Поддать газу
Главными нарушителями рыночного спокойствия оказались акции ОАО «ГАЗ», напомнившие о себе после двухлетней спячки. К середине декабря – всего лишь за неделю – котировки выросли с 500 до 630 руб., достигнув показателей августа 2014 года. Рост более чем на 25%, учитывая отсутствие как объясняющих его корпоративных событий, так и фундаментальных причин, не мог не удивлять.
«Последняя финансовая отчетность ОАО «ГАЗ» была опубликована задолго до этого движения и впечатления на инвесторов не произвела, – рассказал РЖД-Партнеру эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. – Вероятно, столь резкий и неожиданный рост котировок мог быть вызван или действиями инсайдеров, или манипулированием ценами держателей акций для повышения стоимости инвестиционного портфеля ближе к концу года. Разогреть низколиквидные бумаги не так уж сложно. Акции ОАО «ГАЗ» прочно застряли в группе «третьего эшелона», средний оборот на бирже до этого составлял около 150 тыс. руб. и вдруг вырос до 1,5-2 млн руб. Но даже эти обороты вряд ли стоит считать впечатляющими. Я бы не доверял движению, которое можно организовать, имея на это всего лишь 1,5 млн руб.».
Добавим, что в заключительные дни декабря котировки ОАО «ГАЗ» слегка просели, однако по-прежнему существенно превышали значения минувших месяцев. Из числа других автомобилестроителей напомнил о себе «КамАЗ», чьи акции в первой половине отчетного периода успели вырасти с 47 до 52,45 руб. Причем отметку в 50 руб. бумаги превысили впервые с января 2014 года. Впрочем, как отметил А. Калачев, после публикации промежуточной отчетности за девять месяцев 2016-го никакой более-менее значимой фундаментальной информации за предыдущие недели по эмитенту не поступало.
«Ввиду этого игрокам для роста котировок достаточно было позитивных заявлений руководства компании, сообщившего, что предприятие собирается завершить год с выручкой, превышающей план на 15-30%, – подчеркнул А. Калачев. – Улучшить прогноз, как объяснил представитель «КамАЗа», удалось благодаря оптимизации издержек, господдержке и росту спроса на грузовики. Однако по поводу оптимизации издержек возникают сомнения. Общие продажи грузовиков действительно растут, и «КамАЗ» по-прежнему остается лидером рынка. Тем не менее, судя по отчетности за три квартала по РСБУ, единственное, что обеспечивает прибыльность компании, – это госдотации. А зависимость финансовых результатов компании от уровня господдержки, особенно в период бюджетного дефицита и урезания госрасходов, смущает».
Как видим, предположения эксперта оправдались. И ценные бумаги «КамАЗа» довольно быстро вернулись к значениям второй половины ноября. Схожий сценарий отыграли и акции «Соллерса», выросшие к середине декабря более чем на 10% – до 576 руб., однако быстро подешевевшие на 30-40 руб. и торговавшиеся в этих пределах вплоть до Нового года. Что касается бумаг компании «АвтоВАЗ», то они провели минувший месяц в узком диапазоне от 9,44 до 9,77 руб.
Набрать запредельную высоту
В декабре новым рекордом отметился «Аэрофлот», чей рыночный спурт, казалось, уже перестал удивлять кого бы то ни было. Так, на стыке второй и третьей декад месяца акции национального авиаперевозчика России впервые добрались на Московской бирже до отметки в 160 руб. Причем с момента превышения исторического рекорда, установленного еще в феврале 2008 года (108,18 руб.), прошло всего-навсего три месяца. Напомним, что в октябре акции «Аэрофлота» перевалили уже за отметку в 120 руб.,
в начале ноября – за 130 руб., а в декабре устроили самое настоящее ралли, превысив все мыслимые и немыслимые ожидания рыночных игроков.
Финансовые аналитики не преминули напомнить, что на рост котировок все это время влияли как операционные, так и производственные показатели Группы «Аэрофлот», а также тот факт, что контрольный пакет акций остается в руках государства, что делает бумаги авиаперевозчика привлекательными не только для среднесрочных инвесторов, но и для спекулянтов, держащих руку на пульсе.
Впрочем, ближе к Новому году акции «Аэрофлота» подешевели до 152 руб., а в январе года текущего торгуются уже в пределах 146-148 руб. Сумасшедшая гонка завершена?
В свою очередь, бумаги «Трансаэро», которые язык уже не поворачивается называть ценными, устанавливали антирекорды. Котировки не только впервые за все время опустились ниже отметки в 3 руб., которую с тех пор не превышают, но еще и за смехотворные 0,60 руб. успели поторговаться на открытии рынка в один из декабрьских дней.
«Падение котировок неликвидных акций «Трансаэро» может быть связано с осознанием инвестиционным сообществом риска того, что торгуемые на бирже акции могут не иметь отношения к плану создания новой авиакомпании, которой будут владеть кредиторы», – предположил аналитик финансовой корпорации «Уралсиб» Денис Ворчик.
Похоже, что никакие новостные вбросы о возможном возрождении авиакомпании теперь не способны вернуть бумагам привлекательность. А держатели акций, судя по активности в различных форумах, понятия не имеют, что с ними делать. Напомним: в годы операционной деятельности авиакомпании «Трансаэро» ее бумаги торговались на ММВБ в пределах 130-210 руб., чего даже инвесторам «Аэрофлота» в нынешних условиях пока не снится.
А вот котировки акций «ЮТэйр» в декабре держались на стабильно высоком для себя уровне – от 10,15 до 10,50 руб. Однако объемы торгов, по словам финансовых аналитиков, особо не удивляли.
Зафиксировать результаты
Не менее стабильно, чем авиакомпания «ЮТэйр», но уже гораздо ближе к собственным рекордным значениям вели себя на декабрьских торгах акции НМТП. Их котировки менялись в узком коридоре между 6,43 до 6,67 руб. – это наиболее внушительные за последние 9 лет значения.
Положительно сказались и опубликованные Группой НМТП консолидированные финансовые результаты по МСФО за три квартала 2016 года, согласно которым показатель EBITDA Новороссийского морского торгового порта вырос на 5,9%, составив $516,9 млн, а прибыль – на 212,1%, достигнув $488,5 млн. Вместе с тем чистый долг НМТП сократился на 20,6%, составив $1,113 млрд.
В начале декабря сохраняли привлекательность и обыкновенные акции Дальневосточного морского пароходства (FESCO), торговавшиеся дороже 3,40 руб. еще с середины ноября – причем впервые с середины 2014 года. И это, напомним, после того, как летом их стоимость на Московской бирже редко и с большим трудом достигала отметки в 2 руб.
«На спекулятивный рост котировок ДВМП повлияли новости о возможной продаже Группой FESCO своего 27% пакета в «ТрансКонтейнере» и о возможной допэмиссии на 50% от уставного капитала, – рассказал заместитель начальника аналитического отдела инвестиционной компании «ЛМС» Дмитрий Марков. – В обоих случаях денежные средства пойдут на погашение значительных долгов перевозчика. У ДВМП сохраняются проблемы с реструктуризацией публичного долга, динамика финансовых показателей в текущем году негативная, поэтому потенциал роста перевозчика ограничен».
Действительно, во второй половине декабря котировки ДВМП стали снижаться, а возобновившийся после Нового года рост по-прежнему не позволяет акциям превысить показатели месячной давности.
Напоследок добавим, что декабрь был отмечен ростом котировок компании «Мостотрест» более чем на 10%, а в январе курс ее акций успел подрасти еще больше. А вот бумаги «ТрансКонтейнера» держались относительно ровно, но в последней декаде месяца подешевели на 150 руб., что, впрочем, никак не связано с ситуацией на рынке контейнерных перевозок. Как напоминают эксперты, торги низколиквидными акциями крайне непредсказуемы.
Автор: Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.