+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.12.2016 15:12:58
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в ноябре 2016 года

В ноябре 2016-го на сети РЖД было погружено 102,2 млн т грузов, что на 0,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Зафиксированная в начале осени тенденция, связанная с наращиванием погрузки высоко- и среднедоходных номенклатур на фоне снижения объемов как низкодоходных грузов, так и грузов в целом, в нынешнем ноябре лишь укрепилась. Тем не менее в РЖД прогнозируют прирост сетевой погрузки к концу текущего года на 0,5–0,6% к прошлогоднему уровню, в основном благодаря положительной сетевой динамике I полугодия 2016-го.
Высокодоходные пошли в рост?

В ноябре на сети РЖД погрузили 32,7 млн т высокодоходных грузов, что на 0,4% выше аналогичного результата годичной давности. С учетом того, что еще в октябре в высокодоходном сегменте регистрировалось снижение (-1%), результат неплохой. Стоит отметить, что негативная динамика темпов погрузки основных номенклатур этой группы – нефти и нефтепродуктов (погружено 20,1 млн т) – в ноябре несколько притормозила: с минус 6–7% (в среднем по году) до минус 3,6%. Как отмечают отраслевые эксперты, основной причиной сокращения погрузки нефтепродуктов (помимо продолжающегося перехода сырой нефти на трубопроводный транспорт) явилась реализация налоговой политики государства в отношении нефтяной промышленности. В частности, специалисты Дальневосточного ТЦФТО считают, что именно она привела к снижению прибыльности переработки и, как следствие, сокращению производства наименее рентабельных нефтепродуктов. Кстати, в январе – ноябре на ДВЖД погрузили 9,2 млн т нефтепродуктов, что на 6% меньше, чем годом ранее. По словам заместителя начальника ДВЖД Виталия Липского, основные потери в погрузке – почти 900 тыс. т – сложились по Комсомольскому НПЗ (входит в НК «Роснефть»). «Ввиду того, что сегодня оказалась нерентабельной переработка, нефть идет на экспорт», – сказал он. Между тем объем экспортного сырья, например, в нефтеналивном порту Козьмино (ООО «Транснефть – Порт Козьмино») ежегодно увеличивается. Так, в 2015 году через терминал экспортировано 30,4 млн т, что на 5,5 млн т больше, чем в 2014-м. По итогам 2016 года из Козьмино планируется перегрузить на суда более 31 млн т нефти.
В ноябре падение погрузки нефти и нефтепродуктов вынудило крупных операторов железнодорожного подвижного состава обратиться к вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу с предложением сбалансировать рынок транспортировки нефти и нефтепродуктов на трех- или пятилетнюю перспективу. «Считаем, что это позволит обеспечить планирование имеющихся транспортных мощностей, сформировать соответствующие инвестиционные программы участников рынка перевозок нефти и нефтепродуктов, обеспечить увязку и взаимодополняемость железнодорожного, трубопроводного, автомобильного и водного транспорта, а также оперативно реагировать на изменение конъюнктуры на мировых рынках», – говорится в письме А. Дворковичу от 01.12.2016 г. за подписью президента Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта Владимира Прокофьева и исполнительного директора СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» Алексея Дружинина. В письме содержится ссылка на сложившиеся в последние 3 года негативные тенденции в сфере перевозок нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом. Как указывают авторы письма, данная ситуация негативно отражается и на отрасли вагоностроения. «В лучшие годы операторы закупали до 100 тыс. вагонов в год, а в текущем году по итогам 10 месяцев ими приобретено около 18 тыс. вагонов, и лишь небольшая часть из них – цистерны», – уточняется в письме.

Контейнеры продолжили рост

Снижение в сегменте нефтяных грузов в ноябре 2016 года удалось нивелировать за счет роста погрузки других высокодоходных номенклатур: черных металлов (+7,6% в годовой динамике, до 6, 1 млн т), химикатов и соды (+4,9%, до 2,3 млн т) и грузов в контейнерах (+14,9%, до 2,2 млн т). По мнению экспертов, успехи контейнерщиков связаны с наращиванием транзитных перевозок и контейнеризацией экспортных грузов. «Этот год для российских операторов действительно можно назвать годом транзита, – считает генеральный директор АО «Русская тройка» Сергей Левин. – Собственно, это то, к чему мы так давно стремились, – использовать преимущество страны в борьбе за глобальные грузопотоки: условия сложились, и это большое достижение, что мы ими воспользовались». Действительно, за 9 месяцев 2016 года транзитные перевозки груженых контейнеров выросли более чем на 22% при общем росте рынка около 8,5%. «Этому способствовали и конкурентные ставки, и растущее качество услуг, и оперативный запуск поездных сервисов на новых маршрутах», – отмечает С. Левин. По его мнению, в перспективе за счет развития контейнерных перевозок на железную дорогу можно переориентировать ряд грузов с других видов транспорта – даже на тех плечах и в локациях, которые раньше считались недостижимыми для железнодорожников. «Целый ряд поездных проектов из Санкт-Петербурга в Екатеринбург показывают, что задача решаема», – уверяет С. Левин. Коллегу поддерживает и директор по развитию бизнеса АО «РЖД Логистика» Денис Мазурин. «Потенциал транзитных перевозок из Китая в Европу достаточно высок, и с дальнейшим развитием сервисов мы будем наблюдать только рост объемов», – считает он. По словам руководителя отдела продаж контейнерных перевозок ЗАО «Евросиб СПб – транспортные системы» Владимира Хлуткова, в последнее время значительно вырос экспортный грузопоток. «Это связано в первую очередь с изменением курса рубля, – поясняет он. – Компаниям, реализующим свои товары за границей, стало значительно выгоднее работать с иностранными контрагентами».

У среднедоходных все отлично

По итогам ноября 2016-го погрузка среднедоходных номенклатур на сети РЖД выросла на 7,9% в годовой динамике (до 13,4 млн т). Среди наиболее благополучных сегментов – химические и минеральные удобрения (+6,4%, до 4,6 млн т), лом черных металлов (+3,8%, до 1,2 млн т), зерно (+1,5%, до 2 млн т) и лесные грузы (+12,4%, до 3,3 млн т). Напомним, что начало 2016 года было отмечено январским спадом железнодорожной погрузки лесных грузов на 4,5%, но уже с февраля наметился рост, который достиг своего максимума весной. Летом темпы несколько замедлились, что, впрочем, вполне укладывается в сезонные колебания. «На протяжении последних лет структура погрузки леса на сети РЖД претерпела значительные изменения, – считает руководитель отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железнодорожного транспорта АНО «Институт проблем естественных монополий» (ИПЕМ) Александр Слободяник. – В период с 2010 по 2015 год грузоотправители существенно увеличили объемы погрузки на экспорт». По прогнозам экспертов, тенденция увеличения объемов погрузки леса сохранится и в 2017-м. Впрочем, есть и фактор, который может затормозить наращивание погрузки лесных грузов. Речь идет об укреплении российского рубля, что имело место в октябре 2016-го.

Низкодоходные: сжатие продолжается

В ноябре 2016-го погрузка низкодоходных грузов на сети РЖД показала снижение в годовой динамике на 3,5% (до 55,5 млн т). Виноваты в этом прежде всего уголь и строительные грузы: в первом случае сокращение погрузки достигло минус 1,2% (до 29,1 млн т), во втором – минус 12,5% (до 9,4 млн т). Однако по итогам 11 месяцев показатель погрузки угля по сравнению с аналогичным периодом прошлого года подрос. В частности, погрузка каменного угля и кокса составила 297,6 млн т (+1,6%) и 10,7 млн т (+4,6%) соответственно. Напомним, что в октябре погрузка угля снизилась на фоне сокращения его добычи на 3%, по данным Росстата, и на 4,4%, по информации Минэнерго. По мнению старшего аналитика ПАО «НПК «Объединенная Вагонная Компания» Лейсаны Коробейниковой, причиной снижения добычи стал недовывоз угля в сентябре из-за нехватки полувагонов. Тем не менее Минэнерго прогнозирует рост добычи по итогам года на 4,8%, а увеличение экспорта – на 5,7%». Внутренние перевозки угля сократились почти на 15%, так как экспортные отправки вновь оказались в приоритете (рост на 7%)», – констатирует Л. Коробейникова. Рост на мировом рынке цены на уголь (88,2 $/т к середине ноября) и, как следствие, повышенная маржинальность экспортных перевозок позволили вырасти грузопотоку в страны ЕС (+7%), Китай (+40%), Японию (+6%) и Великобританию (+5%). Кроме того, правительство КНР отменило часть ограничений, действовавших с марта на местных угольных шахтах, в связи с ростом цен на уголь и падением китайской добычи. Это позволило компаниям работать 330 дней в году вместо 276, установленных ранее. Действовавшие ограничения за 10 месяцев 2016-го привели к сокращению внутреннего производства угля на 11% к аналогичному периоду прошлого года, тогда как импорт увеличился на 18,5%, до 200 млн т.
Картину также хорошо иллюстрирует рост погрузки угля в направлении портов Дальнего Востока, Северного Кавказа и ОЖД – плюс 8,2% к прошлогоднему уровню. Заместитель начальника управления движения Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Алексей Кузнецов обратил внимание, что наибольший прирост погрузки в ноябре (на 9,5%) был отмечен в адрес ДВЖД.
Аналогичная ситуация сложилась и в сегменте стройгрузов: по итогам ноября – спад, по результатам 11 месяцев – сохранение роста. Среди факторов, сказавшихся на увеличении погрузки, – лицензирование импорта щебня Россией. «Высвободившиеся объемы потребления были заняты российскими производителями», – отмечают эксперты. Свою роль сыграло и частичное переключение строительных грузов с автомобильного транспорта на железнодорожный. Из-за введенного в 2015 году ограничения максимальной массы перевозимого на автомобилях груза и внедрения системы взимания платы с автомобилей, имеющих максимальную разрешенную массу свыше 12 т (система «Платон»), по оценкам ИПЕМ, произошло некоторое перераспределение объемов перевозимых инертных грузов на железную дорогу. Кроме того, положительная динамика января – ноября обусловлена и реализацией отдельных инфраструктурных проектов с государственной поддержкой, таких как инвестиционный проект по развитию Восточного полигона, строительство Керченского моста и пр.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions