• Ставка на полувагон
    2097
    0.2 %
    руб./сут.
    март 2019
  • Индекс качества IV квартал 2018г. - 62 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 63.74 -0.54 EUR ЦБ РФ 72.79 -0.15
    BTC 3996.3 usd BTC 255263.66 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.06.2018 13:39:55
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в мае 2018 года. Часть 2

Увеличение погрузки на сети РЖД в последний месяц весны обусловлено притоком дополнительных объемов по отдельным видам грузов. Однако на сети не во всех сегментах рынка наблюдался рост. Были и провальные номенклатуры.
Обзор грузовых железнодорожных перевозок в мае 2018 года. Часть 2
Нефть поглотила надежды

Железными дорогами погружено за 5 месяцев 2018 года 98,8 млн т нефти и нефтепродуктов, что на 0,2% меньше, чем за аналогичный период 2017-го.

В текущем году в ОАО «РЖД» предоставили по целому ряду маршрутов, по которым перевозят нефтегрузы, понижающие коэффициенты в обмен на привлечение дополнительных объемов. Кроме того, притоку налива способствовал ряд логистических решений. В частности, увеличились поставки данной номенклатуры по маршруту через Монголию.

Правда, как отметили банковские аналитики, железнодорожные мощности на этом направлении ограниченны, а тарифы на перевозку нефти достаточно высокие по сравнению с трубопроводным транспортом. Поэтому выгоднее гнать нефть через ВСТО. Тем не менее «Роснефть» в мае подписала контракты о поставке нефтепродуктов в адрес 12 потребителей в Монголии на $2,1 млрд. И эти поставки обеспечивает железная дорога.

И все же это не помогло. Уход в минус произошел потому, что, во-первых, снизилось производство нефти в РФ – экспортные цены выросли и добывающим компаниям стало выгоднее продавать топливо за границу, чем поставлять его на внутренний рынок. В настоящее время экспортная премия по сравнению с поставками на внутренний рынок, например, по АИ-92 составляет +6791 руб./т, признались в одном из своих сообщений в «Роснефти». А внутренняя переработка – ключ к объемам железнодорожных перевозок.

Была надежда на то, что этот рынок оживит снижение акцизов на топливо. Однако такие меры не смогут полностью решить системные проблемы, связанные с нефтепереработкой. Кроме того, значительные объемы зарезервированного топлива для внутреннего рынка (скажем, для сельхозпроизводителей) доставляют автотранспортом, а в мае с началом навигации активизировались и речные перевозки.

Щебеночники ушли в минус

С января по май на сети РЖД было погружено 51,9 млн т строительных грузов (-1,4%). Отставание произошло несмотря на то, что крупные игроки отправили по железным дорогам в этот период солидные партии щебня (например, АО «ННК» – 5,7 млн т, ОАО «ПНК» – 2,5 млн т, АО «Ленстройкомплектация» – 1,9 млн т, ОАО «Орское карьероуправление» – 1,8 млн т).

Тем не менее многие карьеры по разным причинам снизили железнодорожную погрузку. Это произошло несмотря на ряд, казалось бы, благоприятных для щебеночной отрасли обстоятельств: например, отмечено оживление в секторе строительства жилья (в первые 2 месяца весны его оценили в Росстате на уровне +7% к аналогичному периоду 2017 г.), зафиксировано увеличение потребления нерудных строительных материалов в Центральном, Южном, Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах – наиболее емких внутренних рынках РФ благодаря дорожному строительству.

Причем в целом в разрезе железнодорожной погрузки картина выглядела неплохо: в большинстве регионов – в той иной мере рост. Однако статистику испортили три федеральных округа, которые и уронили погрузку стройматериалов на сети. И лидером по ее снижению стал Северо-Запад (-23,5%).

Во-первых, сказалась нехватка полувагонов, которые ушли на другие маршруты. Во-вторых, потребители оказались неготовыми заплатить слишком высокую цену за аренду подвижного состава. Поэтому карьеры Карелии были вынуждены снизить железнодорожные отправки. А кто смог, тот увеличил отправку продукции автотранспортом.

Как отметил генеральный директор ООО «Промнерудтранс» Андрей Громовой, такой результат обусловлен во многом технологией перевозки инертных стройматериалов по железной дороге. Если бы была проведена логистическая работа с коммерческим уклоном, то можно было бы отгружать не по несколько вагонов в день, а отправлять, например, один маршрут в 3 суток. Причем при этом рационально было бы отправлять короткие поезда – с учетом возможностей железнодорожной инфраструктуры на подъездах к карьера.

Цемент уходит на сторону от сети

Удручающей выглядит динамика погрузки цемента – за 5 месяцев этой номенклатуры отправлено 9,2 млн т (-4,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года). В мае отставание выше среднего (-6,1% к аналогичному месяцу 2017 г.).

Значительное увеличение потребления цемента произошло в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах. Солидные объемы по-прежнему потребляет строительство железнодорожной части Крымского моста. Тем не менее в суммарном итоге в текущем году, по данным «Амикрон-консалтинг», у российских заводов зафиксирован спад производств по сравнению с тем же периодом 2017-го на 3,1%.

Такой результат меньше размера минуса в погрузке по сети РЖД. Ситуация в производстве оказалась менее негативной, чем в железнодорожной отрасли, признают эксперты.

Поскольку затоваривания складов не наблюдалось, то логичным объяснением такой разницы в динамике производства и железнодорожной погрузки выглядит увеличение доли отправок готовой продукции автотранспортом, что признают представители некоторых заводов. Например, холдинга «Евроцемент».

Корнями ситуация уходит в тарифы: за 5 месяцев цены у автоперевозчиков, по данным Росстата, выросли всего на 0,5%, а ставки на железных дорогах, по опросам клиентов, увеличились на 5–10%. Оттоку с сети также способствовали перебои с подачей железнодорожного подвижного состава.

«С началом высокого строительного сезона спрос на хопперы-цементовозы превышает возможности многих операторов, в результате чего образовался дефицит и повысились тарифы», – сообщил заместитель генерального директора по развитию транспортно-логистического холдинга ООО «Рэйл Про» Антон Бадоев. По его словам, одно из возможных решений проблемы – сокращение оборота вагонов и пополнение парка современными вагонами, которые позволяют перевозить меньшим количеством вагонов большее количество грузов.

Алюминиевая подстава

По итогам января – мая на сети РЖД снизилась также погрузка и некоторых других номенклатур: например, цветной руды и серного сырья – до 8,2 млн т (-3,2%).

Что касается руды, то здесь спад вполне корреспондируется с производством цветных металлов. Например, согласно Росстату, спад выпуска электрооборудования составил 3%. Падение отмечено практически во всех сегментах рынка, где велика доля потребления цветных металлов. На объемах экспорта из РФ негативно сказались санкции США, введенные против «Русала».

В апреле экспорт алюминия, как сообщалось, рухнул на 70% по сравнению с предыдущим периодом. В мае погрузка алюминия на сети РЖД благодаря экспорту возросла к апрелю на 86%. Тем не менее суммарно за 5 месяцев 2018 года экспорт алюминия снизился на 16%. Соответственно сократился и завоз российского глинозема на комбинаты.

Если же говорить о других номенклатурах, по которым на сети РЖД отмечен спад, то он также во многом связан с макроэкономическими причинами. И все же есть и другие причины. Одна из них – недостаточное развитие железнодорожной логистики.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

4-й ежегодный международный инвестиционный Восточный нефтегазовый форум и выставка

4-й ежегодный международный инвестиционный Восточный нефтегазовый форум и выставка
Дата: 10-11 июля 2019 года
Официальный сайт: http://www.eastrussiaoilandgas.com/
РЖД-Партнер

В 2018 году были реализованы основные инвестиционные проекты трубопроводного транспорта

В 2018 году были реализованы основные инвестиционные проекты трубопроводного транспорта
К началу 2019 года основные инвестиционные проекты трубопроводного транспорта были реализованы. Как сообщила исполнительный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» Тамара Сафонова, на сегодняшний день остался лишь один незавершенный проект «Транснефти», который продолжает оставаться в статусе реализации. Это проект расширения пропускной способности трубопроводной системы «ВСТО-I» до 80 млн т.
РЖД-Партнер

Уровень маршрутизации нефти и нефтепродуктов в 2018 году составил 44%

Уровень маршрутизации нефти и нефтепродуктов в 2018 году составил 44%
Согласно данным ГВЦ РЖД, средний показатель переработок груженых цистерн на рейсе составил около четырех переработок. Как рассказал заведующий отделением взаимодействия транспортных систем АО «ИЭРТ» Андрей Бородин, есть цистерны, которые перерабатываются шесть и более раз за время своего следования от отправителя к получателю. А четверть немаршрутизированных потоков цистерн имеют пять и более переработок.

  1. Операторы предлагают создать единую методику баланса парка для избежания коллапса на сети. Поможет ли такой метод регулирования вагонной составляющей повысить эффективность железнодорожных перевозок?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort