+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.11.2017 17:21:00
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Новый Прейскурант № 10–01 или новая система госрегулирования?

Прейскурант № 10–01 – один из основных документов, влияющих на формирование доходов ОАО «РЖД» в условиях дефицита инвестиций. Но разве мы располагаем необходимой свободой маневра в сколько-нибудь значимом изменении тарифной нагрузки на потребителей? Потенциал здесь почти исчерпан. В этом заключается своеобразная революционная ситуация для Прейскуранта № 10–01: верхи (транспортники) не могут, низы (клиенты) не хотят.
Новый Прейскурант № 10–01 или новая система госрегулирования?
Цех или бизнес?

Выход необходимо искать в изменении системы регулирования в целом. Но сначала нужно ответить на вопрос: «Железнодорожный транспорт – это самостоятельная отрасль и автономный бизнес, или это «транспортный цех» отраслей экономики?». От него отмахиваются, как от слишком теоретического. Но от него зависит выбор адекватной системы регулирования. Поэтому вернуться к этой развилке все же необходимо.

Есть теория отечественного ученого Вигена Геодакяна о бинарно-сопряженных подсистемах. Суть ее в том, что любая система является жизнеспособной, когда состоит из двух подсистем – консервативной, отвечающей за устойчивость и оперативной, отвечающей за адаптацию к внешней среде и изменчивость. Таким путем идет Китай, где в системах управления спокойно уживаются и свободная экономика, и жесткие механизмы государственного регулирования. Только применяются они там, где это полезно.

Почему не применить этот научный и подтвержденный практикой бинарный подход на отечественном железнодорожном транспорте? Есть клиенты из сырьевого сектора экономики, для которых железная дорога – это транспортный цех. Есть клиенты из бизнес-сектора, для которых железная дорога вполне может быть полноценным бизнес-партнером. Они могут и должны иметь различные предложения по набору услуг и вполне способны платить за качественный сервис по договорным тарифам.

Поэтому правильный, на наш взгляд, ответ – железнодорожный транспорт одновременно и транспортный цех, и самостоятельный бизнес. Только для соответствующих сегментов экономики он играет разные роли.

Системы сбыта, ресурсного планирования, отраслевого и ценового регулирования и контроля должны быть настроены на совершенно различные потребности этих основных групп клиентов.

Сегмент транспортного цеха

Это консервативная группа клиентов – отрасли сырьевой промышленности и первичной переработки.
Первый блок целевой модели регулирования в этом сегменте «что и куда везем» связан с долгосрочным планированием объемов, направлений и технологии перевозок.

Предъявлять требования к железнодорожной составляющей правильно только после долгосрочного производственного отраслевого планирования.

Второй блок параметров – «как везем». На этом этапе должно быть определено, какие ресурсы магистральной инфраструктуры, путевое развитие конкретных станций, типы и характеристики тягового подвижного состава, технология начально-конечных операций требуются для полного удовлетворения отраслевого спроса. 

Наконец, ключевой блок «почем везем».

Здесь важно ответить на три последовательных вопроса – сколько должна стоить перевозка (себестоимость), сколько она может стоить (платежеспособный спрос), что делать с разницей этих двух параметров (перекрестное субсидирование и (или) субсидиарная политика).
Прейскурант № 10–01, с одной стороны, содержит стройный методологический аппарат отнесения затрат ОАО «РЖД» на тариф за единицу объема перевозок. С другой стороны, в нем же зашиты надстройки, связанные с применением коэффициентов по классам грузов и другим факторам платежеспособности. Два разных подхода в одном документе. В результате мы не знаем ни сколько должна стоить перевозка, ни объективных методов оценки платежеспособного спроса и самого уровня такого спроса в виде справедливого тарифа. Соответственно, есть или нет потери в доходах от осуществления государственного регулирования тарифов невозможно доказать ни в правовом, ни в методическом смысле. Здесь, на наш взгляд, и располагается ключевая проблема. 
Если методологическую базу Прейскуранта № 10–01 очистить от коэффициентов дифференциации и заложить актуальную расходную базу, то это и будет ответ на вопрос «сколько должна стоить перевозка». Сколько она может стоить – это задача динамического ценообразования, основанная на мониторинге транспортной составляющей в цене и соотношения ее с граничными параметрами. И метод «затраты +» здесь не нужен. 

Основной вопрос – что делать с вилкой между себестоимостью и предельным тарифом. Ответ в субсидиарной политике, которую должны определять в том числе регуляторы.

Применение субсидиарных механизмов может осуществляться с учетом характера долгосрочных договоров. Если в пул договора входят маршруты перевозок как сырьевых, так и маржинальных грузов, то должно использоваться кросс-субсидирование.
Когда компенсаторные резервы перекрестного субсидирования исчерпываются – необходимо задействование бюджетных субсидиарных источников. Или изменение параметров транспортного заказа для исключения некомпенсируемых потерь в доходах.

Бизнес-сегмент

Основной характеристикой сегмента является взаимозаменямость услуг железнодорожного транспорта, то есть высокая конкуренция с автотранспортом, и изменчивость характеристик товарного рынка. Там нет возможности, но нет и необходимости стратегического прогнозирования. Поэтому система взаимодействия должна быть максимально лабильной и очищенной от лишнего регулирования. Здесь необходимо создание инфраструктуры рынка, в первую очередь информационной, в части предоставления клиентам быстрого дистанционного выбора из всего спектра предложения основных услуг и дополнительных опций. С учетом конкуренции с автотранспортом необходимо полностью дерегулировать тарифы.


Подробнее читайте в материалах «Новый прейскурант или новая система регулирования тарифов?» (№ 19–20 журнала РЖД-Партнер) и «Модель тарифного регулирования в бинарной системе» (№ 21 журнала РЖД-Партнер).


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions