Перевозка угля относительно других грузов малоприбыльна, а в некоторых случаях даже убыточна. Привлечение дополнительного подвижного объема для удовлетворения потребностей только данного рынка – с учетом сложившегося дефицита полувагонов как по причине сезонности, так и по причине их активного списания – может сорвать поставки в строительной, металлургической, машиностроительной и других отраслях. На протяжении последней недели хозяйствующие субъекты из числа малого и среднего бизнеса бьют тревогу из-за острой нехватки погрузочного состава на многих направлениях. Сигналы поступают из Карелии, Нижегородской, Владимирской, Кировской, Рязанской, Оренбургской, Курганской, Челябинской и Свердловской областей. Здесь под угрозой срыва оказалась поставка строительных грузов, промышленного сырья, металлопроката. Хотя уже с февраля 2016 года в регионах эксперты планомерно отмечали локальный дефицит в погрузочных ресурсах и пытались принять необходимые меры для поддержания бизнеса.
Такая политика должна корректироваться со стороны государственных органов. С одной стороны, ОАО «РЖД» взяло курс на привлечение грузов с автодороги. С другой стороны, принято решение направить и без того дефицитные из-за списания ресурсы подвижного состава на заведомо малорентабельную отрасль. В итоге конъюнктура
рынка железнодорожных перевозок становится еще более нестабильной. Из-за сложившихся обстоятельств и задержек крайне мало грузовладельцев выберут железную дорогу в качестве надежного партнера.
Непостоянство схемы управления вагонным парком ведет к потере доли рынка и снижению объемов перевозок грузов. Полным тому подтверждением служит ситуация по перевозкам щебня из Республики Карелия в текущем году. Так, только за январь и февраль 2016-го объем отгрузки щебня в полувагонах составил около 16 тыс. вагонов, что на 1,5% ниже показателя 2015 года.
Мера, предложенная ОАО «РЖД» (ввести взаимную финансовую ответственность угольщиков и собственников состава, а также увеличить штрафы за невыполнение заявок), будет не эффективной, т.к. на территории России дефицит железнодорожного подвижного состава назревал давно. Причины плачевной ситуации прозрачны: сезонный рост предъявляемых к перевозке грузов и нарушения со стороны операторов.
Автор: Глеб Киндер, председатель комитета по транспорту Общероссийской общественной организации «ОПОРА России»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.