ОАО «РЖД» приняло решение о применении понижающих коэффициентов к действующим тарифам Прейскуранта № 10-01 на перевозки железнодорожным транспортом ряда грузов в рамках ценовых пределов 28 марта 2016 г. Понижающий коэффициент предоставлен на перевозки различных грузов, как во внутригосударственном сообщении, так и на экспорт. Например, при перевозке во внутригосударственном сообщении предоставлен понижающий коэффициент на перевозку цемента, при перевозке на экспорт на перевозки бутана и изобутана.
В первую очередь применение понижающих коэффициентов при перевозке во внутригосударственном сообщении направлено на сохранение и привлечение дополнительной грузовой базы на железнодорожный транспорт, так как в последние годы переход грузов с железнодорожного транспорта на альтернативные виды транспорта постоянно увеличивается. Например, если погрузка цемента на сети ОАО «РЖД» в 2006 году составила 38,2 млн тонн или 70% от всего объёма производства цемента в России, то в 2015 году погрузка цемента была на уровне 28,6 млн тонн или 46,1% от общего объёма производства цемента. Понижающие коэффициенты при перевозке грузов на экспорт были приняты с целью сохранения конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке, так как в последние годы наблюдается тенденция по снижению цен на внешних рынках на энергоресурсы и основные виды промышленных товаров. К примеру, цена на уголь (FOB Newcastle) в 2015 году снизились по отношению к 2014 году на 18% (до 61,62 $/т.).
Однако в связи с девальвацией российского рубля, в 2015 г. курс доллара по отношению к рублю вырос на 59% и составил 61,3 руб. В результате этого средняя тарифная ставка на перевозку железнодорожным транспортом угля на экспорт в рублевом эквиваленте выросла на 11%, а в долларовом сократилась на 30%. В то же время в начале 2016 г., курс рубля начал стабилизироваться, при этом можно отметить и тенденции по укреплению отечественной валюты. Одновременно мировые цены на ряд экспортируемых Россией товаров показали тенденцию к снижению. Таким образом, для некоторых грузов может быть целесообразно рассмотреть отмену экспортной наценки.
В любом случае, перед применением решения о предоставлении понижающего коэффициента в рамках ценовых пределов при перевозке грузов на экспорт необходимо проводить полный анализ корректных данных об изменении расходов производителей (с учетом изменения расходов на оперативную деятельность и погашения кредитов). Так же целесообразно провести анализ изменения транспортной нагрузки от различных экономических субъектов, перевозчиков, владельцев вагонов, портов, стивидоров и т.д.
Александр Слободяник,
руководитель отдела исследований грузовых перевозок, Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ)
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions