При анализе ставок операторов на предоставление других вагонов можно отметить, что темпы их роста значительно уступают темпом роста в сегменте полувагонов, а на некоторые рода подвижного состава ставки практически не изменились. Например, ставки на предоставление цистерн для нефтепродуктов уже несколько лет держатся на уровне 550-600 руб. в сутки, что в первую очередь связано с потерей грузовой базы нефтяных грузов железнодорожным транспортом на фоне профицита парка. В ближайшей перспективе можно ожидать ввод в эксплуатацию целого ряда трубопроводов, что также негативно отразится на ставках предоставления цистерн для нефтепродуктов.
При этом ставки на предоставление цистерн для СУГ стабильны и держатся на уровне 1500-1600 руб. в сутки. Этому способствует рост объёмов перевозки энергетических газов железнодорожным транспортом. По итогам 2016 года объём перевозок СУГ вырос на 19,3% до 58,1 млн т, а с 2012 года - практически в 2 раза.
Ставки на предоставление ряда родов специализированного подвижного состава, например, платформ для лесных грузов и хопперов – минераловозов, с начала текущего года незначительно увеличивались, но в апреле-мае стабилизировались на уровне 1250-1300 и 900 руб. в сутки соответственно.
Таким образом, можно констатировать, что ставки по итогам II квартала 2017 года стабилизировались. Однако стоит учитывать, что основной пик грузоперевозок, как и производства ремонтных работ на инфраструктуре железнодорожного транспорта впереди. Это может стать дополнительным фактором для увеличения размера ставок на предоставление вагонов.
Автор: Александр Слободяник, руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ)
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.