+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.06.2018 10:13:00
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в мае 2018 года

В мае 2018-го погрузка на сети РЖД увеличилась до 110,3 млн т, что на 3,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. А за 5 месяцев текущего года было погружено 534,9 млн т. Основным драйвером традиционно стал уголь. Увеличилась также погрузка металлов, минеральных удобрений и леса. А наибольшие темпы роста продемонстрировало зерно.
5 китов майской погрузки

По предварительным данным АСОП, погрузка экспортных грузов, доставляемых по сети РЖД в морские порты, за 5 месяцев текущего года выросла на 4%. Основная прибавка достигнута за счет тех же 5 номенклатур, что и послужили ускорителем для сети РЖД (уголь, металлы, минудобрения, зерно, лес).

В среднем за сутки на сети РЖД под перевозки использовалось 928 тыс. вагонов, что на 1 тыс. ед. меньше по сравнению с зимой. Таким образом, рабочий парк на сети РЖД в конце весны по сравнению с зимой сократился. В основном сокращение коснулось полувагонов и некоторых видов специализированного подвижного состава.

Это способствовало тому, что ставки на аренду вагонов сохранялись на высоком уровне. Правда, пик роста по этому показателю был пройден в апреле 2018 года, когда средняя цена на полувагоны по результатам сделок, совершенных на Бирже вагонов, составила 2168 руб. за ваг./сут.

Правда, майские праздники несколько сбили ставку до 2123 руб. за ваг./сут. Но уже в конце месяца наметился очередной виток роста, который сохранился и в начале июня.

Уголь вписывается в тяжеловесы

Каменного угля за 5 месяцев 2018 года по железным дорогам перевезено 156,8 млн т (+5% к аналогичному периоду 2017 г.).

В связи с постоянным ростом объемов отправления угля генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров и врио губернатора Кемеровской области Сергей Цивилев 10 мая на совещании в Новокузнецке обсудили вопросы с вывозом угля, добываемого на предприятиях Кемеровской области, и, соответственно, перспективы развития железнодорожных перевозок. К этому, в частности, подтолкнула майская статистика.

В мае обсуждались и другие меры в том же русле – как обеспечить увеличивающийся спрос на уголь. Для этого УПК и АО «Первая тяжеловесная компания» (ПТК) в рамках ПМЭФ-2018 подписали меморандум о сотрудничестве и взаимодействии при внедрении и развитии на сети железных дорог технологии тяжеловесного движения в вагонах с осевой нагрузкой 27 тс в направлении АО «Восточный Порт». УПК стала первым клиентом ПТК, которая получила вагоны повышенной грузоподъемности 27 тс.

Подобные планы весьма кстати: как показал май, спрос на сырье на азиатском рынке вновь растет. Да еще и Китай захотел в апреле и мае завезти как можно больше угля до начала сезона дождей, отметил аналитик компании Orient Futures Гу Мэн. А кроме того, спросу на российский уголь в мае способствовали перебои в его поставках из Австралии и Индонезии.

На фоне динамичного роста спроса на энергоресурсы со стороны Китая в мае поднялась стоимость угля и в Северо-Западной Европе (цена 1 т достигла рекордного уровня в $90,7). Соответственно, в мае выросла и погрузка угля в сторону морских портов Северо-Запада РФ.

Для вывоза угля по сети РЖД на экспорт отправители были вынуждены задействовать не только отечественные морские терминалы, но и резервные направления (транзитом через Калининград, порты Финляндии и Польши). В связи с этим, как отмечают эксперты, повышается актуальность развития угольных терминалов не только Дальнего Востока, но и в Усть-Луге, а также Мурманске.

Зерно бьет рекорды

За 5 месяцев 2018 года зерна по железным дорогам было перевезено 12,3 млн т (+51,8%).

Как рассказал исполнительный директор Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин, основная прибавка в погрузке, как и в апреле, достигнута за счет экспорта. Лидерами по объемам погрузки зерна стали Саратовская, Курская, Тамбовская и Волгоградская области.

Значительный прирост обеспечили также те регионы, для которых был установлен понижающий коэффициент 0,897 к тарифам. Он применим к экспорту зерна со станций, расположенных в Воронежской, Орловской, Тамбовской, Оренбургской, Саратовской, Новосибирской, Омской, Курской, Липецкой, Пензенской, Самарской, Ульяновской и Курганской областях, через российские порты. Причем распространяется и на перевозки в контейнерах.

Под скидку подпадают пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза, рис, гречиха, бобы, горох и фасоль. Скидка действует по 30 июня 2018 года включительно. Она и во многом способствовала привлечению в мае на сеть дополнительных объемов грузов.

Экспорт зерна также подстегивал рост цены на российскую пшеницу, которая достигла $213–215 за 1 т (FOB) – максимального уровня за последние 4 года, сообщил директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов. По его словам, фундаментальная причина роста экспортных цен – засуха и холода в США. Между тем запасы зерна в России остаются на очень высоком уровне.

Минудобрения на подъеме

Перевозки минеральных удобрений за 5 месяцев 2018 года составили 25,3 млн т (+6,3%).

По данным представителя группы «Акрон», в текущем периоде росту погрузки в мае способствовала позитивная динамика цен на базовые продукты – карбамид, DAP и хлористый калий. Причем премия к корзине продуктов осталась на высоком уровне.

Благоприятные прогнозы по экспорту и высокий спрос на внутреннем рынке стимулировали предприятия увеличивать выпуск продукции. В частности, ввод в строй новых мощностей позволил «ФосАгро» в 2018 году увеличить выпуск удобрений и нарастить производство апатитового и нефелинового концентратов. Соответственно выросла и железнодорожная погрузка.

В целом производители оценивают рынок минудобрений позитивно. Перспектива устойчивого спроса подталкивает крупных грузоотправителей к заключению долгосрочных соглашений с операторами и железнодорожным перевозчиком. Яркий пример – майское соглашение между ПАО «Уралкалий» и ОАО «РЖД» о долгосрочном сотрудничестве.

По словам генерального директора ПАО «Уралкалий» Дмитрия Осипова, соглашение предполагает гарантии сохранения объемов отгрузки минеральных удобрений и химической продукции в долгосрочном периоде не ниже уровня 2017 года. При этом предполагается четкое планирование перевозок. Со своей стороны, ОАО «РЖД» готово обеспечить вывоз продукции в запланированных объемах.

Разогретый металл

Погрузка черных металлов за 5 месяцев 2018 года увеличилась до 33 млн т (+11%).

В мае прирост был обеспечен как за счет экспортных перевозок (за рубеж через российские морские порты вывозили стальные полуфабрикаты и плоский прокат), так и за счет внутренних. В последнем случае железнодорожную погрузку подогрела активность отечественных предприятий сельхозмашиностроения, автопрома, судостроения, а также заводов по изготовлению железобетонных конструкций и домостроительных комбинатов. В апреле – мае они стали интенсивно пополнять складские запасы, что вызвало, в свою очередь, заметный всплеск железнодорожной погрузки черных металлов.

В мае ощутимо выросли железнодорожные перевозки стальной продукции ОАО «Амурметалл». Причина – в ограничениях со стороны ФТС России на вывоз лома в Азию через дальневосточные морские порты, имеющие железнодорожные подходы к причалам.

В выигрыше от этого оказалось именно ОАО «Амурметалл» – единственное на Дальнем Востоке предприятие электрометаллургии, которое перерабатывает лом и традиционно испытывает дефицит сырья. Ему требуется, согласно планам на 2018 год, 1 млн т сырья, но существующие объемы экспорта лома не давали производству выйти на этот объем.

По словам представителя комбината, ограничение на отходы лома было расценено как единственное решение проблемы. Официально ограничения действуют с июля 2018 года. Однако фактически уже в мае стала меняться логистика трейдеров.

Лесной вектор

В январе – мае 2018 года заметно выросла погрузка лесных грузов – до 19,6 млн т (+2,6%).

По данным представителя лесоперерабатывающей компании, благоприятная статистика связана прежде всего с запоздалым вывозом древесины с делянок из-за плохой погоды. В результате склады к весне опустели, образовался некоторый дефицит сырья. Это в конечном итоге и подстегнуло майскую железнодорожную погрузку: компании спешили наверстать упущенное и отправили больше продукции.

Кроме того, на Северо-Западе сформировался спрос на лес со стороны Финляндии, а на Дальнем Востоке увеличилась погрузка продукции деревообработки в адрес Китая. Рост погрузки обеспечен также за счет увеличения мощностей в ходе модернизации ряда предприятий лесной промышленности.

В итоге на железнодорожные платформы в мае стал ощущаться дефицит. А ставки на их аренду выросли на 10%.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions