RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
09.09.2016 15:24:00
РЖД-Партнер

Обзор пассажирских железнодорожных перевозок в августе 2016 г.

В августе 2016 г. на инфраструктуре ОАО "РЖД" было перевезено 94,4 млн пассажиров, что на 0,7 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Динамика  объемов пассажирской работы  говорит о том, что летом тенденция оттока пассажиров пригородного сообщения продолжилась. В то же время, с наступлением пика летних отпусков ожидаемо выросло количество пассажиров в дальнем следовании.

«Детский» фактор

В «пригороде» за последний летний месяц было отправлено 81,6 млн пассажиров (-1,7% к августу 2015г. ), в июле - 84 млн пассажиров (-0,5%), в июне - 81,6 млн пассажиров (-0,9%). На фоне падающей статистики пригородных перевозок сегмент дальнего следования демонстрирует уверенный рост. В августе рост объемов перевозок в дальнем следовании составил +5,9%. За этот период в поездах «ФПК» было перевезено 12,8 млн. пассажиров. В июле 2016 г. на инфраструктуре ОАО "РЖД" поездами дальнего следования воспользовались 12,5 млн пассажиров (+8%). В июне этот показатель составил 9,6 млн (+3,9%).
Впрочем, стабильный рост в сегменте дальних перевозок не смог обеспечить достаточно устойчивые показатели работы всего пассажирского комплекса. Так, с начала года всего было отправлено 673,6 млн пассажиров, это на 0,7% меньше к январю-августу 2015 г., из них в дальнем следовании перевезено 70,8 млн пассажиров (+4,4%), в пригородном сообщении – 602,8 млн (-1,3%). Пассажирооборот на сети ОАО "РЖД" с начала этого года увеличился на 4,3% к уровню прошлого и составил 87,3 млрд пасс-км. В значительной степени увеличению спроса на дальних маршрутах способствовало принятое весной этого года решение о предоставлении скидки в размере 50% на проезд детей в летний период с 1 июня по 31 августа в поездах дальнего следования. До этого такое право предоставлялось только в учебный период – с 1 сентября по 31 мая. При этом впервые в отечественной практике для покупки льготного билета школьнику в билетных кассах не потребовалось предъявлять справок из школы, что так же упростило процедуру покупки билетов в он-лайн сервисах. При этом функция подобного контроля была возложена на проводников, которые проверяют документы непосредственно при посадке в состав.
Таким образом, всего за период с июня по август число пассажиров в возрасте от 10 до 17 лет выросло на 16% в сравнении с летом 2015 г. и составило около 2,5 млн детей. За летние каникулы, по данным ОАО «РЖД», поездами дальнего следования перевезено около 6 млн детей в возрасте до 17 лет. В том числе в составе организованных групп проследовало порядка 480 тыс. детей. До конца сентября, по прогнозам компании, перевозки детей в составе организованных групп превысят 500 тыс. человек. Для организованных детских групп было сформировано 27 специальных поездов с вагонами последних лет постройки и улучшенными характеристиками. Всего за весь летний период минувшего сезона было назначено 248 "детских" рейсов. Летом 2015 г. таких рейсов было 231.

Самый нужный маршрут

Особой популярностью не только у детей, но и их родителей пользовались перевозки в направлении Черноморского побережья. К середине лета их рост составил 29% к аналогичному периоду прошлого года, однако спрос во многом объясним определенными ограничениями, введенными на отдых в Турции и Египте. По словам заместителя генерального директора АО «ФПК» Алексея Жигунова, в этом году пассажиропоток на Черноморское побережье заметно увеличился. Этим летом АО «ФПК» увеличила количество рейсов поездов на 8,3%. Было назначено 535 рейсов дополнительных поездов, из них в направлении юга России – 464 рейса. Всего по итогам трех летних месяцев на черноморские курорты компания предложила свыше 8,5 млн мест, что на 13,4% больше, чем в 2015 г. Согласно предварительным оценкам, всего за весь курортный сезон на Черноморском побережье отдохнуло около 6,2 млн пассажиров. А если сюда еще включить курорты Северного Кавказа, то общее число перевезённых пассажиров может достичь 7,4 млн человек (+17%). Причем стоит отметить, что качество сервиса для отпускников, следующих на юг, повышается вслед за спросом. Так, количество вагонов, оборудованных системами кондиционирования, составило более 4,5 тыс., биотуалетами оборудовано 3 тыс. вагонов.

Спаривание «Сапсанов» дало результат

Отличительной особенностью пассажирского лета 2016 г. стал рост объемов перевозок в скоростных и высокоскоростных поездах. Так, в июле перевозки пассажиров поездами "Сапсан" выросли на треть, поэтому в связи с повышенным спросом на август и сентябрь ОАО "РЖД" назначило дополнительные рейсы на данном маршруте. Всего за 7 месяцев 2016 г. услугами высокоскоростных поездов "Сапсан" воспользовались более 2,6 млн пассажиров. Это на 32 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Как поясняют в самой компании, позитивная динамика роста на данном маршруте связана с увеличением предложенных мест за счет сдвоенных составов. Кроме того, все более привлекательными условиями поездки становятся стоимость и гибкая тарифная политика, время в пути, комфорт. Необходимо отметить, что в текущем году стабильно растет и количество проездных документов, оформленных на поезда "Сапсан" через Интернет: с 76% (в 2015 г.) до 83% (по настоящее время) от общего количества проданных билетов.
Положительную динамику демонстрируют и перевозки пассажиров скоростными поездами "Аллегро" сообщением Санкт-Петербург – Хельсинки. При этом доля перевозок поездами "Аллегро" составляет в настоящее время 86% от общего объема перевозок в российско-финляндском сообщении, а само железнодорожное пассажирское сообщение между двумя странами занимает более 70% от всего объема пассажирских перевозок с государствами дальнего зарубежья. При этом пассажиропоток в остальные страны дальнего зарубежья так же растет. По итогам первого полугодия его рост составил 3,5%. Наибольший спрос наблюдается в сообщении Россия – Италия (+36%), Россия – Германия (+28%), Россия – Чехия (+21%), Россия – Австрия (+4%), Россия – Китай (+6,3%), Россия – Польша (+5%). Безусловными стимулами для активации интереса пассажиров и их переходу с авиа транспорта послужило восстановление в графике движения тех пассажирских поездов АО "ФПК", сообщение которых с отдельными странами Европы было прервано в 2014г. Так, в составе поезда № 9/10 Москва – Варшава "Полонез" начали курсировать беспересадочные вагоны Москва – София и Москва – Будапешт. С июня по сентябрь текущего года в составе этого поезда курсируют беспересадочные вагоны в сообщении с городами Варна и Бургас (Болгария), а также Бар (Черногория). Всего на сегодняшний день АО "ФПК" организует перевозки пассажиров по 21 международному маршруту.

Еще раз об электричках

На фоне уверенного роста в сегменте дальнего следования отток пассажиров с пригородных маршрутов стабильно наблюдается не первый год. Проблема возмещения компенсаций ОАО «РЖД» со стороны региональных бюджетов и раньше стояла достаточно остро. Теперь же, в условиях бюджетного дефицита большинства регионов договариваться становится еще сложней. Сегодня дефицит бюджета имеют 65 регионов из 85, о общая сумма их задолженности превышает 2 трлн руб., причем задолженность растет даже в таких экономически успешных регионах, как Калужская область. Как отметил ранее глава компании Олег Белозёров: «Не очень много регионов, в которых практически все обязательства выполнены, а планы своевременно исполняются. Особая благодарность – за выполнение договоренностей и обязательств по ключевому вопросу - пассажирским перевозкам». Стоит надеяться, что стабилизировать ситуацию поможет посредничество Минтранса. Вначале лета регионы представили в транспортное ведомство свои комплексные планы по пригородному сообщению на 2017 г., приступив одновременно к расчету тарифов на проезд пассажиров в следующем году. Кроме того, в министерстве обещали подготовить постановление правительства об установлении коэффициента 0,01 к тарифам на услуги по предоставлению железнодорожной инфраструктуры в пригородном сообщении на долгосрочной основе. И все же, как известно, последнее слово остается за пассажиром. С определенной долей очевидности сегодня он считает достаточно доступным для себя то соотношение услуг и стоимости проезда, которое предлагается в сегменте дальних перевозок. В пригородном комплексе такая доступность зачастую ограничена возможностями региональных бюджетов и платежеспособным спросом.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в марте 2016 года

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в марте 2016 года
По данным ОАО «РЖД», сетевая погрузка в марте 2016-го составила 105,1 млн т, что на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Таким образом, положительный тренд в грузовой работе, наметившийся ранее (в феврале 2016 г. прирост погрузки достиг 2,9%), сохраняется. Есть на рынке грузовых железнодорожных перевозок и относительно новые явления: крупные грузоотправители стали чаще обращаться к регуляторам с просьбами либо об отмене повышенных тарифов, либо о сохранении полученных ранее льгот.
РЖД-Партнер

Обзор железнодорожного рынка РФ в феврале-марте 2016 г.

Обзор железнодорожного рынка РФ в феврале-марте 2016 г.
НПК «Объединенная Вагонная Компания» представляет обзор железнодорожного рынка РФ.  
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в августе 2016 г.

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в августе 2016 г.
По данным ОАО «РЖД» объем сетевой погрузки в августе 2016 г. составил 105,8 млн т, что на 0,7% выше показателя за аналогичный период 2015-го. К сожалению, наиболее заметным событием месяца стала смена тренда в сегменте погрузки угля. Зарегистрированное снижение хотя и не велико (0,5% в годовой динамике), но невольно заставляет задуматься о том, насколько оправданной оказалась жесткая политика государства, направленная на сокращение парка подвижного состава и сказавшаяся, в первую очередь, на численности универсальных полувагонов.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions