических параметров. По словам генерального директора агентства Александра Плутника, рост ставок сдержали Сбербанк и группа ВТБ, которые в ключевой момент завершения госпрограммы объявили о снижении ставок. Кроме того, в июне в очередной раз опустил ставку Центробанк (на 0,25 п.п., до 9%), и в агентстве полагают, что это не последнее снижение в этом году.

Несмотря на растущие объемы ипотечного кредитования, говорить о восстановлении строительной отрасли и тенденции к увеличению перевозок строительных грузов железнодорожным транспортом пока преждевременно.

Черные металлы: конкуренция на мировом рынке усилилась

Погрузка черных металлов в мае 2017 г. составила 5,9 млн т (-3,3% к маю прошлого года). Всего с начала года по железной дороге было отправлено 29,8 млн т черных металлов, что на 0,4% ниже аналогичного периода прошлого года.
В мае поставки упали как на внутренних, так и на внешних направлениях. Экспорт российских черных металлов снизился в Италию (-30%), Испанию (-75%) и Египет (-60%). При этом активно растет грузопоток в Тайвань – по сравнению с маем 2017 г. поставки выросли почти в 5 раз.
По данным World Steel Association, в мае 2017 г. в 67 странах мира, которые подают свою статистическую информацию в эту международную организацию, было произведено 143,3 млн т стали, что выше уровня прошлого года на 2%.

В Китае выплавка стали увеличилась на 1,8% – до 72,3 млн т, что удивительно на фоне заявлений руководства страны о закрытии мощностей по выплавке. За 5 месяцев 2017 г. в Китае было ликвидировано 42,4 млн т сталелитейных мощностей, в 2016 г. было закрыто 65 млн т мощностей, что в совокупности составляет более чем 100 млн т из 150, которые Пекин пообещал закрыть за 5 лет. На фоне снижения экспорта (более чем на четверть в мае к аналогичному периоду прошлого года), а также отсутствия видимых признаков накопления складских запасов, эксперты считают, что Китай не сможет долго продолжать потреблять такое значительное количество стали, что приведет к ухудшению мировой конъюнктуры.

На мировом рынке обостряется конкуренция. В конце апреля президент США Дональд Трамп распорядился начать проверку влияния импорта стали на национальную безопасность. Результаты исследования вскоре будут обнародованы, и Вашингтон, вероятно, введет в этой области новые пошлины или квоты. Евросоюз заявил о намерении принять ответные меры, если США введут ограничения на импорт европейской стали. В конце июня Европейская комиссия начала антидемпинговое расследование в отношении поставок низкоуглеродистого феррохрома из Китая, России и Турции по заявлению единственного в ЕС производителя этой продукции, немецкого завода Elektrowerk Weisweiler.
На фоне слабой активности строительной отрасли в РФ, а также обострения конкуренции на внешних рынках, вероятно дальнейшее снижение перевозок черных металлов железнодорожным транспортом.

Железная и марганцевая руда: Китай отказался от российской руды, чтобы поддержать поставки из КНДР

Погрузка руды в мае 2017 г. составила 9,6 млн т (-2,0% к маю прошлого года). Всего с начала года было отправлено 45,2 млн т руды, что на 1,1% ниже аналогичного периода прошлого года.
Внутренние перевозки выросли на 6%, а экспорт снизился на треть к уровню прошлого года. Основное падение экспорта произошло в Китай (-70%) и Турцию (в 2 раза). Кроме того, прекратились поставки на Украину.

После того, как в конце прошлого года были ужесточены ограничения ООН на импорт корейского угля, который являлся основным экспортным продуктом КНДР, Пхеньян увеличил экспорт железной руды, чтобы покрыть валютную недостачу. В результате Китай снизил поставки из России, сделав ставку на руду из КНДР, нарастив поставки из Северной Кореи к прошлому году в 4,5 раза.

Снижение поставок на Украину обусловлено кризисной ситуацией украинской металлургии, в результате которой страна покинула топ-10 крупнейших мировых производителей стали. По данным Укрметаллургпрома, в январе-мае 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г., производство стали снизилось на 18% (8,7 млн т), металлопроката — на 20% (7,5 млн т), производство чугуна сократилось на 22%, кокса — на 25% (до 4,2 млн т).

В среднесрочной перспективе ожидается увеличение перевозок руды на фоне сокращения выплавки заводами РФ, а также по мере выстраивания новой экспортной логистики.

Лесные грузы: деревянное домостроение получает поддержку из бюджета

Погрузка лесных грузов в мае 2017 г. составила 4,1 млн т (+7,9% к маю прошлого года). Всего с начала года было отправлено 19,1 млн т лесных грузов, что на 4,3% выше аналогичного периода прошлого года.
Внутренние перевозки увеличились на 15%, тогда как рост экспорта составил 5%. Увеличение экспорта по-прежнему шло за счет Китая — поставки в страну выросли на 10% к уровню прошлого года. Кроме того, на 40% вырос экспорт в Казахстан.
Главы Минфина и Минпромторга достигли договоренности о том, что будут подготовлены дополнительные условия использования деревянного домостроения. В частности, до 30% строящихся объектов социально-культурного назначения, которые финансируются из федерального бюджета, будут возводиться из этого материала. Предполагается также внесение изменений в правила формирования предоставления и распределение федеральных субсидий субъектам Федерации при строительстве зданий и сооружений методами индустриального деревянного домостроения.

В текущих условиях ожидается рост перевозок лесных грузов железнодорожным транспортом.

Зерно и продукты перемола: Турция спасает российский экспорт

Погрузка зерна в мае 2017 г. составила 1,4 млн т (+40,0% к маю прошлого года). Всего с начала года по железной дороге было отправлено 8,1 млн т зерна, что на 6,2% выше аналогичного периода прошлого года.
Внутренние перевозки выросли почти на 20%, тогда как рост экспорта составил около 50%. Импорт российского зерна нарастили Египет (втрое), Турция (поставки почти не осуществлялись в прошлом году) и Азербайджан (в 2 раза).

Рост экспорта произошел на фоне увеличения цен на зерно на мировом рынке. Основным фактором роста рынка стало состояние посевов яровой пшеницы в США. Статслужба при Минсельхозе США (NASS) по состоянию на 11 июня снизила оценку доли посевов в хорошем/отличном состоянии сразу на 10 процентных пунктов, до 45%. Это стало неожиданностью для рынка, ожидавшего снижения в среднем на 2 п.п., и худшим показателем с 2006 года.

В начале июня аналитический центр «Совэкон» сообщил, что Египет может снова установить для импортного зерна нулевую норму содержания спорыньи. Однако существенного влияния на объемы экспорта зерна этот фактор не окажет. По данным директора департамента стратегического маркетинга ЗАО "Русагротранс" Игоря Павенского, Турция в июне может стать лидером среди покупателей российского зерна, сместив с первого места Египет.

В конце июня из-за усиления проверок технического состояния судов "река-море" со стороны портовых служб контроля мелководных портов Азовского моря практически остановилась рейдовая перевалка зерна. По словам И. Павенского, проблемы с экспортом могут возникнуть в начале нового сельхозгода, так как порт Кавказ не сможет "переварить" перевалку, которая перенаправляется из Керченского пролива.
Но через некоторое время рынок адаптируется к этим условиям, и рейдовая перевалка в Керчи перераспределится между портом Кавказ и "глубокой водой". Всего по "малой воде" на экспорт отправляется около 14 млн т зерна в год, из которых 7 млн т приходится на рейдовую перевалку: 4 млн т – на Керченский залив, 3 млн т – на порт Кавказ, который сможет взять не более 30% от керченских объемов. В результате остальная часть придется на глубоководные порты. По оценке эксперта, повысится не только конкурентоспособность глубоководных терминалов, но и поставка зерна по железной дороге, с помощью которой зерно в основном к глубоководным портам.

Химические и минеральные удобрения: украинские аграрии требуют отменить пошлины на российские удобрения
Погрузка удобрений в мае 2017 г. составила 4,8 млн т (+14,3% к маю прошлого года). Всего с начала года по железной дороге было отправлено 23,8 млн т удобрений, что на 7,0% выше аналогичного периода прошлого года.
При этом внутренние перевозки выросли на 17%, а рост экспорта к прошлому году составил 10%: поставки российских удобрений нарастили Украина (в 4 раза), Китай (+20%) и Финляндия (в 3 раза). При этом поставки на Украину снизились к предыдущему месяцу на 11%, вероятно, вследствие введенных пошлин в середине мая.

В конце июня Всеукраинская Аграрная Рада обратилась в Окружной административный суд г. Киева с просьбой отменить решения Межведомственной комиссии по международной торговле о применении антидемпинговых пошлин на карбамид и КАС из Российской Федерации. В заявлении отмечается, что решение является противоправным, поскольку не учитывает интересы национального потребителя продукции — украинских аграриев.

В краткосрочной перспективе возможно снижение экспортного грузопотока минеральных удобрений на Украину, которое может быть скорректировано поставками в другие страны.

Ставки на полувагоны стабилизовались

Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».
В мае 2017 г. реализация вагонов заводами СНГ составила 3,8 тыс. ед. (2,5 тыс. ед. — полувагоны), что на 37% выше результатов мая 2016 г. (2,8 тыс. ед.), но ниже на 31% уровня предыдущего месяца.
Спрос на полувагоны соответствует списанию: списание полувагонов в мае составило 2,3 тыс. ед. Всего было списано 6,3 тыс. ед. подвижного состава.

Коммерчески пригодный к перевозкам подвижной состав — 990 тыс. ед. На начало июня неисправный парк — 70,8 тыс. ед. (минимальный уровень с 2014 г.), профицит — 72 тыс. ед. (из них полувагонов — всего 2 тыс. ед.).

В июне ставки аренды на полувагоны остались в прежнем диапазоне 1 300-1 400 руб./сутки. Участники рынка ожидают, что стоимость аренды полувагонов в июле останется стабильной.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions