+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.09.2016 15:24:00
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор пассажирских железнодорожных перевозок в августе 2016 г.

В августе 2016 г. на инфраструктуре ОАО "РЖД" было перевезено 94,4 млн пассажиров, что на 0,7 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Динамика  объемов пассажирской работы  говорит о том, что летом тенденция оттока пассажиров пригородного сообщения продолжилась. В то же время, с наступлением пика летних отпусков ожидаемо выросло количество пассажиров в дальнем следовании.

«Детский» фактор

В «пригороде» за последний летний месяц было отправлено 81,6 млн пассажиров (-1,7% к августу 2015г. ), в июле - 84 млн пассажиров (-0,5%), в июне - 81,6 млн пассажиров (-0,9%). На фоне падающей статистики пригородных перевозок сегмент дальнего следования демонстрирует уверенный рост. В августе рост объемов перевозок в дальнем следовании составил +5,9%. За этот период в поездах «ФПК» было перевезено 12,8 млн. пассажиров. В июле 2016 г. на инфраструктуре ОАО "РЖД" поездами дальнего следования воспользовались 12,5 млн пассажиров (+8%). В июне этот показатель составил 9,6 млн (+3,9%).
Впрочем, стабильный рост в сегменте дальних перевозок не смог обеспечить достаточно устойчивые показатели работы всего пассажирского комплекса. Так, с начала года всего было отправлено 673,6 млн пассажиров, это на 0,7% меньше к январю-августу 2015 г., из них в дальнем следовании перевезено 70,8 млн пассажиров (+4,4%), в пригородном сообщении – 602,8 млн (-1,3%). Пассажирооборот на сети ОАО "РЖД" с начала этого года увеличился на 4,3% к уровню прошлого и составил 87,3 млрд пасс-км. В значительной степени увеличению спроса на дальних маршрутах способствовало принятое весной этого года решение о предоставлении скидки в размере 50% на проезд детей в летний период с 1 июня по 31 августа в поездах дальнего следования. До этого такое право предоставлялось только в учебный период – с 1 сентября по 31 мая. При этом впервые в отечественной практике для покупки льготного билета школьнику в билетных кассах не потребовалось предъявлять справок из школы, что так же упростило процедуру покупки билетов в он-лайн сервисах. При этом функция подобного контроля была возложена на проводников, которые проверяют документы непосредственно при посадке в состав.
Таким образом, всего за период с июня по август число пассажиров в возрасте от 10 до 17 лет выросло на 16% в сравнении с летом 2015 г. и составило около 2,5 млн детей. За летние каникулы, по данным ОАО «РЖД», поездами дальнего следования перевезено около 6 млн детей в возрасте до 17 лет. В том числе в составе организованных групп проследовало порядка 480 тыс. детей. До конца сентября, по прогнозам компании, перевозки детей в составе организованных групп превысят 500 тыс. человек. Для организованных детских групп было сформировано 27 специальных поездов с вагонами последних лет постройки и улучшенными характеристиками. Всего за весь летний период минувшего сезона было назначено 248 "детских" рейсов. Летом 2015 г. таких рейсов было 231.

Самый нужный маршрут

Особой популярностью не только у детей, но и их родителей пользовались перевозки в направлении Черноморского побережья. К середине лета их рост составил 29% к аналогичному периоду прошлого года, однако спрос во многом объясним определенными ограничениями, введенными на отдых в Турции и Египте. По словам заместителя генерального директора АО «ФПК» Алексея Жигунова, в этом году пассажиропоток на Черноморское побережье заметно увеличился. Этим летом АО «ФПК» увеличила количество рейсов поездов на 8,3%. Было назначено 535 рейсов дополнительных поездов, из них в направлении юга России – 464 рейса. Всего по итогам трех летних месяцев на черноморские курорты компания предложила свыше 8,5 млн мест, что на 13,4% больше, чем в 2015 г. Согласно предварительным оценкам, всего за весь курортный сезон на Черноморском побережье отдохнуло около 6,2 млн пассажиров. А если сюда еще включить курорты Северного Кавказа, то общее число перевезённых пассажиров может достичь 7,4 млн человек (+17%). Причем стоит отметить, что качество сервиса для отпускников, следующих на юг, повышается вслед за спросом. Так, количество вагонов, оборудованных системами кондиционирования, составило более 4,5 тыс., биотуалетами оборудовано 3 тыс. вагонов.

Спаривание «Сапсанов» дало результат

Отличительной особенностью пассажирского лета 2016 г. стал рост объемов перевозок в скоростных и высокоскоростных поездах. Так, в июле перевозки пассажиров поездами "Сапсан" выросли на треть, поэтому в связи с повышенным спросом на август и сентябрь ОАО "РЖД" назначило дополнительные рейсы на данном маршруте. Всего за 7 месяцев 2016 г. услугами высокоскоростных поездов "Сапсан" воспользовались более 2,6 млн пассажиров. Это на 32 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Как поясняют в самой компании, позитивная динамика роста на данном маршруте связана с увеличением предложенных мест за счет сдвоенных составов. Кроме того, все более привлекательными условиями поездки становятся стоимость и гибкая тарифная политика, время в пути, комфорт. Необходимо отметить, что в текущем году стабильно растет и количество проездных документов, оформленных на поезда "Сапсан" через Интернет: с 76% (в 2015 г.) до 83% (по настоящее время) от общего количества проданных билетов.
Положительную динамику демонстрируют и перевозки пассажиров скоростными поездами "Аллегро" сообщением Санкт-Петербург – Хельсинки. При этом доля перевозок поездами "Аллегро" составляет в настоящее время 86% от общего объема перевозок в российско-финляндском сообщении, а само железнодорожное пассажирское сообщение между двумя странами занимает более 70% от всего объема пассажирских перевозок с государствами дальнего зарубежья. При этом пассажиропоток в остальные страны дальнего зарубежья так же растет. По итогам первого полугодия его рост составил 3,5%. Наибольший спрос наблюдается в сообщении Россия – Италия (+36%), Россия – Германия (+28%), Россия – Чехия (+21%), Россия – Австрия (+4%), Россия – Китай (+6,3%), Россия – Польша (+5%). Безусловными стимулами для активации интереса пассажиров и их переходу с авиа транспорта послужило восстановление в графике движения тех пассажирских поездов АО "ФПК", сообщение которых с отдельными странами Европы было прервано в 2014г. Так, в составе поезда № 9/10 Москва – Варшава "Полонез" начали курсировать беспересадочные вагоны Москва – София и Москва – Будапешт. С июня по сентябрь текущего года в составе этого поезда курсируют беспересадочные вагоны в сообщении с городами Варна и Бургас (Болгария), а также Бар (Черногория). Всего на сегодняшний день АО "ФПК" организует перевозки пассажиров по 21 международному маршруту.

Еще раз об электричках

На фоне уверенного роста в сегменте дальнего следования отток пассажиров с пригородных маршрутов стабильно наблюдается не первый год. Проблема возмещения компенсаций ОАО «РЖД» со стороны региональных бюджетов и раньше стояла достаточно остро. Теперь же, в условиях бюджетного дефицита большинства регионов договариваться становится еще сложней. Сегодня дефицит бюджета имеют 65 регионов из 85, о общая сумма их задолженности превышает 2 трлн руб., причем задолженность растет даже в таких экономически успешных регионах, как Калужская область. Как отметил ранее глава компании Олег Белозёров: «Не очень много регионов, в которых практически все обязательства выполнены, а планы своевременно исполняются. Особая благодарность – за выполнение договоренностей и обязательств по ключевому вопросу - пассажирским перевозкам». Стоит надеяться, что стабилизировать ситуацию поможет посредничество Минтранса. Вначале лета регионы представили в транспортное ведомство свои комплексные планы по пригородному сообщению на 2017 г., приступив одновременно к расчету тарифов на проезд пассажиров в следующем году. Кроме того, в министерстве обещали подготовить постановление правительства об установлении коэффициента 0,01 к тарифам на услуги по предоставлению железнодорожной инфраструктуры в пригородном сообщении на долгосрочной основе. И все же, как известно, последнее слово остается за пассажиром. С определенной долей очевидности сегодня он считает достаточно доступным для себя то соотношение услуг и стоимости проезда, которое предлагается в сегменте дальних перевозок. В пригородном комплексе такая доступность зачастую ограничена возможностями региональных бюджетов и платежеспособным спросом.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions