Необходимость создания единой саморегулируемой организации законопроектом не раскрыта. В настоящее время существует несколько СРО и ассоциаций, кроме того, существуют корпоративные операторы. За время существования данных организаций, при наличии потребности, они бы самостоятельно объединились. Кроме того, первое СРО в отрасли было создано на добровольных началах. За последнее время в сегменте услуг предоставления подвижного состава не произошло событий, результат которых потребовал бы введения института создания единого СРО, в которое должны вступать все без исключения собственники вагонов.
Принцип, который закладывается в ст. 10 проекта устава о получении приоритетного доступа к инфраструктуре в обмен на инвестиции, в сегодняшних условиях неприемлем и противоречит статусу естественной монополии. Сегодня организации, которые имеют возможность инвестировать в инфраструктуру и так негласно получают преференции при ручном управлении ежедневной погрузкой. Недавно ОАО «РЖД» показало всем участникам перевозочного процесса, что технический план, который и формирует узкие места, может быть превышен на 25% без серьезных инвестиционных решений. Тогда получается, что инфраструктура сама себя ограничивает и искусственно создает предпосылки к торговле узкими местами. При таком положении дел вводить новую редакцию ст. 10 нельзя во избежание потери грузовой базы и легализации сегодняшних ручных решений.
Введение социально значимых грузов, от которых не может отказаться оператор подвижного состава, является введением регулирования деятельности операторов. Без понимания, на каком основании груз попадает в эту категорию, как часто этот перечень пересматривается, принимать данную редакцию законопроекта нецелесообразно. В данную категорию могут попасть продукты питания или каменный уголь, а это очень разные грузы. А если оператору нецелесообразно или невыгодно везти такие грузы, кто будет компенсировать ему убытки? Или это скрытый инструмент вывода с рынка не нужных операторов, даже при одном СРО?
Да, операторы подвижного состава сегодня являются регуляторами для некоторых грузов по допуску их на инфраструктуру, но бороться с этим такими методами в существующих условиях категорически нельзя.
В целом законопроект направлен на усиление контроля со стороны ОАО «РЖД» над рынком железнодорожных перевозок и борьбу с конкуренцией. Перед его принятием необходимо проведение широких общественных слушаний.
Автор: Павел Иванкин, председатель экспертного совета АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.