+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.02.2017 16:30:09
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в январе 2017 года

По данным ОАО "РЖД" в январе 2017 года сетевая погрузка составила 100,1 млн т, что на 6,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рекордного результата (по крайней мере, за последние годы) удалось достичь за счет существенного роста объемов погрузки угля, а также стройгрузов, черных металлов и ряда других номенклатур. При этом решающую роль сыграло улучшение грузовой работы в комплексе, так как в нынешнем январе положительный итог был бы получен даже в том случае, если погрузка угля  всего лишь сохранила  прошлогодний уровень.
Уголь - чемпион

Годом ранее динамика январской сетевой погрузки фиксировалась в зоне отрицательных значений (-2,9% до 93,8 млн т), в целом же за последние три года она либо незначительно росла, либо заметно падала. Например, в январе 2014 года снижение показателя достигало 6,2% (до 95,2 млн т). Однако в нынешнем году результат январской погрузки стал рекордным благодаря росту, зарегистрированному в сегментах угля и ряда других грузов, оказывающих значительное влияние на итоги грузовой работы.

Так, в январе 2017 г. было погружено 31,4 млн т каменного угля , что на 9,9% больше по сравнением с аналогичным периодом прошлого года. С учетом его значительной доли в общей структуре погрузки (31,4%) отмеченная динамика существенным образом сказалась на общих итогах месяца. Для сравнения – в январе 2016 на сети погрузили 28,6 млн т каменного угля и рост в годовой динамике достигал лишь 2,6%. В январе 2015-го аналогичный показатель составлял 27,9 млн т (+3,6% к январю 2014 года). По мнению заместителя генерального директора по перспективному развитию и взаимодействию с федеральными органами ООО "Управляющая портовая компания" Ирины Ольховской значительный рост объемов угля на сети РЖД в январе 2017 г. (как и в течение всего 2016-го) стал результатом внедрения со стороны РЖД новых технологий перевозки, в частности, тяжеловесного движения, ежедневного совместного с грузовладельцами планирования погрузки, налаживания системной работы логистических центров.

Свою роль сыграло стимулирования грузоотправителей к использованию инновационных вагонов повышенной грузоподъемности и модернизации портового оборудования, что обеспечило ритмичную обработку увеличивающегося грузопотока. «Можно сказать, что сейчас РЖД является компанией, объединяющей всех: и грузоотправителей, и операторов, и порты, -- отмечает И.Ольховская. -- То есть перевозочный процесс осуществляется как единая система, что повышает оперативность принятия решений, эффективность и результативность». Ситуацию хорошо иллюстрируют цифры от ООО «УПК», занимающего около 33% на российском рынке перевалки угля. По итогам января 2017 г. порты под управлением УПК показали отличную динамику роста объемов. Общий объем погрузки угля в адрес АО «Восточный Порт» и АО «Ростерминалуголь» в январе 2017 г. составил более 3,6 млн т, что на 833 тыс т больше по сравнению с январем 2016-го. В адрес АО «Ростерминалуголь» погружено более 1,6 млн.тн. российского угля, что на 600 тыс т больше по сравнению с январем 2016 года. Рост погрузки в адрес АО «Ростерминалуголь» составил более 58% в тоннах и 55% в вагонах. «Такая разница в процентном росте погрузки в тоннах и вагонах обусловлена увеличением использования грузоотправителями инновационных вагонов повышенной грузоподъемности», -- поясняет И.Ольховская. По ее словам, в АО «Ростерминалуголь» средняя загрузка вагона в январе выросла с 70,5 до 71,5 т, что обеспечило серьезный рост объема перевозки в тоннах на фоне показателя загрузки стандартного вагона 69-70 т. 2016года. По итогам января 2017 г. в АО «Восточный Порт» зафиксировано увеличение показателя средней загрузки вагона с 71,8 до 72,8 т.

Необходимо также отметить, что на рост погрузки и перевозки объемов угля в направлении Северо-Запада в январе 2017 г. большое влияние оказали благоприятные климатические условия – мягкая зима. «Наряду с ежегодно проводимыми усиленными мероприятиями по подготовке к зимнему периоду в АО «Восточный Порт» и АО «Ростерминалуголь», что обеспечило рекордные показатели увеличения объемов погрузки», -- комментирует И.Ольховская. По ее словам, в адрес АО «Восточный Порт» в январе было погружено более 2 млн т российского угля, что на 240 тыс. т (или на 13%) больше по сравнению с январем 2016-го. Вероятно, что свою роль в увеличении перевозок угля сыграл и рост цен на уголь на мировом рынке, которые еще в середине ноябре 2016-го достигали 88,2 $/т.

Низкодоходные грузы могут быть технологичными

Что касается стимулирования грузоотправителей к использованию вагонов с повышенной загрузкой, то генеральный директор АНО ИИЖД Павел Иванкин считает, что уже 2016-й по сути стал годом инновационного вагона. Это видно из показателей эксплуатационной работы ОАО «РЖД». «При сокращении парка подвижного состава на 4,5%, в том числе полувагонов на 5,4%, и пусть небольшой, но положительной динамике грузовой работы (+0,4%) количество погруженных вагонов уменьшилось по сравнению с предыдущим годом всего на 0,2%, -- поясняет П.Иванкин. -- Конечно, эти цифры не впечатляют масштабами, но они – объективная данность, которая позволяет сделать вывод о том, что использование инновационных вагонов для перевозок массовых грузов между подготовленными пунктами погрузки и выгрузки привело ОАО «РЖД» к улучшению эксплуатационных показателей работы». В частности, в 2016-м статическая нагрузка выросла на 0,6%, а средний вес поезда – на 1%. «Зафиксированное улучшение средних показателей веса поезда (+40 т), производительности вагона (+461 т-км нетто) и пр. являются, в том числе заслугой грузовладельцев, использующих инновационные вагоны, -- считает П. Иванкин. --Получается, что низкодоходные массовые грузы могут быть технологичными для железной дороги, которая, приняв инновационные вагоны к перевозке, в итоге получила технологический эффект».

Кто подрос в январе 2017-го?

Рост погрузки в годовой динамике по итогам января 2017 года показали практически все основные для железной дороги номенклатуры. Так, погрузка нефти и нефтепродуктов достигла 21,2 млн т (+1,9% по сравнению с январем 2016-го), черных металлов – 5,9 млн т (+7,3%), химических и минеральных удобрений – 4,9 млн т (+5%), лома черных металлов – 0,802 млн т (+75,9%), лесных грузов – 3,2 млн т (+10,2%), зерна – 1,6 млн т (+18,8%), строительных грузов – 7,7 млн т (+9,1%), грузы в контейнерах – около 2 млн т(+31%).
В январе 2017-го выросла даже погрузка цемента, чья динамика в течение длительного периода не могла выбраться из отрицательной зоны 1,1 млн т (+1,6%). «Первый месяц 2017 года принес надежду на то, что ожидания улучшения ситуации на рынке цемента начинают оправдываться, -- считают аналитики портала Бетон.ру. -- В январе потребление цемента по железной дороге увеличилось по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 5,1% и составило 1 171,4 тыс. т». Конечно, этому результату далеко до итогов января 2012-го года, отставание от которого составляет огромные 35,9%. «Нынешний январский показатель по цементу всего на несколько процентов превосходит итог 2010-го года, но одно то, что он лучше прошлогоднего, уже вселяет надежду на то, что дно кризиса пройдено и рынок постепенно восстанавливается», -- отмечают аналитики.

В целом же приведенные выше цифры особенно впечатляют при сравнении с итогами января 2016-го, когда, к примеру, погрузка черных металлов составляла 5,5 млн т (-13,3% в годовой динамике), а лома черных металлов – 0,456 млн т (-32,3%). Улучшение динамики погрузки в январе 2017-го практически по всей палитре грузов отражается, например, в итогах работы АО " ФГК», которое нарастило объем январской погрузки на 66% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «За отчетный период погружено 217 тыс. полувагонов, 15,7 тыс. цистерн, 10,2 тыс. крытых вагонов, 3 тыс. платформ, -- сообщают в компании. Как отмечает заместитель генерального директора ФГК по коммерции и производству Андрей Исаев, существенный рост производственных показателей достигнут благодаря максимальному задействованию парка компании. "Мы получили высокое грузопредъявление и перевыполнили план по перевозкам, в том числе благодаря востребованности услуги "зима - лето" по вывозу минерально-строительных грузов, объем перевозок которых, несмотря на сезонный фактор, увеличился в три раза", - отметил он.

Схожие по динамике результаты зафиксированы и у другого крупного оператора - АО «ПГК». Например, погрузка на полигоне Владивостокского филиала компании в январе 2017 г. выросла на 24% в годовой динамике (до 738 тыс. т). При этом доля ПГК в общем объёме перевозок на полигоне Дальневосточной железной дороги и Железных дорог Якутии (ЖДЯ) за указанный период увеличилась с 16 до 22%. «Положительная динамика обусловлена качественным планированием и эффективным управлением вагонным парком, увеличением объемов перевозок угля по ЖДЯ, в связи с ростом погрузки энергетического груза обогатительной фабрики «Инаглинская-1», а также увеличением перевозок твердого топлива в Сахалинском регионе ДВЖД», -- поясняют в ПГК. -- В частности, объем перевозок угля вырос относительно аналогичных показателей января 2016 года на 37%, до 366 тыс. т». Некоторые эксперты также полагают, что дефицит универсального подвижного состава, отмеченный в 3 и 4 кварталах 2016 года в определенной степени способствовал наращиванию январской погрузки. «Вероятно, в январе 2017-го грузоотправители наконец-то смогли вывезти все то, что скопилось на складах в период нехватки полувагонов», -- отмечают они.

Превысили прогноз

За первые восемь дней января на сети РЖД было погружено 24,2 млн т грузов, что на 10,8% больше аналогичного показателя прошлого года. Особенно заметно выросли отправки на экспорт – на 17,3%, внутри страны рост составил 6,9%. Как отметили в Центре фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД», такие результаты стали возможными благодаря эффективно организованной работе с грузоотправителями в праздники. Кроме того, в декабре 2016-го также было введено автоматическое согласование заявок на перевозку грузов во внутреннем сообщении – с расчетом на снятие того напряжения с погрузкой, которое существовало в прежние годы. К концу января темпы роста погрузки на сети несколько снизились: за 26 дней января погрузили 83,5 млн т различных грузов, что на 7,3% больше, чем за аналогичный период 2016 г. Рост наблюдался по всем основным номенклатурам. В частности, каменного угля отправлено 26,4 млн т (+9,6%), нефти и нефтепродуктов – 17,7 млн т (+1,6%). Наилучшая динамика фикисировалась в таких сегментах, как грузы в контейнерах (рост на 31,3%, до 1,66 млн т), зерно (рост на 27,7%, до 1,3 млн т) и лом черных металлов (рост на 79,8%, до 610,6 тыс. т).

Отметим, что ранее вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев отмечал, что по итогам января компания ожидает роста погрузки на 2%, но с учетом положительного начала января позже была сделана и более оптимистичная оценка в пределах 3,5–4%. Однако последние фактические данные превысили и этот прогноз. Между тем, рост отправок на экспорт в январе 2017 года, на который ссылалось ЦФТО, неоднозначно комментировался экспертами. Так, член подкомитета по логистике комитета Торгово-промышленной палаты РФ по транспорту и экспедированию Людмила Симонова отмечала, что рост объема экспортного сегмента связан с макроэкономическими причинами, в том числе с укреплением рубля, поэтому без развития промышленности это направление может не выдержать международной конкуренции. Эксперт даже не исключила снижения экспорта в краткосрочной перспективе. Каким образом это повлияет или, напротив, не повлияет на итоги грузовой работы на сети – мы увидим в течение 2017 года.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions