• Ставка на полувагон
    2168
    5.8 %
    руб./сут.
    апрель 2018
  • Индекс качества IV квартал 2017 г. - 67 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 61.77 0.44 EUR ЦБ РФ 75.79 0.14
    BTC 8925.27 usd BTC 551648.63 rub
RU EN
RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
09.09.2016 12:46:19
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор крупнейших железнодорожных катастроф (2012-2016 гг.)

Крупнейшие железнодорожные катастрофы в мире произошли за последние 5 лет – в хронологическом порядке – в Аргентине, Канаде, Испании, Конго и Германии. Однако обзор, пожалуй, следует начать с более раннего крушения, случившегося в России.
Обзор крупнейших железнодорожных катастроф (2012-2016 гг.)

Россия, Тверская область, Бологовский район

27 ноября 2009 года на границе Новгородской и Тверской областей в результате взрыва произошел сход трех вагонов скоростного поезда «Невский экспресс» сообщением Москва – Санкт-Петербург. На момент катастрофы в поезде находились 682 человека, из которых 661 пассажир. Первые десять вагонов не пострадали, вагоны № 2, 3 и 4 завалились набок, а вагон № 1 оторвался от состава, поднялся над рельсами, столкнулся с тремя бетонными опорами ЛЭП и ударился в откос своей торцевой частью, остановившись на расстоянии 750 м от вагона предпоследнего.
Большинство из погибших пассажиров ехали как раз в этом вагоне. В общей сложности жертвами крушения стали 28 человек, более 130 получили ранения. В числе погибших – глава Росрезерва Борис Евстратиков и председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Тарасов. Ущерб РЖД составил 187 млн руб.
В момент происшествия многие слышали хлопок и видели вспышку. К тому же на месте ЧП была обнаружена воронка диаметром около метра. Позднее ФСБ РФ подтвердило: причина крушения «Невского экспресса» – взрыв самодельного устройства мощностью 7 кг в тротиловом эквиваленте. Однако последствия были осложнены тем, что сразу после взрыва машинист, согласно инструкции, применил экстренное торможение, из-за чего начала складываться хвостовая часть (тот самый вагон № 1) поезда, который шел со скоростью 190 км/ч. Это и стало основной причиной массовых жертв. К тому же следов воздействия огня на исследованные трупы так и не обнаружили.
Ответственность за подрыв «Невского экспресса» взял на себя лидер «Кавказского эмирата» Доку Умаров. 10 обвиняемых по делу получили сроки от 7 лет до пожизненного заключения.

Аргентина, город Буэнос-Айрес

22 февраля 2012 года в утренний час пик состав из 8 вагонов, прибывавший к аргентинской станции имени 11 сентября, не сумел затормозить и врезался в систему сдерживающих рельсовых буферов. В поезде находилось более 1200 пассажиров, из которых 51 погиб (52-м считали нерожденного ребенка). Более 700 человек получили ранения – в основном из-за разбившихся стекол. Та железнодорожная катастрофа стала для Аргентины третьей по числу жертв после 1970 и 1978 годов, когда погибли соответственно 236 и 55 человек.

Канада, провинция Квебек, город Лак-Мегантик

6 июля 2013 года в канадском Лак-Мегантике у неуправляемого грузового поезда с 70 цистернами сырой нефти отказала тормозная система. Состав скатился с холма, цистерны оторвались от локомотива и, набрав скорость, сошли с рельсов в центральной части города с населением около 6000 человек на берегу озера. В результате возгорания произошла серия из 6 мощных взрывов, разрушивших центральную часть города, а из опасного района пришлось эвакуировать более 1,5 тыс. жителей и приезжих. Многие лишились своих домов и машин. 47 человек погибло.

Испания, провинция Ла-Корунья, город Сантьяго-де-Компостела

24 июля 2013 года в Испании высокоскоростной поезд Alvia сообщением Мадрид – Ферроль прибывал к станции Сантьяго-де-Компостела. Когда до остановочного пункта оставалось всего 3-4 км, все 8 вагонов поезда сошли с рельсов и перевернулись, а в некоторых начался пожар. Из 222 человек, лишь 4 из которых были членами бригады, погибли 79, а почти все остальные получили ранения.
Экспертиза показала, что состав не имел технических неисправностей. Более того, утром упомянутого дня прошел плановое обслуживание и находился в отличном состоянии. Отметим также и то, что поезда Alvia были введены в эксплуатацию в Испании лишь годом ранее.
Как позже выяснилось, пассажирский состав шел со скоростью около 190 км/ч, что более чем в 2 раза превышало предельно разрешенную на кривом участке пути. В ходе расследования 52-летний машинист признал грубейшую ошибку, а заодно поведал, что и раньше превышал там скорость, иногда даже выкладывая в соцсети фотографии, подтверждающие факт железнодорожного лихачества. В то же время он настаивал на том, что за секунды до крушения разговаривал по служебному телефону с диспетчером, а потом пытался включить тормозную систему, но было уже поздно.

Конго, провинция Верхняя Катанга

22 апреля 2014 года на юго-востоке Демократической республики Конго, в провинции Верхняя Катанга, известной своими крупными горнодобывающими предприятиями, произошло крушение товарного поезда. Состав сошел с рельсов, превысив допустимую скорость почти на 40 км/ч и не сумев обойти коварный изгиб на трассе.
В поезде, как ни странно, ехали люди. В итоге 74 человека погибли, еще 163 были ранены. Изначально появились слухи о том, что в числе жертв оказались и граждане РФ, но чуть позже информация была опровергнута.
Добавим также, что крушения поездов в Конго – явление нередкое. Основные причины – перегрузка составов и плохая инфраструктура. Более того, конголезцы часто прыгают на поездах с целью бесплатного путешествия по регионам, а сотрудники общественной железнодорожной компании страны умудряются нелегально продавать билеты на грузовые поезда.

Германия, район Розенхайм, город Бад-Айблинг

9 февраля текущего года в результате лобового столкновения двух поездов в немецком Бад-Айблинге, что в административном округе Верхняя Бавария, погибло 12 из 150 пассажиров, еще 89 человек получили ранения различной степени тяжести. По плану оба состава, шедшие со скоростью около 100 км/ч, должны были разминуться на станции Кольбермор в 6:44. Но если один из поездов следовал четко по расписанию, то другой на 4 минуты опаздывал. Это и стало причиной катастрофы.
Спустя два месяца следствие выявило, что столкновение произошло из-за действий диспетчера, который незадолго до этого был увлечен игрой на мобильном телефоне. Невнимательность привела к тому, что машинисты поездов получили неправильные данные, а в компьютер были введены неверные аварийные коды.

Основные причины железнодорожных катастроф

Подводя итоги обзора, следует говорить о трех факторах: человеческом, финансовом и форс-мажорном. Так, специалисты напоминают, что чаще всего катастрофы на железных дорогах происходят из-за халатного отношения людей к собственным обязанностям. И в первую очередь это касается работников, отвечающих за безопасность движения поездов: диспетчеров, машинистов, монтеров пути.
Отказ техники или ее поломка – вторая причина. Как известно, со временем многое устаревает. И в случае недостатка финансовых средств на ремонт или замену изношенного оборудования, подвижного состава и самого пути есть существенные риски, что все обернется чрезвычайным происшествием с погибшими. Наконец, гораздо реже, но все-таки случаются проделки матушки-природы и теракты, от которых, по объяснимым причинам, крайне сложно застраховаться.
«Основным фактором, влияющим на безопасность, даже в технически сложных системах, является фактор человеческий, – резюмирует заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. – Именно поэтому в России на железнодорожном транспорте увеличивают объем диагностики, ее детализацию с помощью различных лабораторных комплексов, диагностирующих состояние пути. Внедряют микропроцессорные системы, имеющие существенное преимущество перед прежними системами в части безопасности и отказов. В систему управления движением включают программные комплексы, совершенствуют матаппарат и т.д. Однако без сотрудников «на местах» все равно обойтись невозможно. Технические системы можно продублировать, повысив параметры безотказной работы. С человеческим фактором продублировать получается не везде. Наиболее «благополучным» в этом отношении являются локомотивные бригады. А наличие многочисленных систем управления, ведения и диагностики локомотивов повышают безопасность как грузовых, так и пассажирских перевозок. Однако даже в этой сфере случаются ошибки, в основном что касается маневровой работы на станциях. Одним из путей повышения безопасности является продолжение модернизации систем инфраструктуры и локомотивов в сторону большей автоматизации процессов, контроля действий персонала и предупреждения нештатных ситуаций».
В руководстве ИПЕМ отметили также, что безопасности перевозок в ОАО «РЖД» уделяют самое пристальное внимание, а потому по части оснащенности системами безопасности новые отечественные локомотивы и модернизированные или недавно построенные объекты инфраструктуры более прогрессивны по сравнению с иностранными железными дорогами, а некоторые даже являются уникальными.
«Несмотря на это человеческий фактор является «слабым» звеном в системе безопасности перевозок, которому продолжают уделять внимание», – заключил В. Савчук.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в марте 2018 года

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в марте 2018 года
Погрузка в первый месяц весны текущего года, по данным ОАО «РЖД», превысила 112,4 млн т, что на 3,1% больше, чем за аналогичный период 2017-го. Драйвером роста стал, как обычно, экспорт. Однако по отдельным номенклатурам отправители усилили внимание и к удовлетворению спроса на внутреннем рынке
РЖД-Партнер

Февраль: рост перевозок всех ключевых грузов за исключением нефти

Февраль: рост перевозок всех ключевых грузов за исключением нефти
НПК «Объединенная Вагонная Компания» представляет обзор железнодорожного рынка РФ в феврале-марте 2018 г.

В феврале 2018 г. рост перевозок продолжился: погрузка составила 99,8 млн т (+3,9% к аналогичному периоду прошлого года), грузооборот — 196,3 млрд т-км (+3,7%).
Возобновился рост погрузки угля (+3,8%), также выросли объемы перевозок строительных грузов (+5,6%), железной руды (+3,7%), черных металлов (+7,1%), лесных грузов (+5,7%), удобрений (+6,7%), цемента (+7,1%), зерна (+43,8%) и кокса (+4,5%).
Снизились перевозки нефти (-2,6%), цветной руды (-6,3%) и лома (-6,5%).
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в феврале 2018 года

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в феврале 2018 года
В феврале 2018 года погрузка на сети ОАО «РЖД» составила 99,8 млн т, что на 3,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Грузооборот за февраль 2018-го увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,7% и составил 196,3 млрд тарифных т-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время вырос на 3,4% и составил 251,3 млрд т-км. Погрузка за январь – февраль 2018-го составила 203,3 млн т, что на 3,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

  1. В ОАО "РЖД" предложили специализацию железнодорожных линий на грузовые и ускоренные пассажирские перевозки в качестве одного из возможных вариантов снижения нагрузки на перенапряженные участки сети. Поможет ли это повысить эффективность транспортировок?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions