Следует отметить, что к данной конфигурации железнодорожный транспорт шел около 10 лет, в течение которых изменялась структура затрат грузовладельцев, выстраивалась новая технология перевозок. В результате действующая модель рынка железнодорожных перевозок в своей конфигурации приблизилась к оптимальной. Участники перевозочного процесса понимают свое место в транспортной цепочке и правила игры, что позволяет им оптимизировать внутренние технологические процессы и вести работу по сокращению расходов. Однако до сих пор не прописан в нормативной базе институт операторов, в государственной статистике нет такого вида деятельности как предоставление вагонов под перевозку.
Модель рынка с общим парком вагонов требует меньшего парка вагонов для осуществления текущего объема перевозок за счет эффектов технологической консолидации. Теоретически возврат к общему парку может решить текущую проблему дефицита парка. Но переход к общему парку потребует значительного времени (3–5 лет), кроме того снова потребуется выстраивать новую технологию работы железнодорожного транспорта, что вызовет длительный период неопределенности.
Также нельзя забывать о том, что грузовые вагоны в России в большинстве своем находятся в частной собственности. То есть коммерческие компании вложили значительные средства в создания своих парков вагонов. При создании общего парка возникает вопрос: кто будет компенсировать эти затраты частников?
Резюмируя, можно сказать, что возврат к общему парку вагонов приведет к снижению дефицита/потребного парка вагонов для перевозок, но сама возможность такого перехода в настоящее время сомнительна в связи с множеством нерешенных вопросов.
Ни рынок, ни регуляторы не готовы к радикальным решениям.
Автор: Александр Поликарпов, заместитель руководителя Департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.