+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.09.2017 12:05:19
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в августе 2017 года

В августе 2017 года погрузка на сети ОАО «Российские железные дороги» выросла по сравнению с аналогичным периодом 2016-го на 0,4% и составила 106,2 млн т. Грузооборот за август 2017-го увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,9% и составил 208,2 млрд тарифных т-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время вырос на 4,9% и составил 265,1 млрд т-км. В целом погрузка за январь – август 2017 года, по данным РЖД, составила 833,5 млн т, что на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Уголь: предпосылки роста сохраняются

Отличительной особенностью августовских перевозок стали некоторые проблемы с трафиком в Приморье, возникшие в начале месяца из-за ливневых дождей, повредивших инфраструктуру. Из-за погодной аномалии вице-президент компании Анатолий Краснощек ввел режим ЧС на Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах. Однако в целом, хотя ситуация и привела к задержкам движения грузовых поездов, следующих в направлении морских портов Дальнего Востока, но оставалась под контролем, и критичных задержек в движении поездов допущено не было. Главным пунктом роста погрузки остается каменный уголь. В августе было перевезено 28,3 млн т, это на 13% больше, чем в июле. К августу 2016 года рост составил 7,6%. Всего за период январь – август 2016-го, согласно данным РЖД, было погружено 234,4 млн т угля. Рост составил 18,3 млн т, что на 9,5% больше того же периода прошлого года. По оценкам специалистов, экспорт угля закономерно продолжил рост на фоне текущей конъюнктуры спроса на мировых рынках. Напомним, что во внутреннем сообщении погрузка за 7 месяцев 2017 года выросла только на 1,4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Рост погрузки на экспорт за тот же период составил 21,4%. «Ключевым фактором повышения экспорта угля является проводимая руководством Китая политика по сокращению избыточных и неэффективных производственных мощностей в отрасли, а также запрету импорта угля из Северной Кореи, действующему с 20 февраля по 31 декабря 2017 года.

Дополнительно с 1 июля 2017 года Китай ввел дополнительные ограничения на импорт угля через небольшие порты, действующие без разрешения Госсовета, с целью ограничения импорта низкосортного угля. В результате китайские потребители были вынуждены переориентироваться на других поставщиков, среди которых основную роль занимают Россия и Австралия», – отмечает руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник. В ИПЕМ прогнозируют, что наращивание экспорта угля в страны АТР, такие как Индия, Индонезия, Филиппины, Япония, Южная Корея и Вьетнам, будет продолжаться. Однако ряд импортеров уже развивает собственную угледобычу. Так, согласно статистике Министерства энергетики Индии, страна планирует существенно сократить импорт угля за счет своих месторождений. В частности, здесь разрабатываются и внедряются проекты по импортозамещению коксующегося угля.

В то же время продолжается тенденция снижения погрузки угля на Дальневосточной магистрали. С начала года она снизилась более чем на 8%, и в августе эту тенденцию переломить не удалось. Наблюдаемое снижение связано в первую очередь с уменьшением поставок угля на внутренний рынок и было вполне прогнозируемым, поскольку заявленные ранее планы увеличения производства электроэнергии Бурейской и Зейской ГЭС привели к снижению потребления твердого топлива объектами Дальневосточной генерирующей компании. В то же время на дороге ожидают рост отправок угля с Ургальского угольного месторождения в Хабаровском крае в связи с вводом в эксплуатацию новой обогатительной фабрики. Кроме того, нивелировать снижение погрузки в дальнейшем позволит активизация на этом направлении работы компании «Дальтрансуголь», планирующей развитие своих мощностей в бухте Мучка близ Ванино до 30 млн т в год. В этом году здесь, согласно предварительным оценкам, смогут осуществить перевалку 21 млн т угля. Кроме того, в более отдаленной перспективе на увеличении объемов перевозки данной номенклатуры могут сказаться масштабные планы, озвученные, правда, пока в форме намерений о сотрудничестве, по перевалке в российских портах монгольского угля. Об этом в ходе ДВЭФ заявил президент страны Халтмаагийн Баттулга, уже успевший, кстати, посетить Находку и ознакомиться с работой крупнейшей стивидорной компании Приморского края – ОАО «Восточный порт».

В целом, по оценкам экспертов, по итогам 2017 года объемы экспорта угля в страны АТР в стоимостном выражении превысят $5 млрд и будут расти. Так, по данным аналитика компании EY Бориса Яценко, полученным на основе опроса компаний, 88% российских угледобывающих предприятий ожидают увеличения (50%) или сохранения (38%) уровня мировых цен на уголь в 2017 году. При этом 44% участников рынка планируют нарастить объем добычи угля в текущем году. О предстоящем росте производительности на 10–50% сообщила четверть опрошенных компаний. О планах увеличить показатели более чем на 50% заявили 19% предприятий.

Строительство снижает обороты

Благоприятная конъюнктура угольных цен на глобальном рынке привлекла внимание операторов к перевозкам данного вида грузов. Что не вполне благоприятным образом сказалось на удовлетворении заявок на перевозку других номенклатур в сегменте низкодоходных грузов, в частности, щебня. В августе перевозка строительных грузов на сети РЖД незначительно снизилась по отношению к июлю этого года, составив 12,5 млн т против 12,7 млн. Более значительное падение объемов перевозки данного сегмента заметно в годовой динамике. Для сравнения, в августе 2016 года было перевезено 14,5 млн т строительных грузов, что на 14% больше, чем за август нынешнего года. В июле 2017-го по сравнению с июлем 2016-го снижение составило 13%. В целом погрузка стройгрузов за январь – август 2017 года, согласно данным РЖД, снизилась на 7,8% к аналогичному периоду прошлого года, составив 90,2 млн т. Большую роль в снижении спроса на этот вид грузов сыграло наблюдаемое падение объемов жилищного строительства в РФ. Так, по данным Росстата, в январе – июле активность в строительном секторе снизилась почти на 14% с сравнении с прошлогодними данными, а наибольшая динамика снижения спроса отмечалась в Москве, Волгоградской области, Воронеже и в целом по СЗФО и ДВФО. Наряду с этим свое влияние на показатели погрузки нерудных строительных материалов оказывает наблюдаемый дефицит полувагонов, о чем еще накануне высокого сезона предупреждали эксперты и участники рынка. Как пояснил генеральный директор ООО «Промнерудтранс» Андрей Громовой, проблемы с перевозкой щебня связаны с тем, что подвижной состав в первую очередь используется под перевозки угля. Это приводит к тому, что в Центральном федеральном округе заказчики испытывают недопоставку материала. Пустые склады вызывают их обеспокоенность – осенью возможны срывы по срокам сдачи объектов. Причем вопрос недопоставки – это не вопрос отдельного региона, считает А. Громовой, хотя эта проблема на Северо-Западе наиболее ощутима. Но даже перевозки щебня по Северо-Кавказкой дороге, из Беларуси – там, где, казалось бы, не должно быть проблем, они так или иначе возникают все по той же самой причине: часть вагонов уходит порожней мимо погрузки.

Лидер среди среднедоходных

Достаточно уверенно ведет себя спрос на рынке химических и минеральных удобрений, поставка которых растет как на экспорт, так и на внутреннем рынке. В августе по железной дороге было перевезено 4,8 млн т – столько же, сколько в июле 2017 года и немногим более августа 2016-го, когда было перевезено 4,4 млн т. В целом за 8 месяцев этого года железными дорогами погружено 38 млн т, что на 8,4% больше того же периода 2016-го. При этом с начала года погрузка минеральных удобрений во внутреннем сообщении увеличилась более, чем на 13% по отношению к январю – июлю 2016-го, а на экспорт рост составил 10%. Как отмечает руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ А. Слободяник, накопленные минеральные удобрения (с учетом остатков 2016 г.) составляют около 2 515 тыс. т действующего вещества, что на 238,4 тыс. т больше, чем в прошлом году. С начала года, по данным на 21 августа, сельхозпроизводители приобрели около 2 233 тыс. т действующего вещества минеральных удобрений, что на 193,5 тыс. т больше, чем в прошлом году. При этом тенденции, которые могут отрицательно повлиять на российский экспорт удобрений, сохраняются, считает эксперт. «На мировом рынке вводятся новые мощности по производству продукции и в результате растет конкуренция. Также в ряде стран проводится изменение политики по использованию удобрений. Например, Китай начал реализацию экологической политики по обеспечению уменьшения объемов применения удобрений в сельском хозяйстве», – напомнил он.

Нефть застыла в ожидании

В сегменте перевозок высокодоходных грузов в качестве аутсайдеров выступают нефть и нефтепродукты, демонстрирующие последовательное снижение на фоне роста перевозок химикатов и соды, грузов в контейнерах. По итогам августа динамика погрузки данных видов упала до нулевых показателей роста. В августе было перевезено 19,2 млн т данной номенклатуры – почти столько же, сколько и в июле этого года, когда объем перевозки нефти и нефтепродуктов достиг 19,7 млн т. В августе 2016 года, напомним, данный показатель составил 20 млн т. В целом за 8 месяцев этого года по сети РЖД было перевезено 156,7 млн т – практически без изменений к аналогичному периоду 2016-го. Продолжающийся спад в погрузке нефти и нефтепродуктов в ИПЕМ связывают с существенным снижением экспорта. Если во внутреннем сообщении за 7 месяцев погрузка увеличилась на 3,2% к 7 месяцам 2016 года, то экспорт, наоборот, просел на 8,9%. «Мировые биржевые цены на нефть продолжают снижаться, – отмечает А. Слободяник. – С начала 2017 года цена на марку Brent сократилась на 7,3% относительно декабря 2016-го. Данное снижение вызвано, в том числе, ростом среднесуточной добычи нефти в таких странах, как США, Ливия и Нигерия. В то же время спрос на нефть и нефтепродукты растет – за первые 6 месяцев текущего года Китай импортировал 212,3 млн т нефти, что на 13,8% выше аналогичного периода 2016-го, а по итогам июня впервые вышел на первое место в мире по объемам нефтяного импорта, обогнав США». В ИПЕМ прогнозируют увеличения спроса в Китае и на дизельное топливо. По заявлению Caterpillar Inc., Китай проявляет большой интерес к строительной технике, а продажи тяжелых экскаваторов выросли до 130% в первой половине этого года. «Россия остается одним из главных поставщиков нефти и нефтепродуктов на китайский рынок. Однако тренд на ужесточение конкуренции сохраняется», – полагает руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ. По его словам, еще в феврале текущего года Китай стал крупнейшим импортером нефти из США, обойдя Канаду. Также американские производители выходят и на другие рынки реализации продукции.

Разнонаправленным продолжает оставаться тренд по перевозкам сжиженного углеводородного газа по железной дороге. В текущем году в РФ планируется произвести 16,6 млн т СУГ. Ожидается, что из этого количества на экспорт уйдет около 7 млн т. Однако итоги полугодия свидетельствуют о некотором замедлении прогнозных показателей экспорта. Так, по экспертным оценкам, в первой половине текущего года отгрузки сжиженного углеводородного газа из России по железной дороге за рубеж снизились на 154,6 тыс. т, до 3 млн т, что объясняется сокращением товарного выпуска продукта на заводах РФ. Основное снижение экспортных поставок, по данным Thomson Reuters, пришлось на черноморские порты, также сократились отгрузки в Венгрию, Словакию и балканские страны. Рост отгрузок газа наблюдался из балтийского порта Усть-Луга, а также в Белоруссию и Польшу. Польша по-прежнему остается крупнейшим сухопутным направлением железнодорожных поставок российского СУГ. Экспорт в эту страну вырос в I полугодии на 51,8 тыс. т, до 613,3 тыс. т, в том числе за счет увеличения транзита в страны ЕС. Наряду с этим наиболее перспективным направлением по объемам поставок СУГ остается Китай, особенно с учетом ввода в эксплуатацию нового терминала по перевалке китайской Fareast Gas в Маньчжурии. Его мощности рассчитаны на 1 млн т ежегодно с возможностью расширения. Первые отправки запланировано осуществить до конца этого года. В то же время на среднесрочной перспективе дальнейшего наращивания экспорта СУГ может сказаться переориентация «СИБУРа» на производство полимеров. Как заявили в компании, после запуска завода «Запсибнефтехим» в Тобольске, запланированного на 2020 год, и постепенного выхода на проектную мощность «СИБУР» перестанет поставлять на рынок около 3 млн т сжиженных углеводородных газов, поскольку считает производство полимеров более рентабельным.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions