+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.07.2018 11:49:46
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в июне 2018 года: часть 2

Снижение динамики погрузки в июне по сравнению с маем обусловлено провальными позициями по целому ряду номенклатур. Рассмотрим, что помешало ОАО «РЖД» привлечь дополнительные грузопотоки.
Снижение железнодорожных перевозок зафиксировано по итогам 6 месяцев 2018 года по таким позициям, как продовольствие, промтовары, металлолом.

Погрузка цветной руды уменьшилась до 9,98 млн т (-2,3% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г.), промышленного сырья и формовочных материалов – до 17,5 млн т (-2,8% соответственно).

А максимальный спад в объемах перевозок связан со строительными грузами.

Три причины для пике вниз

Погрузка инертных материалов на сети РЖД в I полугодии 2018-го упала до 63 млн т (-3% к аналогичному периоду 2017 г.). По опросам, представители ряда карьеров утверждают, что в июне рассчитывали увеличить объемы погрузки, но не смогли этого сделать. Причин называют три. Во-первых, на сети сложился локальный дефицит полувагонов. Его в полной мере ощутили карьеры Северо-Запада. Они испытывали нехватку подвижного состава в I квартале. Для них ничего не изменилось и в II квартале 2018 года. Только если ранее карьеры искали вагоны по приемлемым ценам, то теперь им не хватает полувагонов даже с учетом сложившегося уровня ставок на полувагоны. Не облегчило ситуацию и поступление начиная с мая дополнительного количества рабочего парка. Практически весь он ушел на другие направления.

В II квартале осложнилась обстановка и Сибири. В регионе летом автодорожникам поступили средства. Объемы строительства дорог должны были увеличиться. Но отгрузить дополнительные объемы щебенки оказалось не во что: свободных вагонов было не найти – даже с учетом подсыла с дальних станций.

Во-вторых, вагоны с инертными строительными материалами чаще всего останавливали на станциях, когда требовалось пропустить дополнительные пассажирские составы с болельщиками чемпионата мира по футболу. Кстати, по этой же причине щебеночники испытали дефицит тяги: часть грузовых тепловозов были переведены в период ЧМ-2018 на обслуживание пассажирских перевозок.

Эти данные, полученные в ходе опросов в рамках Индекса качества услуг железнодорожного транспорта, который проводит журнал РЖД-Партнер, с информацией от Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» о том, что увеличение пассажирских перевозок на сети на время ЧМ-2018 не повлияло на динамику грузовых перевозок.

В-третьих, при планировании ремонтных окон, опять-таки согласно опросам представителей карьеров, на железных дорогах едва ли не в последнюю очередь учитывали потребности в перевозках инертных материалов. Это также привело к отрицательной динамике погрузки.

Куда укатили цемент

Провальной стала и динамика погрузки цемента – она упала по итогам I полугодия 2018-го до 11,8 млн т (-5,2%).

Надежда на то, что май может как-то переломить ситуацию в отношении погрузки цемента в лучшую сторону, хоть и слабая, но была. Однако именно в мае был установлен рекорд по темпам снижения перевозок цемента по сети РЖД. Не лучший результат продемонстрировал и июнь. Он не стал исключением из правила. Причем, если соотнести этот показатель с 6 месяцами 2014 года, то падение составит около четверти от указанного периода. Между тем, по данным Росстата, ситуация в производстве цемента оказалась менее негативной, чем в железнодорожной погрузке. Выпуск продукции заводов за 6 месяцев уменьшился всего на 3,5%.

Такие тренды могут свидетельствовать о росте сбыта с отгрузкой автомобильным транспортом. Ведь складские запасы, по данным специалистов «Амикрон-консалтинг», у производителей выросли, но не слишком существенно. Так что основные объемы цемента грузили, что называется, с колес. К тому же спрос на тарированный цемент, согласно Росстату, с началом строительного сезона вырос, а цены на него поднялись на 0,8–1,5%.

Кокс загнали в тупик

Снижение погрузки кокса по итогам 6 месяцев 2018 года оценивается в объеме 5,4 млн т (-3,2%).

Между тем, по данным Росстата, за тот же период выпуск некоторых марок кокса увеличился на 2,4%. Данные о перевозках кокса содержат разновекторные тренды. В частности, некоторые предприятия сократили производство. В частности, влияние оказали плановые ремонтные работы на обогатительной фабрике «Нерюнгринская».

Правда, после модернизации некоторые комбинаты сообщили о намерениях в 2018 году увеличить выпуск кокса. Например, представитель ЗАО «Стройсервис» сообщил о планах удвоить в 2018 году выпуск продукции в ОАО «Губахинский кокс». По его словам, это связано с расширением рынков сбыта металлургического кокса для чугуна и ферромарганца, а также литейного кокса КЛ+80мм, который используется для теплоизоляционных материалов.

По данным экспертов, динамика погрузки металлургического кокса сильно зависела от ситуации на мировом рынке. Спрос на него и маржинальность продаж колебались, что вызывало неравномерность и железнодорожных перевозок.

А вот выпуск кокса для теплоизоляционных материалов стабильно увеличивался. А эти перевозки, по данным представителя транспортной компании «Централ Транс», могут успешно осуществляться не только по железной дороге.

«Перевозку кокса автотранспортом по России выполняет транспортная компания «Централ Транс» уже не первый год. Мы работаем со многими предприятиями по доставке его самосвалами», – отметил представитель компании.

По его словам, цены при отправках больших объемов ниже, чем по железной дороге. Кроме того, автоперевозчики предоставляют удобные условия для постоянных клиентов на большие объемы. И спрос в 2018 году на такие перевозки вырос.

Автомобиль преодолевает дальние расстояния

О переключении логистики на автоперевозки как весной, так и летом 2018 года говорят многие отправители. Основная причина – рост ставок на вагоны и сложности с вывозом дополнительных объемов грузов, которые появились в мае и июне текущего года.

При этом автотранспорт активно все чаще заходит в сегмент, где обычно доминировали железной дороги, – перевозки на расстояния свыше 500 км. Например, автомобилем возят рыбу из Мурманска в Центр РФ, а ее перевозки по железной дороге сейчас сведены к минимуму. Уходят и массовые грузы, в частности, цемент, металл, щебень. В целом грузовая база железнодорожного транспорта стабильно прирастает в основном на поясах дальности свыше 4 тыс. км. А за перевозки на расстояния 500–2 тыс. км железным дорогам приходится бороться.

Причем в пользу автотранспорта начинает играть и система взимания платы с грузовиков «Платон»: она, с одной стороны увеличивает финансовую нагрузку на автоперевозчиков, а с другой – обеспечивает поток дополнительного финансирования в поддержание состояния автодорожной инфраструктуры. Соответственно, увеличивается и парк большегрузных транспортных средств.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions