+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.08.2017 17:00:00
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор железнодорожного рынка РФ в июле – августе 2017 года

Показатели перевозок достигли пиковых значений. В июле 2017 года позитивная динамика перевозок продолжилась: погрузка составила 106,6 млн т (+2,2% к аналогичному периоду прошлого года), грузооборот – 208,0 млрд т-км (+5,1%).
Выросли к прошлому году перевозки угля (+12,5%), железной руды (+2,2%), черных металлов (+5,2%), лесных грузов (+2,8%), удобрений (+11,6%) и зерна (+18,2%). Произошло снижение погрузки нефти и нефтепродуктов (-1,5%), строительных грузов (-13,0%), цемента (-3,3%), цветной руды (-5,3%) и кокса (-10,0%).
В августе показатели перевозок сохранятся на текущем высоком уровне, однако побить прошлогодние рекорды вряд ли удастся, так как эффективность эксплуатации парка и так находится на пиковом уровне, характерном для третьего летнего месяца. Дальнейший рост будет возможен по мере накопления на сети РЖД значительного парка инновационных вагонов в сочетании с развитием локомотивной тяги, что позволит формировать поезда большей массы и более высокой надежности.
Уголь: широкие перспективы дальнейшего роста подкрепляются развитием транспортной инфраструктуры
Погрузка угля в июле 2017 года установила рекорд для данного месяца и составила 28,8 млн т (+12,5% к июлю прошлого года). Всего с начала 2017-го по железной дороге было отправлено 206,1 млн т угля, что на 9,8% выше аналогичного периода 2016-го.
В июле рост перевозок угля произошел как на внутренних (+2% к июлю прошлого года), так и на экспортных направлениях (+20%). Грузопоток вырос в Китай (почти вдвое), Польшу (почти в 3 раза) и Турцию (в 2 раза). На исторически рекордном уровне находятся поставки в Румынию – около 300 тыс. т, что в 7 раз выше предыдущего уровня. Стоит отметить, что начали расти поставки в Украину (+10% к июлю прошлого года), которые падали с начала года.
Растущий спрос на российский уголь на мировом рынке ведет к увеличению мощностей транспортной инфраструктуры. Так, новый железнодорожный парк отправления, организованный на крупнейшей припортовой станции Дальневосточной железной дороги Находка-Восточная, в настоящий момент готов уже на 70%. Количество путей станции возросло до 13, а ее пропускная способность увеличилась почти вдвое. Кроме парка отправления, Управляющая портовая компания и Восточный порт также построят новый парк приема груженых вагонов необщего пользования. Его строительство планируется завершить в 2019 году.
В середине августа стало известно, что до 2020 года Китай отказывается от строительства угольных ТЭС, общая мощность которых могла бы составить 150 ГВт. По сообщениям, это решение принято в рамках борьбы с перепроизводством электроэнергии и соблюдения новых экологических стандартов. Также планируется вывести из эксплуатации устаревшие угольные станции на 20 ГВт, и еще 1 ГВт угольных ТЭС будет модернизирован. В целом к 2020 году установленная мощность угольных электростанций в Китае не должна превышать 1,1 тыс. ГВт.
По объемам потребления российского угля Китай сейчас находится на третьем месте после Японии и Великобритании. Снижение мощностей угольных ТЭС в КНР может негативно повлиять на перевозки угля в краткосрочной в перспективе, в среднесрочной – поставки могут быть переориентированы в другие страны, поэтому существенного снижения можно будет избежать. 
На рынке по-прежнему сохраняются все предпосылки для дальнейшего роста экспортных перевозок российского угля.

Нефть и нефтепродукты: падение возобновилось
Погрузка нефти и нефтепродуктов в июле 2017 года снизилась к прошлому году на 1,5% и составила 19,7 млн т. Всего с начала 2017-го по железной дороге было отправлено 137,5 млн т нефти и нефтепродуктов, что на 0,7% выше аналогичного периода прошлого года.
Падение перевозок произошло за счет сокращения экспорта почти на 10% к июлю прошлого года, тогда как внутренние перевозки выше прошлогоднего уровня на 2%. Снижение экспорта произошло в направлении портов Нидерланд (-30%), Италии (-5%) и Украины (вдвое). При этом выросли поставки в Белоруссию (+80%), Китай (+20%) и Монголию (более чем в 2 раза).
В структуре перевозимых грузов сохраняются прежние тенденции – снижение перевозок мазута и рост перевозок дистиллятов газового конденсата. 
В середине июля РЖД ввели скидку в 44,9% на экспортные перевозки сырой нефти по Северной железной дороге и далее в Финляндию до конца июля 2018 года. Однако эта мера не сможет существенно поддержать перевозки нефтеналивных грузов по железной дороге на фоне растущей конкуренции.

Строительные грузы и цемент: на дне, но ожидается восстановление
Погрузка строительных грузов в июле 2017 года составила 12,7 млн т (-13,0% к июлю прошлого года), цемента – 2,9 млн т (-3,3%). Эти показатели являются рекордно низкими для июля за последние 10 лет. Всего с начала 2017-го по железной дороге было отправлено 77,7 млн т строительных грузов и 15,4 млн т цемента, что ниже аналогичного периода прошлого года на 6,7% и 1,7% соответственно. 
Активность в строительной отрасли РФ продолжает снижаться. По данным Росстата, в июле 2017 года в Российской Федерации введено 5,4 млн кв. м жилья, что на 5,6% меньше результата аналогичного периода прошлого года. Всего с начала года показатель упал на 10,4%. По оценке главы Минстроя Михаила Меня, ввод жилья в России в 2017 году может составить 75–76 млн кв. м, что на 5–6% ниже уровня прошлого года.
При этом эксперты Агентства по ипотечному жилищному кредитованию отмечают, что объемы выдачи ипотеки в 2017 году находятся на рекордно высоком уровне. Всего за I полугодие выдано более 420 тыс. ипотечных кредитов на 765 млрд руб., что на 15% выше уровня 2016-го и соответствует уровню рекордного 2014-го. С сентября, на фоне снижения крупнейшими российскими банками ставок до 9–10%, ожидается дальнейший рост ипотечного кредитования.
Наметившиеся позитивные тенденции в строительной отрасли могут привести к постепенному восстановлению объемов перевозок строительных грузов в среднесрочной перспективе, однако нехватка полувагонов, которые в настоящее время задействованы в перевозке более доходных грузов, может негативно сказаться на динамике этого роста.

Черные металлы: рост за счет внутреннего потребления
Погрузка черных металлов в июле 2017 года составила 6,1 млн т (+5,2% к июлю прошлого года), при этом рост перевозок к предыдущему месяцу составил более 10%. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 41,3 млн т черных металлов, что на 0,4% ниже аналогичного периода прошлого года.
В июле внутренние перевозки выросли на 15% (во многом их рост обусловлен ремонтом железнодорожных путей), тогда как экспорт сократился на 8% (в Италию вдвое, Тайвань – на 40%, Иран – на 70%). При этом растут поставки в Турцию (+20%), в Финляндию (почти не осуществлялись в прошлом году) и Мексику (+16%).
По оценке экспертов Evraz, потребление стали в РФ увеличилось за I полугодие на 5%, до 18 млн т, в основном за счет роста показателей по сортовому прокату. Потребление стальных балок, в частности, выросло на 16%, арматуры – на 4%. С начала 2017-го спрос на плоский стальной прокат улучшился на 7% и составил 4,6 млн т. Объемы стального экспорта по итогам полугодия сохранились на уровне 14,7 млн т, выплавка стали зафиксирована на уровне 36 млн т.
На фоне роста внутреннего потребления, а также проводимых ремонтных работ ж/д путей, ожидается умеренный рост перевозок черных металлов железнодорожным транспортом.

Руда: переориентация экспорта
Погрузка руды в июле 2017 года составила 9,2 млн т (+2,2% к июлю прошлого года). Всего с начала года было отправлено 63,8 млн т руды, что на 0,2% ниже аналогичного периода прошлого года.
Внутренние перевозки выросли на 2%, а экспорт снизился на 4% к уровню прошлого года. Основное падение экспорта произошло за счет прекращения поставок в Украину и Венгрию, а также снижения грузопотока в Словакию (-70%), Финляндию (вдвое) и Германию (на треть). При этом в 2 раза увеличились поставки в Италию и в 3,5 раза в Турцию.
В среднесрочной перспективе ожидается увеличение перевозок руды на фоне сокращения экспорта черных металлов заводами РФ и выстраивания новой экспортной логистики.

Лесные грузы: медленный рост, огромный потенциал
Погрузка лесных грузов в июле 2017 года составила 3,7 млн т (+2,8% к июлю прошлого года). Всего с начала года было отправлено 26,5 млн т лесных грузов, что на 3,9% выше аналогичного периода прошлого года.
В июле выросли перевозки как на внутренних, так и на внешних направлениях. Увеличение экспорта по-прежнему шло за счет Китая (+13%) и Казахстана (+30%).
По словам заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктора Евтухова, разрабатываемая стратегия развития лесопромышленного комплекса России до 2030 года ставит перед лесной промышленностью задачу увеличения за 10 лет добавленной стоимости на кубометр заготовленной древесины в 2,5 раза – в первую очередь, за счет развития глубокой переработки.
По оценке Министерства промышленности, Россия обладает значительными резервами как в части импортозамещения, особенно при производстве бумаги и картона, так и в области расширения экспорта, прежде всего в страны Юго-Восточной Азии. Именно на эти страны будет приходиться основной объем общемирового спроса, который к 2030 году возрастет до 17 млн т в год.
При этом лесопромышленный комплекс России продолжает оставаться привлекательным для инвесторов. Так, на фоне общего сокращения инвестиций в российскую промышленность в прошлом году на 4,5%, до 1,8 трлн руб., инвестиции в лесопромышленный комплекс выросли на 16,4%, до 117 млрд руб.
В текущих условиях ожидается дальнейший рост перевозок лесных грузов железнодорожным транспортом.

Зерно и продукты перемола: эксперты существенно повысили прогнозы по урожаю текущего сезона
Погрузка зерна в июле 2017 года составила 1,3 млн т (+18,2% к июлю прошлого года). Всего с начала года по железной дороге было отправлено 10,5 млн т зерна, что на 10,1% выше аналогичного периода прошлого года.
В июле внутренние перевозки остались на уровне прошлого года, тогда как экспорт вырос на 40%, в первую очередь – в Египет (+40%), а также Данию и Иран (поставки в эти страны в прошлом году почти не осуществлялись).
Эксперты аналитического центра ЗАО «Русагротранс» повысили прогноз валового сбора сразу до 127–129 млн т с предыдущей оценки в 118,3 млн т (в 2016 г. урожай составил 120,7 млн т). При этом Минсельхоз России пока сохраняет консервативный прогноз на этот год – на уровне 103–105 млн т.
С учетом запасов предыдущего сезона ожидается дальнейший рост перевозок зерна железнодорожным транспортом.

 Химические и минеральные удобрения: выход на новые рынки сбыта
Погрузка удобрений в июле 2017 года составила 4,8 млн т (+11,6% к июлю прошлого года), установив очередной рекорд для данного месяца. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 33,2 млн т удобрений, что на 8,5% выше аналогичного периода прошлого года.
При этом внутренние перевозки выросли на 13%, а рост экспорта к прошлому году составил 8%. Поставки российских удобрений нарастили Китай (+18%), Бразилия (+12%), кроме того, выросли поставки в ОАЭ и Францию, тогда как в прошлом году экспорта в эти страны не было.
На фоне выхода на новые рынки сохраняются все предпосылки для дальнейшего роста экспортного грузопотока.

 Ставки аренды стабилизировались
Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды – журнал «Рынок подвижного состава».
В июле 2017 года реализация вагонов заводами СНГ составила 5,7 тыс. ед. (3,8 тыс. – полувагоны), что вдвое выше результатов июля 2016-го (2,6 тыс. ед.) и на 5% выше уровня предыдущего месяца.
Спрос на полувагоны несколько превышает списание, составившее в июле 1,3 тыс. ед. Всего в отчетный месяц было списано 4,0 тыс. ед. подвижного состава. Коммерчески пригодный к перевозкам парк остается на высоком уровне – 995 тыс. ед., тогда как неисправный парк на начало августа сократился до 63,5 тыс. ед. (минимальный уровень с 2014 г.). В результате профицит парка составил 62 тыс. ед., а профицит полувагонов близок к нулевой отметке.
Рост ставок аренды полувагонов на типовых тележках в августе прекратился, несмотря на начало подготовки к отопительному сезону. В сентябре возможно незначительное повышение, которое может смениться к концу года плавным снижением ставок до уровня 1000–1200 руб./сутки.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions