• Ставка на полувагон
    2128
    -0.1 %
    руб./сут.
    июль 2018
  • Индекс качества I квартал 2018 г. - 61 балл
  • Финансы USD ЦБ РФ 62.26 -0.04 EUR ЦБ РФ 72.8 0.33
    BTC 6672.05 usd BTC 415868.88 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.07.2018 11:31:29
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в июне 2018 года: часть 1

В июне по сравнению с маем 2018 года погрузка на сети ОАО «РЖД» увеличилась до 107 млн т. А по итогам за I полугодие 2018-го погрузка выросла до 641,8 млн т, что на 3,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Обзор грузовых железнодорожных перевозок в июне 2018 года: часть 1
Если сравнивать динамику погрузки в последний месяц весны с началом лета, то заметно некоторое замедление: в мае прирост был зафиксирован на уровне 3,6%, а в июне – только 3,1%.

При этом железнодорожные перевозки подталкивали вверх те самые номенклатуры: уголь, металлы, минеральные удобрения и лес. А наибольшие темпы роста вновь продемонстрировало зерно.

Однако по остальным номенклатурам в июне ситуация складывалась несколько хуже, чем в мае. В частности, глубже ушли в минус перевозки щебня.

В среднем за сутки на сети РЖД с наступлением теплого сезона использовалось под перевозки 941 тыс. вагонов, что на 12 тыс. больше, чем зимой. Таким образом, в последние два месяца тренд для рабочего парка сменился: если, к примеру, в апреле он сокращался, то с мая, наоборот, он стал пополняться за счет полувагонов и специализированного подвижного состава. При этом рабочий парк крытых вагонов, цистерн и рефрижераторов продолжал сокращаться.

Это способствовало стабилизации ставок на аренду вагонов на пространстве колеи 1520. Тем не менее они сохранялись на высоком уровне. Правда, пик роста по этому показателю был пройден в апреле 2018 года, когда средняя цена предоставления полувагона в технический рейс по результатам сделок, совершенных на «Бирже вагонов», составила 2168 руб. за ваг./сут. А в июне она удерживалась на уровне 2130 руб. за ваг./сут., что лишь незначительно больше, чем было в мае (2123 руб. за ваг./сут.). Однако уже в первых числах июля ставка стала медленно сползать вниз (до 2128 руб. за ваг./сут.)

Зерно подросло на скидках

Максимальный прирост зафиксирован в погрузке зерна: за I полугодие она поднялась до 14,4 млн т (+55,3% к аналогичному периоду прошлого года). Основной эффект получен за счет увеличения потоков экспорта.

По оперативным данным ФТС, за 6 месяцев 2018 года Россия экспортировала на 47% зерна больше, чем за аналогичный период прошлого сезона. И больше всего прибавка была достигнута за счет экспорт пшеницы.

На рост погрузки в I половине текущего года также повлияли меры господдержки экспорта и введение понижающего коэффициента к действующим тарифам ОАО «РЖД». До 30 июня он действовал на уровне 0,897. С июля скидку уменьшили, установив коэффициент 0,929. И многие отправители поспешили с отправками зерна в июне.

Причем, как отметил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, поскольку на экспорт начали вывозить из дальних регионов, то акцент в перевозках сместился на железную дорогу. Иными словами, дополнительный всплеск спроса на перевозки по РЖД стал отчасти следствием изменения географии перевозок.

По мнению президента Национального союза зернопроизводителей Павла Скурихина, снижение скидок к тарифу ОАО «РЖД» приведет в июле к снижению темпов погрузки зерна только из Центрального и Приволжского федеральных округов. Однако влияние данной меры на грузопотоки из Сибири и с Урала будет несущественным. Тем не менее оно вызовет в дальнейшем некоторое торможение в динамике погрузки.

Однако тут необходимо учитывать и другие факторы: непогода внесла поправки на объемы урожая в текущий сезон 2018 года. И в большинстве производящих регионов РФ зафиксирован рост цен на зерно. В такой ситуации предоставлять чрезмерные скидки для ОАО «РЖД» могло показаться нерациональным. Особенно с учетом локального дефицита подвижного состава для вывоза зерна.

По мнению члена совета директоров ЗАО «Русагротранс» Олега Рогачева, отправители все равно продолжат вывоз остатков на экспорт, чтобы пополнить элеваторы зерном нового урожая. Правительство не предполагает пока возобновлять экспортную пошлину на пшеницу. Таким образом, сдерживать экспорт не предполагается.

Угольный ренессанс

Каменного угля за 6 месяцев 2018 года по железным дорогам перевезено 186,2 млн т (+5% к январю – июню 2017 г.).

По-прежнему крупные поставки угля осуществляются из Кузбасса. Принятые меры обеспечивают ускоренный оборот полувагонов на маршрутах. А погрузку подталкивает повышенный спрос на сырье на азиатском рынке – он был отмечен в мае и в июне в макроэкономическом аспекте мало что изменилось.

Основные потоки угля вывозились на экспорт через Дальний Восток. В связи с высокой нагрузкой летом на Восточном полигоне были вынуждены ввести ограничения на отправку составов. Появились брошенные поезда.

Не справлялись и погранпереходы. В частности, согласно телеграмме ОАО «РЖД» № 11349 от 14.06.2018 г., китайские железные дороги не смогли обеспечить в полной мере пропуск составов через пограничный переход Камышовая – Хуньчунь. И в связи с этим погрузку угля в КНР назначением на станцию Камышовая-Экспорт с 15 по 24 июня 2018 года ограничили на 50%.

Для вывоза угля по сети РЖД на экспорт отправители были вынуждены задействовать не только отечественные морские терминалы, но и резервные направления. Как отметил генеральный директор ОАО «РЖД» Олега Белозеров, уголь поехал через Финляндию, Польшу, Калининград. В связи с этим, как сообщил генеральный директор ИЭРТ Федор Пехтерев, в ОАО «РЖД» рассчитывают на развитие Мурманского порта и Усть-Луги.

Стройка кует металл

Погрузка черных металлов за 6 месяцев 2018 года увеличилась до 39,5 млн т (+12,2%), а железной и марганцевой руды – до 57 млн т (+4,4%).

В июне, как и в мае, прирост погрузки черных металлов был обеспечен как за счет экспортных перевозок (за рубеж через российские морские порты вывозили стальные полуфабрикаты и плоский прокат), так и внутренних перевозок. В последнем случае железнодорожную погрузку подогрела активность отечественных предприятий сельхозмашиностроения, автопрома, судостроения, а также заводов по изготовлению железобетонных конструкций и домостроительных комбинатов.

На российском рынке, соответственно, продолжился рост потребления стальной заготовки и чугуна, который почти не перевозился в прошлом году на внутренних направлениях. Однако, как отметила начальник аналитического отдела ПАО «НПК ОВК» Лейсана Коробейникова, спрос на внутреннем рынке сейчас во многом поддерживается за счет инфраструктурных проектов – ремонтных работ на сети РЖД, а также строительства железнодорожной части Крымского моста и железнодорожного обхода Краснодара.

Увеличение погрузки обусловлено во многом увеличением продукции сталеплавильного производства благодаря модернизации цехов, отметил генеральный директор дивизиона «Северсталь Российская сталь» Вадим Германов.

Что касается руды, то ее погрузка следует в кильватере перевозок металлов. Правда, с учетом складских запасов меткомбинатов внутренние перевозки руды увеличиваются медленно. И в целом рост погрузки на сети РЖД стимулирует по большей части экспорт – прежде всего в Китай. Однако летом сохраняется спрос на российскую руду в Европе.

Минудобрения хотят сменить ориентацию

Погрузка химических и минеральных удобрений в I полугодии увеличилась до 30,1 млн т (+5,8%). Драйвером опять-таки послужил экспорт. Он увеличивался по мере ввода новых мощностей российскими компаниями. На Юге поставки выросли за счет расширения рынков сбыта. В частности, там отмечен рост поставок в Сирию и Индию.

Особенностью июня стало усиление акцента на порты Северо-Запада РФ. Такая переориентация связана с увеличением спроса на сложные минудобрения в ЕС. Если в середине весны часть экспортных потоков с железнодорожной сети смогли перехватить порты стран Балтии, то в дальнейшем скидки к тарифу ОАО «РЖД» позволили перенаправить грузопотоки из Эстонии в Мурманск.

В частности, в группе «Акрон» при поддержке ОАО «РЖД» стали наращивать перевалку минудобрений через Мурманский балкерный терминал, который принадлежит компании «ЕвроХим», которая, в свою очередь, также проводит политику по привлечению дополнительных грузов к этому терминалу.

«Увеличение объема перевалки через альтернативные порты РФ расширяет логистические возможности группы и снижает коммерческие риски», – сказал директор по транспорту «Акрона» Игорь Богдан. Эти риски связаны в том числе с необходимостью перевалки минудобрений в портах стран Балтии.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Вице-премьер Максим Акимов заявил, что возглавит совет директоров РЖД

Вице-премьер Максим Акимов заявил, что возглавит совет директоров РЖД
Вице-премьер Максим Акимов уверен, что возглавит совет директоров РЖД согласно директиве правительства. Об этом он сообщил журналистам, передает ТАСС.
РЖД-Партнер

Вице-премьер Акимов, глава Минтранса Дитрих и Дворкович вошли в совет директоров РЖД

Вице-премьер Акимов, глава Минтранса Дитрих и Дворкович вошли в совет директоров РЖД
Вице-премьер РФ Максим Акимов, министр транспорта Евгений Дитрих и бывший вице-премьер Аркадий Дворкович, являющийся сейчас председателем совета директоров ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), вошли в совет директоров РЖД, следует из распоряжения правительства РФ, опубликованного на портале правовой информации, сообщает ТАСС.
РЖД-Партнер

РЖД планируют ежегодный рост погрузки на 3,8% до 2025 года для исполнения майских указов

РЖД планируют ежегодный рост погрузки на 3,8% до 2025 года для исполнения майских указов
ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) планирует ежегодный рост погрузки до 2025 года на 3,8% – достижение этого показателя необходимо для исполнения майских указов президента, сообщил журналистам первый заместитель генерального директора РЖД Вадим Михайлов. Соответствующие параметры заложены в проект долгосрочной программы развития (ДПР) холдинга "РЖД", передает ТАСС.

  1. В ОАО "РЖД" предложили специализацию железнодорожных линий на грузовые и ускоренные пассажирские перевозки в качестве одного из возможных вариантов снижения нагрузки на перенапряженные участки сети. Поможет ли это повысить эффективность транспортировок?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions