+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.08.2018 15:08:09
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Каким будет долгосрочный тариф по версии ФАС?

В июле ФАС России выпустила приказ о долгосрочном регулировании железнодорожных тарифов. Полное название его звучит так: «О внесении изменений в отдельные приказы ФСТ России и ФАС России по вопросам долгосрочного государственного регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках» (приказ № 997/18 от 13.07.2018 г., зарегистрирован Минюстом 06.08.2018 г., регистрационный № 51791).
Каким будет долгосрочный тариф по версии ФАС?
В этом приказе (полный текст в PDF доступен по ссылке), помимо прочего, содержится формула, по которой предлагается рассчитывать уровень повышения тарифов на 2019–2025 гг.

Формула проста: нужно взять среднее арифметическое из четырех показателей инфляции за 4 года – год предшествующий году принятия решения (факт), год принятия решения (ожидаемый показатель) и прогнозы на год, в котором будет действовать тариф в на год, следующий за ним. И затем из среднего арифметического за 4 года вычесть 0,1%. Это без учета отдельно введенных надбавок, одна из которых – для покрытия расходов на выполнение капитального ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования – действует до 2025 года, а вторая – для финансирования мероприятий по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства, – до 2019-го (подробнее об этих надбавках см. по ссылке).

При этом в приказе отмечено, что прогнозные данные об инфляции принимаются в соответствии с актуальным на дату принятия тарифного решения прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период, %. В прошлом году соответствующий документ был опубликован МЭР в сентябре, но в июле МЭР скорректировало прогноз по инфляции (в своем обзоре «Картина экономики» от 03.07.2018 г.).
 
На сегодня прогноз МЭР по инфляции выглядит так (см. Рис. 1).

pic1_dinamika_infl_2000_2024.jpg

Скорее всего в сентябре этого года будет принята новая версия «Прогноза социально-экономического развития РФ...», и прогноз из этого документа ляжет в основу расчета тарифов.

Но пока нового прогноза нет, воспользуемся данными из июльского прогноза МЭР.

Индексация на 2019 год

Итак, в 2018 году принимается решение об уровне тарифов на 2019 год. Он будет рассчитываться примерно следующим образом: инфляция за год, предшествующий принятию решения, то есть за 2017 год, составляет 2,5%, ожидаемая инфляция в 2018-м, согласно актуальному на сегодня прогнозу МЭР, – 3,1%, и прогноз МЭР на 2019 и 2020 год соответственно – 4,3% и 3,8% (эти данные приведены на Рис. 1).

(2,5 + 3,1 + 4,3 + 3,8) / 4 = 3,425

Из среднего арифметического этих четырех показателей мы должны вычесть 0,1%:

3,425 - 0,1 = 3,325%

Это расчет в процентах, для наглядности. Для большей точности и большего числа знаков после запятой это можно записать не в процентах, а в долях единицы (строго говоря, это более корректно и правильно):

0,03425 - 0,001 = 0,03325.

Кроме того, нужно помнить, что в 2019 году надбавка для финансирования мероприятий по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства будет увеличена с 1,44 до 1,5 %, соответственно, общий рост еще немного увеличится на величину (1,015 / 1,0144 = 1,00059) и мы получим:

0,03325 * 1,00059 = 0,03386.

Округляя, получим, что рост тарифов в 2019 году должен составить 3,39% или, если округлять до 1/10 процента, то получаем рост тарифа 3,4%.

Помним также, что 2%-ная надбавка действовала и в 2018 и в 2019 году, поэтому на рост в 2019-м относительно роста в 2018-м она не влияет (либо есть второй вариант/способ расчета, в котором можно учесть эту надбавку, но рост будет тогда не к прошлому году, а к базовому уровню прошлого года, то есть к прошлогоднему уровню, очищенному от соответствующей надбавки, ранее я писал об этом в посте в блоге; результат расчета будет практически идентичным, разве что в четвертом знаке после запятой что-то немного изменится).

Индексация на 2020 год

В 2019-м уже будет известна фактическая инфляция за 2018 год, но мы условно принимаем, что она совпадет с последним на сегодня прогнозом МЭР и составит 3,1 %. Годом принятия решения будет 2019-й, соответственно, прогнозная цифра (или ожидаемая) там тоже будет другая, но мы сейчас для простоты предположим, что она совпадает с нынешним прогнозом МЭР и составит 4,3%. Прогноз на 2020 и 2021 год также, предположим, не изменится и составит 3,8 и 4% соответственно.

Тогда индексацию получим следующую:

(3,1 + 4,3 + 3,8 + 4,0) / 4 = 3,8

Из среднего арифметического этих четырех показателей мы должны вычесть 0,1%:

3,8 - 0,1 = 3,7%

Обе надбавки, упомянутые выше, продолжают действовать, поэтому дополнительного роста (год к году) они не дают.

Индексация на 2021 год

В 2020-му уже будет известна инфляция за 2019 год, но мы условно принимаем, что она совпадет с последним на сегодня прогнозом МЭР и составит 4,3 %. Годом принятия решения будет 2020-й, соответственно, прогнозная цифра (или ожидаемая) по итогам 2020-го, предполагаем, составит 3,8 %. Прогноз на 2020 и 2021 год также, предположим, не изменится и составит 4 и 4% соответственно.

Тогда индексацию получим следующую:

(4,3 + 3,8 + 4,0 + 4,0) / 4 = 4,025

Из среднего арифметического этих четырех показателей мы должны вычесть 0,1%:

4,025 - 0,1 = 3,925% или, округляя до одного знака после запятой, получим 3,9%.

Обе надбавки, упомянутые выше, продолжают действовать, поэтому дополнительного роста (год к году) они не дают.

Индексация на 2022 год

Здесь необходимо помнить, что в 2022 году прекращает действовать надбавка в 1,5% (во всяком случае, так предполагает ФАС, возможно, что РЖД потом добьются продления и этой надбавки, как это было с 2%-ной надбавкой, так что тут я бы не загадывал; но пока будем пользоваться тем приказом, какой есть, и исходить из того, что надбавка будет отменена).

Итак, в 2021-м уже будет известна инфляция за 2020 год, и мы принимаем, что она совпадет с последним на сегодня прогнозом МЭР и составит 3,8%. Годом принятия решения будет 2021-й, соответственно, прогнозная цифра (или ожидаемая) по итогам 2020-го, предполагаем, составит 4,0%. Прогноз на 2020 и 2021 год также, предположим, не изменится и составит 4 и 4% соответственно.

Тогда индексацию получим следующую:

(3,8 + 4,0 + 4,0 + 4,0) / 4 = 3,95

Из среднего арифметического этих четырех показателей мы должны вычесть 0,1%:

3,95 - 0,1 = 3,85% или, округляя до одного знака после запятой, получим 3,9%. А теперь вспоминаем, что надбавка в 1,5% отменена (а она у нас сидит в базе предыдущего года) и, соответственно, мы должны уменьшить общий коэффициент роста на эту величину.

Чтобы не ошибиться сделаем это не в процентах, а в долях единицы:

1,0385 / 1,015 = 1,02315 или рост в 2,3%

Индексация на 2023 год

В 2022-м уже будет известна инфляция за 2021 год, и мы принимаем, что она совпадет с последним на сегодня прогнозом МЭР и составит 4,0%. Годом принятия решения будет 2022-й, соответственно, прогнозная цифра (или ожидаемая) по итогам 2022-го, предполагаем, составит 4,0%. Прогноз на 2020 и 2021 год также, предположим, не изменится и составит 4 и 4% соответственно.

Тогда индексацию получим следующую:

(4,0 + 4,0 + 4,0 + 4,0) / 4 = 4,0

Из среднего арифметического этих четырех показателей мы должны вычесть 0,1%:

4,0 - 0,1 = 3,9%.

Результаты этих расчетов приведены на Рис. 2

pic2_тарифы до 2023 года (1).jpg

Вместе с тем необходимо помнить, что приведенные выше данные – не гарантированные цифры, а результаты расчетов, базирующиеся на столь ненадежной и зыбкой основе, как предположения о том, что приказ ФАС будет выполнен и не изменится под давлением РЖД, и о том, что прогноз МЭР по инфляции окажется верным.

Поэтому я никому не рекомендовал бы считать эти цифры, пользуясь выражением профессора Преображенского, «окончательной бумажкой».

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions