• Ставка на полувагон
    %
    руб./сут.
  • Индекс качества II квартал 2018 г. - 61 балл
  • Финансы USD ЦБ РФ 65.31 -0.51 EUR ЦБ РФ 75.37 0.05
    BTC 6431.35 usd BTC 420433.43 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.06.2018 10:13:00
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в мае 2018 года

В мае 2018-го погрузка на сети РЖД увеличилась до 110,3 млн т, что на 3,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. А за 5 месяцев текущего года было погружено 534,9 млн т. Основным драйвером традиционно стал уголь. Увеличилась также погрузка металлов, минеральных удобрений и леса. А наибольшие темпы роста продемонстрировало зерно.
Обзор грузовых железнодорожных перевозок в мае 2018 года
5 китов майской погрузки

По предварительным данным АСОП, погрузка экспортных грузов, доставляемых по сети РЖД в морские порты, за 5 месяцев текущего года выросла на 4%. Основная прибавка достигнута за счет тех же 5 номенклатур, что и послужили ускорителем для сети РЖД (уголь, металлы, минудобрения, зерно, лес).

В среднем за сутки на сети РЖД под перевозки использовалось 928 тыс. вагонов, что на 1 тыс. ед. меньше по сравнению с зимой. Таким образом, рабочий парк на сети РЖД в конце весны по сравнению с зимой сократился. В основном сокращение коснулось полувагонов и некоторых видов специализированного подвижного состава.

Это способствовало тому, что ставки на аренду вагонов сохранялись на высоком уровне. Правда, пик роста по этому показателю был пройден в апреле 2018 года, когда средняя цена на полувагоны по результатам сделок, совершенных на Бирже вагонов, составила 2168 руб. за ваг./сут.

Правда, майские праздники несколько сбили ставку до 2123 руб. за ваг./сут. Но уже в конце месяца наметился очередной виток роста, который сохранился и в начале июня.

Уголь вписывается в тяжеловесы

Каменного угля за 5 месяцев 2018 года по железным дорогам перевезено 156,8 млн т (+5% к аналогичному периоду 2017 г.).

В связи с постоянным ростом объемов отправления угля генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров и врио губернатора Кемеровской области Сергей Цивилев 10 мая на совещании в Новокузнецке обсудили вопросы с вывозом угля, добываемого на предприятиях Кемеровской области, и, соответственно, перспективы развития железнодорожных перевозок. К этому, в частности, подтолкнула майская статистика.

В мае обсуждались и другие меры в том же русле – как обеспечить увеличивающийся спрос на уголь. Для этого УПК и АО «Первая тяжеловесная компания» (ПТК) в рамках ПМЭФ-2018 подписали меморандум о сотрудничестве и взаимодействии при внедрении и развитии на сети железных дорог технологии тяжеловесного движения в вагонах с осевой нагрузкой 27 тс в направлении АО «Восточный Порт». УПК стала первым клиентом ПТК, которая получила вагоны повышенной грузоподъемности 27 тс.

Подобные планы весьма кстати: как показал май, спрос на сырье на азиатском рынке вновь растет. Да еще и Китай захотел в апреле и мае завезти как можно больше угля до начала сезона дождей, отметил аналитик компании Orient Futures Гу Мэн. А кроме того, спросу на российский уголь в мае способствовали перебои в его поставках из Австралии и Индонезии.

На фоне динамичного роста спроса на энергоресурсы со стороны Китая в мае поднялась стоимость угля и в Северо-Западной Европе (цена 1 т достигла рекордного уровня в $90,7). Соответственно, в мае выросла и погрузка угля в сторону морских портов Северо-Запада РФ.

Для вывоза угля по сети РЖД на экспорт отправители были вынуждены задействовать не только отечественные морские терминалы, но и резервные направления (транзитом через Калининград, порты Финляндии и Польши). В связи с этим, как отмечают эксперты, повышается актуальность развития угольных терминалов не только Дальнего Востока, но и в Усть-Луге, а также Мурманске.

Зерно бьет рекорды

За 5 месяцев 2018 года зерна по железным дорогам было перевезено 12,3 млн т (+51,8%).

Как рассказал исполнительный директор Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин, основная прибавка в погрузке, как и в апреле, достигнута за счет экспорта. Лидерами по объемам погрузки зерна стали Саратовская, Курская, Тамбовская и Волгоградская области.

Значительный прирост обеспечили также те регионы, для которых был установлен понижающий коэффициент 0,897 к тарифам. Он применим к экспорту зерна со станций, расположенных в Воронежской, Орловской, Тамбовской, Оренбургской, Саратовской, Новосибирской, Омской, Курской, Липецкой, Пензенской, Самарской, Ульяновской и Курганской областях, через российские порты. Причем распространяется и на перевозки в контейнерах.

Под скидку подпадают пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза, рис, гречиха, бобы, горох и фасоль. Скидка действует по 30 июня 2018 года включительно. Она и во многом способствовала привлечению в мае на сеть дополнительных объемов грузов.

Экспорт зерна также подстегивал рост цены на российскую пшеницу, которая достигла $213–215 за 1 т (FOB) – максимального уровня за последние 4 года, сообщил директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов. По его словам, фундаментальная причина роста экспортных цен – засуха и холода в США. Между тем запасы зерна в России остаются на очень высоком уровне.

Минудобрения на подъеме

Перевозки минеральных удобрений за 5 месяцев 2018 года составили 25,3 млн т (+6,3%).

По данным представителя группы «Акрон», в текущем периоде росту погрузки в мае способствовала позитивная динамика цен на базовые продукты – карбамид, DAP и хлористый калий. Причем премия к корзине продуктов осталась на высоком уровне.

Благоприятные прогнозы по экспорту и высокий спрос на внутреннем рынке стимулировали предприятия увеличивать выпуск продукции. В частности, ввод в строй новых мощностей позволил «ФосАгро» в 2018 году увеличить выпуск удобрений и нарастить производство апатитового и нефелинового концентратов. Соответственно выросла и железнодорожная погрузка.

В целом производители оценивают рынок минудобрений позитивно. Перспектива устойчивого спроса подталкивает крупных грузоотправителей к заключению долгосрочных соглашений с операторами и железнодорожным перевозчиком. Яркий пример – майское соглашение между ПАО «Уралкалий» и ОАО «РЖД» о долгосрочном сотрудничестве.

По словам генерального директора ПАО «Уралкалий» Дмитрия Осипова, соглашение предполагает гарантии сохранения объемов отгрузки минеральных удобрений и химической продукции в долгосрочном периоде не ниже уровня 2017 года. При этом предполагается четкое планирование перевозок. Со своей стороны, ОАО «РЖД» готово обеспечить вывоз продукции в запланированных объемах.

Разогретый металл

Погрузка черных металлов за 5 месяцев 2018 года увеличилась до 33 млн т (+11%).

В мае прирост был обеспечен как за счет экспортных перевозок (за рубеж через российские морские порты вывозили стальные полуфабрикаты и плоский прокат), так и за счет внутренних. В последнем случае железнодорожную погрузку подогрела активность отечественных предприятий сельхозмашиностроения, автопрома, судостроения, а также заводов по изготовлению железобетонных конструкций и домостроительных комбинатов. В апреле – мае они стали интенсивно пополнять складские запасы, что вызвало, в свою очередь, заметный всплеск железнодорожной погрузки черных металлов.

В мае ощутимо выросли железнодорожные перевозки стальной продукции ОАО «Амурметалл». Причина – в ограничениях со стороны ФТС России на вывоз лома в Азию через дальневосточные морские порты, имеющие железнодорожные подходы к причалам.

В выигрыше от этого оказалось именно ОАО «Амурметалл» – единственное на Дальнем Востоке предприятие электрометаллургии, которое перерабатывает лом и традиционно испытывает дефицит сырья. Ему требуется, согласно планам на 2018 год, 1 млн т сырья, но существующие объемы экспорта лома не давали производству выйти на этот объем.

По словам представителя комбината, ограничение на отходы лома было расценено как единственное решение проблемы. Официально ограничения действуют с июля 2018 года. Однако фактически уже в мае стала меняться логистика трейдеров.

Лесной вектор

В январе – мае 2018 года заметно выросла погрузка лесных грузов – до 19,6 млн т (+2,6%).

По данным представителя лесоперерабатывающей компании, благоприятная статистика связана прежде всего с запоздалым вывозом древесины с делянок из-за плохой погоды. В результате склады к весне опустели, образовался некоторый дефицит сырья. Это в конечном итоге и подстегнуло майскую железнодорожную погрузку: компании спешили наверстать упущенное и отправили больше продукции.

Кроме того, на Северо-Западе сформировался спрос на лес со стороны Финляндии, а на Дальнем Востоке увеличилась погрузка продукции деревообработки в адрес Китая. Рост погрузки обеспечен также за счет увеличения мощностей в ходе модернизации ряда предприятий лесной промышленности.

В итоге на железнодорожные платформы в мае стал ощущаться дефицит. А ставки на их аренду выросли на 10%.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Между Россией и Китаем открылся судоходный маршрут для перевозки зерновых культур

Между Россией и Китаем открылся судоходный маршрут для перевозки зерновых культур
Через 10 часов трансграничной навигации тысячетонный грузовой корабль прошел через реку между Россией и Китаем и вошел в порт Фуюань, расположенный на берегу реки Амур. Корабль загружен соевыми бобами, выращенными на Дальнем Востоке России. Об этом сообщает НИА-Красноярск.
РЖД-Партнер

Экспортный потенциал РФ по зерну в этом сезоне превышает 35 млн т

Экспортный потенциал РФ по зерну в этом сезоне превышает 35 млн т
Экспортный потенциал РФ по зерну в этом сезоне составляет более 35 млн т, и этот показатель ежегодно должен расти. Об этом сообщил первый замглавы Минсельхоза России Джамбулат Хатуов на семинаре-совещании в рамках агропромышленной выставки "Золотая осень", передает ТАСС.
РЖД-Партнер

Минсельхоз предлагает в 2019 году возобновить субсидирование ж/д перевозок зерна на экспорт

Минсельхоз предлагает в 2019 году возобновить субсидирование ж/д перевозок зерна на экспорт

  1. В ФАС планируют оставить индексацию сетевого тарифа ОАО "РЖД" на уровне "инфляция минус 0,1%", а для строительства новых путей, объектов инфраструктуры, а ткже ликвидации узких мест ввести повышенный инвестиционный тариф. Выдержат ли такую нагрузку грузовладельцы?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions