• Ставка на полувагон
    2052
    -2 %
    руб./сут.
    декабрь 2018
  • Индекс качества II квартал 2018 г. - 61 балл
  • Финансы USD ЦБ РФ 66.24 -0.68 EUR ЦБ РФ 75.71 -0.37
    BTC 3443.32 usd BTC 229471.45 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.06.2018 13:39:55
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в мае 2018 года. Часть 2

Увеличение погрузки на сети РЖД в последний месяц весны обусловлено притоком дополнительных объемов по отдельным видам грузов. Однако на сети не во всех сегментах рынка наблюдался рост. Были и провальные номенклатуры.
Обзор грузовых железнодорожных перевозок в мае 2018 года. Часть 2
Нефть поглотила надежды

Железными дорогами погружено за 5 месяцев 2018 года 98,8 млн т нефти и нефтепродуктов, что на 0,2% меньше, чем за аналогичный период 2017-го.

В текущем году в ОАО «РЖД» предоставили по целому ряду маршрутов, по которым перевозят нефтегрузы, понижающие коэффициенты в обмен на привлечение дополнительных объемов. Кроме того, притоку налива способствовал ряд логистических решений. В частности, увеличились поставки данной номенклатуры по маршруту через Монголию.

Правда, как отметили банковские аналитики, железнодорожные мощности на этом направлении ограниченны, а тарифы на перевозку нефти достаточно высокие по сравнению с трубопроводным транспортом. Поэтому выгоднее гнать нефть через ВСТО. Тем не менее «Роснефть» в мае подписала контракты о поставке нефтепродуктов в адрес 12 потребителей в Монголии на $2,1 млрд. И эти поставки обеспечивает железная дорога.

И все же это не помогло. Уход в минус произошел потому, что, во-первых, снизилось производство нефти в РФ – экспортные цены выросли и добывающим компаниям стало выгоднее продавать топливо за границу, чем поставлять его на внутренний рынок. В настоящее время экспортная премия по сравнению с поставками на внутренний рынок, например, по АИ-92 составляет +6791 руб./т, признались в одном из своих сообщений в «Роснефти». А внутренняя переработка – ключ к объемам железнодорожных перевозок.

Была надежда на то, что этот рынок оживит снижение акцизов на топливо. Однако такие меры не смогут полностью решить системные проблемы, связанные с нефтепереработкой. Кроме того, значительные объемы зарезервированного топлива для внутреннего рынка (скажем, для сельхозпроизводителей) доставляют автотранспортом, а в мае с началом навигации активизировались и речные перевозки.

Щебеночники ушли в минус

С января по май на сети РЖД было погружено 51,9 млн т строительных грузов (-1,4%). Отставание произошло несмотря на то, что крупные игроки отправили по железным дорогам в этот период солидные партии щебня (например, АО «ННК» – 5,7 млн т, ОАО «ПНК» – 2,5 млн т, АО «Ленстройкомплектация» – 1,9 млн т, ОАО «Орское карьероуправление» – 1,8 млн т).

Тем не менее многие карьеры по разным причинам снизили железнодорожную погрузку. Это произошло несмотря на ряд, казалось бы, благоприятных для щебеночной отрасли обстоятельств: например, отмечено оживление в секторе строительства жилья (в первые 2 месяца весны его оценили в Росстате на уровне +7% к аналогичному периоду 2017 г.), зафиксировано увеличение потребления нерудных строительных материалов в Центральном, Южном, Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах – наиболее емких внутренних рынках РФ благодаря дорожному строительству.

Причем в целом в разрезе железнодорожной погрузки картина выглядела неплохо: в большинстве регионов – в той иной мере рост. Однако статистику испортили три федеральных округа, которые и уронили погрузку стройматериалов на сети. И лидером по ее снижению стал Северо-Запад (-23,5%).

Во-первых, сказалась нехватка полувагонов, которые ушли на другие маршруты. Во-вторых, потребители оказались неготовыми заплатить слишком высокую цену за аренду подвижного состава. Поэтому карьеры Карелии были вынуждены снизить железнодорожные отправки. А кто смог, тот увеличил отправку продукции автотранспортом.

Как отметил генеральный директор ООО «Промнерудтранс» Андрей Громовой, такой результат обусловлен во многом технологией перевозки инертных стройматериалов по железной дороге. Если бы была проведена логистическая работа с коммерческим уклоном, то можно было бы отгружать не по несколько вагонов в день, а отправлять, например, один маршрут в 3 суток. Причем при этом рационально было бы отправлять короткие поезда – с учетом возможностей железнодорожной инфраструктуры на подъездах к карьера.

Цемент уходит на сторону от сети

Удручающей выглядит динамика погрузки цемента – за 5 месяцев этой номенклатуры отправлено 9,2 млн т (-4,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года). В мае отставание выше среднего (-6,1% к аналогичному месяцу 2017 г.).

Значительное увеличение потребления цемента произошло в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах. Солидные объемы по-прежнему потребляет строительство железнодорожной части Крымского моста. Тем не менее в суммарном итоге в текущем году, по данным «Амикрон-консалтинг», у российских заводов зафиксирован спад производств по сравнению с тем же периодом 2017-го на 3,1%.

Такой результат меньше размера минуса в погрузке по сети РЖД. Ситуация в производстве оказалась менее негативной, чем в железнодорожной отрасли, признают эксперты.

Поскольку затоваривания складов не наблюдалось, то логичным объяснением такой разницы в динамике производства и железнодорожной погрузки выглядит увеличение доли отправок готовой продукции автотранспортом, что признают представители некоторых заводов. Например, холдинга «Евроцемент».

Корнями ситуация уходит в тарифы: за 5 месяцев цены у автоперевозчиков, по данным Росстата, выросли всего на 0,5%, а ставки на железных дорогах, по опросам клиентов, увеличились на 5–10%. Оттоку с сети также способствовали перебои с подачей железнодорожного подвижного состава.

«С началом высокого строительного сезона спрос на хопперы-цементовозы превышает возможности многих операторов, в результате чего образовался дефицит и повысились тарифы», – сообщил заместитель генерального директора по развитию транспортно-логистического холдинга ООО «Рэйл Про» Антон Бадоев. По его словам, одно из возможных решений проблемы – сокращение оборота вагонов и пополнение парка современными вагонами, которые позволяют перевозить меньшим количеством вагонов большее количество грузов.

Алюминиевая подстава

По итогам января – мая на сети РЖД снизилась также погрузка и некоторых других номенклатур: например, цветной руды и серного сырья – до 8,2 млн т (-3,2%).

Что касается руды, то здесь спад вполне корреспондируется с производством цветных металлов. Например, согласно Росстату, спад выпуска электрооборудования составил 3%. Падение отмечено практически во всех сегментах рынка, где велика доля потребления цветных металлов. На объемах экспорта из РФ негативно сказались санкции США, введенные против «Русала».

В апреле экспорт алюминия, как сообщалось, рухнул на 70% по сравнению с предыдущим периодом. В мае погрузка алюминия на сети РЖД благодаря экспорту возросла к апрелю на 86%. Тем не менее суммарно за 5 месяцев 2018 года экспорт алюминия снизился на 16%. Соответственно сократился и завоз российского глинозема на комбинаты.

Если же говорить о других номенклатурах, по которым на сети РЖД отмечен спад, то он также во многом связан с макроэкономическими причинами. И все же есть и другие причины. Одна из них – недостаточное развитие железнодорожной логистики.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Формирование концепции рынка биржевых перевозок нефтепродуктов требует доработки

Формирование концепции рынка биржевых перевозок нефтепродуктов требует доработки
Инициатива регуляторов о создании рынка биржевых перевозок нефти и нефтепродуктов заслуживает внимания, однако данная концепция требует доработки. Существуют определенные сложности в ее реализации, считает начальник управления логистики и коммерческой работы департамента логистики и транспорта ПАО «Газпром нефть» Александр Невский. Свое мнение он высказал в ходе пленарного заседания XVI Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство».
РЖД-Партнер

Обмеление Рейна срывает поставки нефти

Обмеление Рейна срывает поставки нефти
Промышленный юго-запад Германии, Швейцария и отчасти Франция в ближайшие недели могут столкнуться с острым дефицитом топлива из-за резкого роста спроса с наступлением морозов, сообщает ТАСС.
РЖД-Партнер

География транспортировки крупнотоннажных и негабаритных грузов имеет тенденцию смещения на Север и Северо-Восток

География транспортировки крупнотоннажных и негабаритных грузов имеет тенденцию смещения на Север и Северо-Восток
В ближайшие годы наиболее перспективные проекты по доставке крупнотоннажных и негабаритных грузов будут связаны с реализацией ряда нефтегазовых проектов на севере и Дальнем Востоке страны. Как рассказал в ходе X Международной конференции Heavy Russia 2018 директор департамента продаж и развития проектов Марат Яруллин, перспективы отрасли связаны с развитием арктических проектов, тяготеющих к трассам Севморпути.

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions