RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
10.10.2016 10:32:30
РЖД-Партнер

Грузовые ж/д перевозки в сентябре 2016 года

По данным ОАО «РЖД», объем сетевой погрузки в сентябре составил 102 млн т, что на 1,4% ниже аналогичного показателя 2015-го. Месячное снижение погрузки зарегистрировано в этом году впервые, и, как считают эксперты, обусловлено нехваткой универсального подвижного состава под погрузку угля и стройгрузов. При этом итог грузовой работы за 9 месяцев (911 млн т, +1,3%) сохраняет положительную динамику в сравнении с аналогичным результатом 2015 года.
Не удалось скорректировать

В первой половине сентября 2016 года снижение сетевой погрузки достигло 2,1% по отношению к соответствующему периоду 2015 г. В среднем за указанный период суточная погрузка составила 3 млн 354,2 тыс. т, что ниже плановых показателей на 2,8%. В частности, не выполнялся план по основной железнодорожной номенклатуре – каменному углю. Вместо запланированных 898,1 тыс. т в сутки грузилось 884,7 тыс. т, то есть на 1,5% меньше. Отставание от плана шло по таким номенклатурам, как нефть и нефтепродукты (-3,4%), железная руда (-0,3%), черные металлы (-5,1%) и их лом (-2%), строительные грузы (-8,6%), цемент (-3,6%), химические и минеральные удобрения (-0,7%), лесные грузы (-6,6%), зерно (-18,2%). При этом выше плановых значений шла погрузка кокса (+3,5%), руды цветной (+0,6%), флюсов (+2,8%), химикатов (+6,5%) и целого ряда продовольственных товаров.
Вторая половина сентября оказалась более успешной. За счет увеличения темпов грузовой работы по итогам месяца удалось поднять среднесуточную планку до 3 млн 398,6 тыс. т. Однако это улучшение не спасло ситуацию в целом: суточный показатель продолжал отставать от заявленного плана на 1,5% и на столько же – от фактического объема сентября 2015 г. При этом за последние 7 дней месяца погрузка вышла в ноль, сравнявшись с показателями соответствующего периода 2015-го.
Таким образом, скорректировать отставание начала месяца не удалось и к его финалу. Как отметили в ОАО «РЖД», многие ключевые клиенты, с которыми у железной дороги выстроены долголетние партнерские отношения, сейчас теряют рынки сбыта, а соответственно, снижают объемы погрузки. Для сохранения количественных показателей грузовой работы как минимум на уровне прошлого года в IV квартале 2016 года и в дальнейшем предполагается более активно работать с новыми для перевозчика рынками и клиентами, а также разрабатывать и предлагать новые транспортные продукты.

Низкодоходным не досталось вагонов

Низкодоходный сегмент, который в структуре погрузки на сети РЖД занимает основную долю (в сентябре – 57,7%), просел по итогам месяца на 1,7%. В частности, угля погружено 26,5 млн т, что на 1,6% ниже плана и на 1,8% меньше, чем годом ранее. Строительных грузов − 13,3 млн т (-9,3% и -1,3% соответственно). Отрицательная динамика по углю уже регистрировалась по итогам августа (26,3 млн т, -0,5% в годовой динамике), по стройгрузам она отмечена впервые с начала текущего года. В сентябре также не лучшим образом сложилась ситуация в сегменте погрузки промышленного сырья и формовочных материалов (3,1 млн т, -12,1%), а также цемента (2,8 млн т, -6,1%). При этом если две последние номенклатуры не могли повлиять на общий результат сентября из-за относительно небольших объемов, то уголь и стройгрузы, вкупе занимающие гораздо большую долю в структуре погрузки, сказались на итоге грузовой работы.
Ситуация, связанная с падением погрузки угля, безусловно, беспокоила участников рынка. В частности, обсудив итоги сентября, участники межведомственного совещания представителей администрации Кемеровской области, РЖД, угольных компаний и операторов подвижного состава предложили решить проблемы с транспортировкой угольной продукции из Кузбасса за счет более раннего согласования объемов отгрузки и уменьшения времени простоя вагонов с учетом того, что парк сокращается из-за списания. В сентябре выполнение плана отгрузки кузбасскими угольными компаниями составило от 60 до 85%. Одной из причин стал дефицит вагонного парка. «Мы озабочены тем, что в сентябре недогрузили порядка 500 тыс. т угля, из них 328 тыс. т – на экспорт», и недополучили более 5 тыс. вагонов, – отметил заместитель генерального директора «СУЭК-Кузбасс» Илья Ястребов, уточнив, что компания работает с пятью операторами. Нехватку вагонов подтвердили и представители компаний-операторов. Так, по словам первого заместителя генерального директора АО «ФГК» Виктора Вороновича, за 6 лет после выделения из состава РЖД 123 тыс. вагонов из-за списания компания потеряла половину парка. Начальник департамента угля и металлургии АО «ПГК» Александр Свешников также указал, что за 2 года парк оператора сократился со 112 до 52 тыс. вагонов.
При этом кузбасским угольщикам не удавалось осуществить все погрузки в срок. «Сегодня на ряде крупных предприятий Кузбасса оборот порожнего вагона и в целом оборот на путях необщего пользования завышен на половину суток. Более 6 тыс. вагонов простаивают без грузовых операций более суток, свыше тысячи – от 3 до 10 суток. Такое использование полувагонов приводит к так называемому дефициту парка», – отметил и. о. начальника Западно-Сибирской дирекции управления движением Юрий Чуркин. В то же время по оценкам вице-президента – начальника Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Павла Иванова, сегодня ситуация в Кузбассе не кажется такой критичной, как было это в 2009–2010 гг.
В итоге вопросом нехватки полувагонов в Кузбассе заинтересовалась ФАС, предположившая, что возникновение дефицита полувагонов в Кемеровской области может быть признаком нарушения антимонопольного законодательства. Однако компании (причем не только из этого региона) подтверждают, что спрос на вагоны сейчас превышает предложение. «На сегодняшний день вагонов действительно не хватает, склады переполнены. Из-за этого мы не выполняем план на 10%», – пояснили в ПАО «Кузбасская топливная компания». Представители «Национальной нерудной компании» отметили, что в сентябре аналогичная ситуация сложилась также и на Южно-Уральской железной дороге. Здесь выполнение обязательств компании по вывозу угля составило порядка 60% от ранее заявленных объемов. «В целом по холдингу этот показатель достигает 70% от тех заявок, которые есть из месяца в месяц. Причем ситуация что по вывозу угля, что по вывозу щебня практически одинакова», – резюмировали представители компании.
Напомним, что в сегменте погрузки строительных грузов в сентябре отмечено первое снижение за текущий год. С января по август 2016 г. погрузка здесь шла с опережением прошлогодних объемов на 10–20%, но в августе рост замедлился до 8,3%. В первой половине сентября при плановых значениях в 488,7 тыс. т в сутки фактическая погрузка стройгрузов составила 446,6 тыс. т, то есть на 8,6% ниже плана, в итоге к 15 сентября сеть недосчиталась 631 тыс. т. «Все дело в дефиците подвижного состава, который, с одной стороны, можно назвать объективным и обусловленным сокращением численности парка на сети, а с другой стороны – искусственным, при котором операторы принимают заявки на подачу вагонов, а потом не могут их обеспечить», – отметил представитель одной из компаний, занимающихся перевозками стройгрузов.
Погрузка цемента в сентябре сохранила давно заложенный негативный тренд. С начала 2016 года только в апреле ее объемы приблизились к прошлогодним показателям, а в остальные месяцы отставали в среднем на 3–4%, в отдельных случаях на 6–8% (не считая января, когда единовременное падение составило сразу 23%).

Среднедоходные выигрывают

По итогам сентября практически все среднедоходные номенклатуры, включая химические и минеральные удобрения, лом черных металлов и лесные грузы, продемонстрировали рост. К концу периода сегмент прибавил 5,4% – в частности, химических и минеральных удобрений погружено 4,4 млн т, что на 2,4% выше плана и на 8% больше, чем в сентябре 2015 г. Лома черных металлов погружено 1,4 млн т (+11,6% и +3,2% соответственно). Лесных грузов − 3,2 млн т (-4,7% и +5,4% соответственно). Кокса – 1 млн т (+10,5% к результату прошлого года). В целом на фоне позитивных итогов остается лишь сожалеть о том, что среднедоходные грузы занимают скромные 12,5% в общей структуре погрузки.
Лишь погрузка зерна в сентябре (1,8 млн т) не дотянула до плана 13,3% и оказалась меньше, чем в сентябре 2015 г. на 1,5%. Тем не менее прогноз на конец 2016 года с учетом текущих темпов переработки составляет 19,2 млн т (+0,4 млн т, или +2,4% к уровню 2015 г.). По оценке первого заместителя генерального директора ЦФТО ОАО «РЖД» Сергея Тугаринова, объем погрузки во внутрироссийском сообщении ожидается в размере 10,3 млн т (+6,6%), в экспортном сообщении – 8,9 млн т(-2%). «С учетом больших переходящих запасов зерна в мире, а также хорошего урожая и в некоторых других странах, мировые цены на зерно могут и дальше оставаться на низком уровне, что не благоприятствует росту экспорта», – подчеркнул он.
Отметим, что в текущем сельскохозяйственном году ожидается рекордный урожай, который может составить 114–118 млн т против 104,8 млн т в 2015-м. Уже в начале сентября текущего года, по данным Минсельхоза, намолочено около 90 млн т (в 2015 г. – 69,3 млн т) при урожайности 29,5 центнера с гектара (в 2015 г. на эту дату было 27 центнеров).

Высокодоходные опять сократились

Больше всего в сентябре сократилась погрузка высокодоходных номенклатур − на 3,9%. В частности, нефти и нефтепродуктов отправлено 18,2 млн т, что на 2,3% ниже плана и на 6,9% меньше прошлогоднего уровня. Черных металлов − 5,5 млн т (на уровне плана, но на 3,5% меньше, чем в сентябре 2015 г.). При этом рост показали такие номенклатуры, как химикаты и сода (2 млн т, +4,2%), а также грузы в контейнерах (2,1 млн т, +13,9%).
Напомним, что на протяжении всего 2016 года железнодорожная погрузка нефти и нефтепродуктов находилась в отрицательной зоне. Наименьшее снижение к соответствующему периоду прошлого года было зафиксировано в феврале (-3,9%), наибольшее − в апреле (-11,2%). В августе отставание составило 5,6%. В сентябре по сравнению с августом ситуация немного ухудшилась, особенно во вторую неделю месяца, когда среднесуточная погрузка нефти и нефтепродуктов составила 599,2 тыс. т при плановых показателях 620,1 тыс. т.
Эксперты считают, что помимо возросшей конкуренцией со стороны альтернативных видов транспорта происходящие изменения обусловлены введением налогового маневра. Существенное влияние также оказывает и общая кризисная ситуация в экономике России, вызвавшая снижение производства некоторых продуктов нефтяной промышленности, и соответственно их погрузки по сети РЖД. В частности, АО «Транснефть» планирует дальнейшее увеличение транспортировки нефтепродуктов (в текущем году она прогнозируется на уровне 8,7 млн т): к 2017 г. − до 9,6 млн т, к 2018 г. − до 15,5 млн т, к 2020 г. − до 16 млн т, к 2021 г. − до 16,2 млн т. Для железнодорожников это означает объективное снижение погрузки данной номенклатуры.
Динамика погрузки черных металлов в сентябре немного улучшилась по сравнению с августом, когда было погружено 5,8 млн т, что на 4,1% меньше, чем в августе 2015-го, но все равно осталась отрицательной (-3,9%). К плану отставание еще больше − на 5,1%.
Безусловно, ОАО «РЖД» заинтересовано в наращивании объемов транспортировки высокодоходных грузов (кстати, по итогам сентября в структуре погрузки они заняли долю в 29,1%). Для достижения этой цели предпринимаются различные меры, в том числе тарифного характера. Напомним, что компания продлила действие нулевых экспортных надбавок к тарифам на перевозку черных металлов до конца года. Как ожидается, это должно положительно сказаться на железнодорожной погрузке данной номенклатуры.
Более благополучной выглядит ситуация в сегменте контейнерных грузов. Увеличились не только объемы погрузки, но и скорость доставки контейнеров. В частности, в транзитном сообщении на Восточном полигоне, в том числе назначением в Китай, с 2012 года она выросла более чем на 30%, до 783,2 км/сутки. На встрече президента ОАО «РЖД» с председателем правления группы компаний «Инкоу Порт» Ли Хэчжуном в Улан-Баторе 14 сентября стороны отметили значительный рост перевозок с участием порта Инкоу: за 8 месяцев 2016 года из порта Инкоу через пограничный переход Маньчжурия – Забайкальск в направлении России, Белоруссии и стран Европы перевезено почти 18 тыс. контейнеров (ДФЭ), что почти в 2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Вагоны в минус, ставки – в плюс

По данным ИА «Промышленные грузы» и биржи вагонов railcommerce.ru, ставка аренды на типовой полувагон в сентябре 2016 г. вплотную приблизилась к 800 руб./сутки, а в отдельных случаях превысила этот уровень. В первую очередь ситуация характерна для полувагонов, предоставляемых крупными собственниками парков универсального подвижного состава под спотовые перевозки строительно-минеральных грузов и угля. В частности, грузоотправители из СЗФО отмечали, что ставки на полувагоны АО «ФГК» повышались с марта текущего года на 5% ежемесячно, а в сентябре увеличение достигло 20% по сравнению с уровнем Прейскуранта № 10-01. По словам начальника логистического департамента ООО «ГК «Евразия» Константина Жукова, в сентябре 2016 года в Уральском регионе рост ставок на предоставление полувагонов ФГК на некоторых направлениях превысил уровень Прейскуранта № 10-01 на 40%.
Тем не менее рыночные эксперты констатируют, что пока операторская ставка, несмотря на ее заметный рост, в среднем не превышает уровня полной себестоимости перевозки. Как отметил генеральный директор «УГМК-Транс» Владимир Тарасенко, с учетом существующих рыночных тенденций одним из вероятных сценариев дальнейшего развития ситуации является достижение уровня доходности использования парка полувагонов, достаточного для приобретения нового парка. Это, в свою очередь, способно привлечь дополнительные инвестиции в закупку подвижного состава и выравнять последствия от снижения количество полувагонов на сети.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в марте 2016 года

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в марте 2016 года
По данным ОАО «РЖД», сетевая погрузка в марте 2016-го составила 105,1 млн т, что на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Таким образом, положительный тренд в грузовой работе, наметившийся ранее (в феврале 2016 г. прирост погрузки достиг 2,9%), сохраняется. Есть на рынке грузовых железнодорожных перевозок и относительно новые явления: крупные грузоотправители стали чаще обращаться к регуляторам с просьбами либо об отмене повышенных тарифов, либо о сохранении полученных ранее льгот.
РЖД-Партнер

Обзор железнодорожного рынка РФ в феврале-марте 2016 г.

Обзор железнодорожного рынка РФ в феврале-марте 2016 г.
НПК «Объединенная Вагонная Компания» представляет обзор железнодорожного рынка РФ.  
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в августе 2016 г.

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в августе 2016 г.
По данным ОАО «РЖД» объем сетевой погрузки в августе 2016 г. составил 105,8 млн т, что на 0,7% выше показателя за аналогичный период 2015-го. К сожалению, наиболее заметным событием месяца стала смена тренда в сегменте погрузки угля. Зарегистрированное снижение хотя и не велико (0,5% в годовой динамике), но невольно заставляет задуматься о том, насколько оправданной оказалась жесткая политика государства, направленная на сокращение парка подвижного состава и сказавшаяся, в первую очередь, на численности универсальных полувагонов.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions