+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.01.2017 15:27:57
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор рынка акций транспортных компаний (декабрь 2016 г.)

В заключительном месяце 2016 года на Московской бирже котировки многих ценных бумаг транспортных компаний топтались на месте, тем не менее, превышая большинство собственных значений за последнюю пару лет. При этом не обошлось и без очередного исторического рекорда, равно как и без неожиданных, мало чем объяснимых скачков курса.
Поддать газу

Главными нарушителями рыночного спокойствия оказались акции ОАО «ГАЗ», напомнившие о себе после двухлетней спячки. К середине декабря – всего лишь за неделю – котировки выросли с 500 до 630 руб., достигнув показателей августа 2014 года. Рост более чем на 25%, учитывая отсутствие как объясняющих его корпоративных событий, так и фундаментальных причин, не мог не удивлять.
«Последняя финансовая отчетность ОАО «ГАЗ» была опубликована задолго до этого движения и впечатления на инвесторов не произвела, – рассказал РЖД-Партнеру эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. – Вероятно, столь резкий и неожиданный рост котировок мог быть вызван или действиями инсайдеров, или манипулированием ценами держателей акций для повышения стоимости инвестиционного портфеля ближе к концу года. Разогреть низколиквидные бумаги не так уж сложно. Акции ОАО «ГАЗ» прочно застряли в группе «третьего эшелона», средний оборот на бирже до этого составлял около 150 тыс. руб. и вдруг вырос до 1,5-2 млн руб. Но даже эти обороты вряд ли стоит считать впечатляющими. Я бы не доверял движению, которое можно организовать, имея на это всего лишь 1,5 млн руб.».
Добавим, что в заключительные дни декабря котировки ОАО «ГАЗ» слегка просели, однако по-прежнему существенно превышали значения минувших месяцев. Из числа других автомобилестроителей напомнил о себе «КамАЗ», чьи акции в первой половине отчетного периода успели вырасти с 47 до 52,45 руб. Причем отметку в 50 руб. бумаги превысили впервые с января 2014 года. Впрочем, как отметил А. Калачев, после публикации промежуточной отчетности за девять месяцев 2016-го никакой более-менее значимой фундаментальной информации за предыдущие недели по эмитенту не поступало.
«Ввиду этого игрокам для роста котировок достаточно было позитивных заявлений руководства компании, сообщившего, что предприятие собирается завершить год с выручкой, превышающей план на 15-30%, – подчеркнул А. Калачев. – Улучшить прогноз, как объяснил представитель «КамАЗа», удалось благодаря оптимизации издержек, господдержке и росту спроса на грузовики. Однако по поводу оптимизации издержек возникают сомнения. Общие продажи грузовиков действительно растут, и «КамАЗ» по-прежнему остается лидером рынка. Тем не менее, судя по отчетности за три квартала по РСБУ, единственное, что обеспечивает прибыльность компании, – это госдотации. А зависимость финансовых результатов компании от уровня господдержки, особенно в период бюджетного дефицита и урезания госрасходов, смущает».
Как видим, предположения эксперта оправдались. И ценные бумаги «КамАЗа» довольно быстро вернулись к значениям второй половины ноября. Схожий сценарий отыграли и акции «Соллерса», выросшие к середине декабря более чем на 10% – до 576 руб., однако быстро подешевевшие на 30-40 руб. и торговавшиеся в этих пределах вплоть до Нового года. Что касается бумаг компании «АвтоВАЗ», то они провели минувший месяц в узком диапазоне от 9,44 до 9,77 руб.

Набрать запредельную высоту

В декабре новым рекордом отметился «Аэрофлот», чей рыночный спурт, казалось, уже перестал удивлять кого бы то ни было. Так, на стыке второй и третьей декад месяца акции национального авиаперевозчика России впервые добрались на Московской бирже до отметки в 160 руб. Причем с момента превышения исторического рекорда, установленного еще в феврале 2008 года (108,18 руб.), прошло всего-навсего три месяца. Напомним, что в октябре акции «Аэрофлота» перевалили уже за отметку в 120 руб., в начале ноября – за 130 руб., а в декабре устроили самое настоящее ралли, превысив все мыслимые и немыслимые ожидания рыночных игроков.
Финансовые аналитики не преминули напомнить, что на рост котировок все это время влияли как операционные, так и производственные показатели Группы «Аэрофлот», а также тот факт, что контрольный пакет акций остается в руках государства, что делает бумаги авиаперевозчика привлекательными не только для среднесрочных инвесторов, но и для спекулянтов, держащих руку на пульсе.
Впрочем, ближе к Новому году акции «Аэрофлота» подешевели до 152 руб., а в январе года текущего торгуются уже в пределах 146-148 руб. Сумасшедшая гонка завершена?
В свою очередь, бумаги «Трансаэро», которые язык уже не поворачивается называть ценными, устанавливали антирекорды. Котировки не только впервые за все время опустились ниже отметки в 3 руб., которую с тех пор не превышают, но еще и за смехотворные 0,60 руб. успели поторговаться на открытии рынка в один из декабрьских дней.
«Падение котировок неликвидных акций «Трансаэро» может быть связано с осознанием инвестиционным сообществом риска того, что торгуемые на бирже акции могут не иметь отношения к плану создания новой авиакомпании, которой будут владеть кредиторы», – предположил аналитик финансовой корпорации «Уралсиб» Денис Ворчик.
Похоже, что никакие новостные вбросы о возможном возрождении авиакомпании теперь не способны вернуть бумагам привлекательность. А держатели акций, судя по активности в различных форумах, понятия не имеют, что с ними делать. Напомним: в годы операционной деятельности авиакомпании «Трансаэро» ее бумаги торговались на ММВБ в пределах 130-210 руб., чего даже инвесторам «Аэрофлота» в нынешних условиях пока не снится.
А вот котировки акций «ЮТэйр» в декабре держались на стабильно высоком для себя уровне – от 10,15 до 10,50 руб. Однако объемы торгов, по словам финансовых аналитиков, особо не удивляли.

Зафиксировать результаты

Не менее стабильно, чем авиакомпания «ЮТэйр», но уже гораздо ближе к собственным рекордным значениям вели себя на декабрьских торгах акции НМТП. Их котировки менялись в узком коридоре между 6,43 до 6,67 руб. – это наиболее внушительные за последние 9 лет значения.
Положительно сказались и опубликованные Группой НМТП консолидированные финансовые результаты по МСФО за три квартала 2016 года, согласно которым показатель EBITDA Новороссийского морского торгового порта вырос на 5,9%, составив $516,9 млн, а прибыль – на 212,1%, достигнув $488,5 млн. Вместе с тем чистый долг НМТП сократился на 20,6%, составив $1,113 млрд.
В начале декабря сохраняли привлекательность и обыкновенные акции Дальневосточного морского пароходства (FESCO), торговавшиеся дороже 3,40 руб. еще с середины ноября – причем впервые с середины 2014 года. И это, напомним, после того, как летом их стоимость на Московской бирже редко и с большим трудом достигала отметки в 2 руб.
«На спекулятивный рост котировок ДВМП повлияли новости о возможной продаже Группой FESCO своего 27% пакета в «ТрансКонтейнере» и о возможной допэмиссии на 50% от уставного капитала, – рассказал заместитель начальника аналитического отдела инвестиционной компании «ЛМС» Дмитрий Марков. – В обоих случаях денежные средства пойдут на погашение значительных долгов перевозчика. У ДВМП сохраняются проблемы с реструктуризацией публичного долга, динамика финансовых показателей в текущем году негативная, поэтому потенциал роста перевозчика ограничен».
Действительно, во второй половине декабря котировки ДВМП стали снижаться, а возобновившийся после Нового года рост по-прежнему не позволяет акциям превысить показатели месячной давности.
Напоследок добавим, что декабрь был отмечен ростом котировок компании «Мостотрест» более чем на 10%, а в январе курс ее акций успел подрасти еще больше. А вот бумаги «ТрансКонтейнера» держались относительно ровно, но в последней декаде месяца подешевели на 150 руб., что, впрочем, никак не связано с ситуацией на рынке контейнерных перевозок. Как напоминают эксперты, торги низколиквидными акциями крайне непредсказуемы.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions