+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.09.2016 10:23:47
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в августе 2016 г.

По данным ОАО «РЖД» объем сетевой погрузки в августе 2016 г. составил 105,8 млн т, что на 0,7% выше показателя за аналогичный период 2015-го. К сожалению, наиболее заметным событием месяца стала смена тренда в сегменте погрузки угля. Зарегистрированное снижение хотя и не велико (0,5% в годовой динамике), но невольно заставляет задуматься о том, насколько оправданной оказалась жесткая политика государства, направленная на сокращение парка подвижного состава и сказавшаяся, в первую очередь, на численности универсальных полувагонов.

Что случилось с углем?

По итогам августа 2016 года на сети было погружено 26,3 млн т угля, что на 0,5% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. При этом в целом за указанный период сегмент низкодоходных грузов продемонстрировал рост в 2,4% (до 60, 4 млн т). Положительную динамику продемонстрировали строительные грузы (+8,3%, до 14,5 млн т), руда железная и марганцевая (+0,9%, до 9,2 млн т), промышленное сырье и формовочные материалы (+10,3%, до 3,6 млн т). Аналогичная ростовая динамика была отмечена и по ряду прочих номенклатур (руда цветная, флюсы, огнеупоры и пр.), за исключением цемента (- 4,3%, до 2,9 млн т) и торфяной продукции (-9,5%, до 0,46 млн т).
Если негативная динамика погрузки цемента стала своего рода традицией, то смена тренда по углю – не слишком приятная новация. Среднесуточная погрузка угля в августе составила 848,1 тыс. т, что на 1,1% ниже планового показателя. Кроме того, в I половине 2016 года среднемесячные темпы прироста погрузки угля колебались на уровне от +2,6 до +5,2%, и лишь в июле динамика роста снизилась до +1,4% по сравнению с аналогичными периодами предыдущего года. Отраслевые аналитики пытаются понять, идет ли речь о временной коррекции рынка или новом тренде, способном в конечном итоге нивелировать рост погрузки во II полугодии 2016-го? Значительная часть специалистов склоняется к первому варианту. В частности, представитель ОАО «Кузбасская топливная компания» ссылается на стечение обстоятельств, включая нехватку вагонов, которые стало выгодно подавать под более доходные номенклатуры. Однако существуют и другие точки зрения. Например, аналитики агентства Argus предупреждают о рисках, которые способны охладить экспорт угля, а вместе с ним – и динамику его погрузки на сети РЖД.
Сложности в подаче вагонов, с которыми столкнулись угольные предприятия в августе, стали одной из причин того, что готовой продукции они отправили меньше, чем хотелось бы. Так, по словам директора ОАО «Беловопогрузтранс» Андрея Швейцера, в августе 2016 года обеспечение погрузки значительно осложнилось, хотя подобные проблемы существовали и в предыдущие периоды. «В связи с тем, что «ММК-Уголь» не имеет собственных вагонов, мы вынуждены привлекать под перевозки операторов подвижного состава, испытывающих в настоящее время его нехватку», – сообщил он. При этом А. Швейцер отметил, что со своей стороны ОАО «РЖД» стремится предпринять все возможные меры, чтобы снять остроту ситуации. По мнению генерального директора АНО «ИИЖД» Павла Иванкина, воздействие сезонных обстоятельств на погрузку угля продлится и в сентябре, соответственно, затянется и коррекция рынка, но в октябре положительная динамика должна восстановиться. Отраслевые эксперты также отмечают, что под влиянием глобальных факторов объемы экспортных отправок могут колебаться. При этом в середине осени ожидается массовый зимний завоз угля для нужд российских электростанций, поэтому потенциал для увеличения доли угля в общей структуре погрузки на сети РЖД в ближайшей перспективе сохраняется.

Высокодоходным помогут скидками

Погрузка нефти и нефтепродуктов в августе достигла 20,1 млн т, что на 5,6% ниже уровня августа 2015-го. При этом план грузовой работы по нефтяным грузам выполнен, что, вероятно, свидетельствует о навыке достоверного прогнозирования динамики в данном сегменте. Отраслевые аналитики стабильно отмечают, что перевозки нефти и нефтепродуктов по железной дороге сохранятся на текущем низком уровне из-за неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков, а также ввода в эксплуатацию новых трубопроводных мощностей. Тем не менее, специалисты возлагают надежды (хотя и довольно робкие) на то, что ряду отечественных предприятий в перспективе удастся освоить глубокую переработку нефти и выпускать, например, дизельное топливо и бензин, имеющие все шансы остаться на сети -- такова, например, реальная практика Антипинского НПЗ. Тем не менее, в РЖД стремятся удерживать локальные грузопотоки в сегменте транспортировки сырой нефти. Так, в августе 2016 года были утверждены скидки к железнодорожному тарифу на ее экспортные перевозки (поз. ЕТСНГ 201005) со ст. Зуй Восточно-Сибирской железной дороги в Китай через погранпереход Наушки.
Учитывая тот факт, что в августе 2016 года объемы погрузки черных металлов на сети также снижались (спад в годовой динамике составил 4,1%, погружено 5,8 млн т), так же, как и лома черных металлов (-8,4%, 1,3 млн т), в РЖД утвердили понижающие коэффициенты и для последних. Скидки на экспортные перевозки черных металлов были установлены еще в апреле (до конца 2016 года), а в августе 2016 г. также в рамках тарифного коридора был установлен понижающий коэффициент на внутренние перевозки со станций Белорецк, Ижевск, Металлургическая, Чебаркуль и Гурьевск черных металлов (ЕТСНГ 311-315, 321, 322, 324) в размере 0,877 к действующим тарифам раздела 2 Прейскуранта № 10-01. Также изменился уровень железнодорожных тарифов на внутрироссийские перевозки лома черных металлов (ЕТСНГ 316) в направлении станции Навашино ГЖД объемом не менее 0,635 млн т (в 2016 году) за счет применения понижающего коэффициента в размере 0,939 к действующим тарифам раздела 2 Прейскуранта № 10-01.
Кроме того, для перевозок алюминия и алюминиевой катанки назначен понижающий коэффициент 0,75 к действующим тарифам раздела 2 Прейскуранта № 10-01 во внутригосударственном сообщении со станций Багульная и Братскк в адрес зала станций Круглое Поле и Саранск, со станции Гончарово в адрес станций Пермь-2 и Саранск, со станции Обнорская в адрес станций Круглое Поле, Ульяновск-1, Ульяновск-3, со станций Камышта и Орловка в адрес станции Круглое Поле. Кстати, погрузка цветных металлов, лома и изделий из него в августе 2016 года показала положительную динамику в 9,1% ( погружено 0,24 млн т).
В августе 2016-го сохранялся растущий тренд в сегменте контейнерных перевозок: в контейнеры погрузили 2,19 млн т грузов, что на 13,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Не случайно еще в начале месяца котировки акций «ТрансКонтейнера» впервые поднялись до уровня 2013 года. По мнению аналитика компании «Уралсиб Кэпитал» Дениса Ворчика, прибыльность компании поддерживает продолжающееся восстановление железнодорожного рынка контейнерных перевозок. «Сейчас акции контейнерного оператора торгуются с дивидендами, предполагающими одну из самых высоких доходностей среди российских транспортных компаний, -- отмечает эксперт. -- Более того, в августе положительная динамика рынка контейнерных железнодорожных перевозок ускорилась, а это создает предпосылки для дальнейшего роста акционерной стоимости «ТрансКонтейнера». Безусловно, обънмы грузовой работы в случае контейнеров весьма скромны, но они по-прежнему невелики и в сегменте высокодоходных грузов в целом (в августе было их было погружено 32,1 млн т, что на 3,1 % меньше, чем годом ранее).

Благополучные среднедоходные

В августе 2016 г. на сети погрузили 12,6 млн т среднедоходных грузов, что на 3,6% выше аналогичного показателя прошлого года. Практически все позиции демонстрировали растущий тренд, включая химические и минеральные удобрения. Рост объемов их погрузки составил 2,7% (до 4,4 млн т) и это несмотря на то, что в мае данная номенклатура слегка проваливалась (до 0,5%). Устойчивую позитивную динамику сохранил и лес (+10,4%, до 3,5 млн т). Подкачали лишь такие грузы, как лом черных металлов ( -8,4%, до 1,3 млн т) и зерно (-2%, до 1,7 млн т). При этом за 8 месяцев 2016 года по сети РЖД было перевезено 11,1 млн т зерна, что на 5,4% выше аналогичного периода прошлого года. Кстати, по последнему прогнозу Минсельхоза РФ, в 2016 г. урожай зерновых в стране станет рекордным с 2008 года (108,1 млн т) и составит порядка 110 млн т (+5% к уровню 2015 г.), а при благоприятных условиях – 113-116 млн т (+7,8% - +10,7%). Экспорт зерна из России в текущем сельскохозяйственном году (июль 2016 г. - июнь 2017 г.) может достичь 40 млн т, в том числе 26-30 млн т пшеницы. Аналитики полагают, что в настоящее время зерновые трейдеры попросту придерживают объемы в ожидании восстановления цен. К тому же уже принятое обнуление пошлины позволит экспортерам вернуться к долгосрочным контрактам и планированию. «Покупатели станут охотнее заключать с российскими поставщиками контракты, так как снизятся риски неисполнения заказа на поставку, неизбежные при действии экспортной пошлины, -- комментирует руководитель управления машиностроения, транспорта, инфраструктуры и химической промышленности ВТБ Капитал Елена Сахнова. -- Это вкупе с рекордно высоким урожаем зерна, должно положительно отразиться на объемах перевозки зерна по железной дороге».
Как отмечает замдиректора департамента стратегического маркетинга «Русагротранса» Игорь Павенский, если в прошлом году по железной дороге в экспортном направлении было перевезено 10,8 млн т, то в 2016-м этот показатель увеличится до 12,5-13 млн т. «Это будет рекордный год по объему вывоза пшеницы по сети железных дорог», – отмечает эксперт.
Кроме этого, продажи зерна будет стимулировать недавно утвержденная скидка от ОАО «РЖД» которая начнет действовать с 9 сентября 2016 г. Напомним, что в соответствии с решением правления от 26 августа, на экспортные перевозки зерновых грузов при расстоянии перевозки до 600 км включительно будет действовать понижающий коэффициент в 0,889 с учетом которого ранее действующая надбавка существенно сократится. При этом максимальная надбавку к тарифу на экспортные перевозки зерна в размере 13,4% ОАО «РЖД» была введена в конце 2014 года. «Скидка будет существенным подспорьем для всех участников рынка. Сегодня средние расстояния, на которое отправляются экспортные грузы, составляет 750 км. И именно на коротком плече до 600 км сосредоточен основной объем экспортных перевозок и наиболее ощутима конкуренция между автомобильным и железнодорожным транспортом», – пояснил введение мер поддержки И. Павенский.

Еще раз о массовых грузах

Однако, возвращаясь к новелле августовской погрузки, а именно, к снижению погрузки угля, есть смысл отметить – нехватка полувагонов, которая отмечается участниками рынка в качестве основной причины смены тренда в данном сегменте, все же вызывает беспокойство не только грузоотправителей, но и операторов. По данным СОЖТ, в январе – июле 2016 года на сети зарегистрировано всего 9,5 тыс. полувагонов, выпущенных в этом году, причем их основными приобретателями являются аффилированные с вагоностроителями компании. В то же время объем списания полувагонов за 7 месяцев 2016 года достиг 35,4 тыс. единиц. «В сложившейся экономической ситуации и при текущей стоимости продукции вагоностроительных заводов приобретение операторами новых вагонов не является экономически целесообразным, -- отмечает руководитель подразделения по нормотворчеству и стратегическому развитию СОЖТ Игорь Санковский. -- Уже неоднократно отмечалось, что уровень ставок операторов в 2015 году не позволял обеспечивать реновацию парка, доходы операторских компаний упали до критических значений, в результате инвестиционные программы операторов на 2016 год были сокращены до минимума».
По его словам, основной проблемой операторов остается ограниченная доступность банковских кредитов, а объем кредитования операторских компаний достигает около 800 млрд. рублей. «Соответственно, доступ к новым кредитам затруднен, а специалисты уже говорят о возникновении дефицита в сегменте полувагонов в период пиковых сезонных потребностей сети», -- подчеркивает И. Санковский. Отметим, что грузоотправители это мнение поддерживают, соответственно, есть смысл продумать действия по нивелированию нехватки подвижного состава – хотя бы для того, чтобы в будущем она не сказывалась на объемах погрузки массовых грузов, имеющих стратегическое значение как для перевозчика, так и для государства в целом.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions