Несмотря на оптимистичный прогноз экспертов, которые говорят о плюсах проекта, его эффективность будет зависеть в том числе от своевременной модернизации БАМа и Транссиба, а также от переустройства железнодорожной инфраструктуры в Сахалинском регионе с колеи 1067 мм на 1520 мм, где уже сейчас ведутся подготовительные работы.
Реализация проекта сможет привлечь на сеть дополнительные объемы грузов и грамотно перераспределить их с портов Дальнего Востока на мостовой переход через пролив Невельского. Если транспортная схема будет реализована, объем грузов, которые будут проходить через пролив, к 2030 году дойдет до 9,2 млн т в год, а при развитии портовой инфраструктуры острова данный показатель, по оценкам экспертов, может возрасти в 3–3,5 раза.
В 2013 году был проведен анализ технических возможностей и экономической целесообразности создания транспортного перехода через пролив. Было предложено несколько вариантов строительства – мостовой переход и тоннель. Остановились на мостовом варианте, который оказался дешевле и по срокам возводится быстрее.
Всего же общая протяженность железнодорожной линии Селихин – Ныш с учетом мостового перехода (около 6 км) составит 585,3 км, а стоимость работ будет не ниже 386,6 млрд руб. (в ценах 2013 г.). Еще 18,2 млрд руб. потратят на разработку проектно-сметной документации.
Какого эффекта можно ждать от реализации проекта? Мост обеспечит круглогодичное сообщение острова с материком, а срок доставки грузов сократится на 2–3 суток. Кроме того, до 7 раз снизится стоимость транспортировки продукции в сообщениях между Сахалином и остальными регионами Российской Федерации, что позволит преодолеть фактическое выпадение Сахалина из системы внутрироссийских хозяйственно-экономических связей, повысит конкурентоспособность продукции, производимой на острове. Экономика будет наращивать объемы и диверсифицироваться.
Благоприятно отразится строительство и на инвестиционной составляющей региона, а также создаст условия для размещения на территории Сахалинской области и Хабаровского края современных предприятий. Сюда можно добавить и появление до 50 тыс. новых рабочих мест, что может решить проблему демографического кризиса в регионе.
Планируется, что до 2020 года будут проведены все необходимые проектно-изыскательские работы, а в период 2020–2026 гг. будут развернуты строительные работы для реализации проекта перехода на остров Сахалин.
Автор: Владимир Кондратенко, начальник отдела сопровождения научно-исследовательской деятельности АО "ИЭРТ"
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.