+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.08.2018 15:08:09
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Каким будет долгосрочный тариф по версии ФАС?

В июле ФАС России выпустила приказ о долгосрочном регулировании железнодорожных тарифов. Полное название его звучит так: «О внесении изменений в отдельные приказы ФСТ России и ФАС России по вопросам долгосрочного государственного регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках» (приказ № 997/18 от 13.07.2018 г., зарегистрирован Минюстом 06.08.2018 г., регистрационный № 51791).
Каким будет долгосрочный тариф по версии ФАС?
В этом приказе (полный текст в PDF доступен по ссылке), помимо прочего, содержится формула, по которой предлагается рассчитывать уровень повышения тарифов на 2019–2025 гг.

Формула проста: нужно взять среднее арифметическое из четырех показателей инфляции за 4 года – год предшествующий году принятия решения (факт), год принятия решения (ожидаемый показатель) и прогнозы на год, в котором будет действовать тариф в на год, следующий за ним. И затем из среднего арифметического за 4 года вычесть 0,1%. Это без учета отдельно введенных надбавок, одна из которых – для покрытия расходов на выполнение капитального ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования – действует до 2025 года, а вторая – для финансирования мероприятий по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства, – до 2019-го (подробнее об этих надбавках см. по ссылке).

При этом в приказе отмечено, что прогнозные данные об инфляции принимаются в соответствии с актуальным на дату принятия тарифного решения прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период, %. В прошлом году соответствующий документ был опубликован МЭР в сентябре, но в июле МЭР скорректировало прогноз по инфляции (в своем обзоре «Картина экономики» от 03.07.2018 г.).
 
На сегодня прогноз МЭР по инфляции выглядит так (см. Рис. 1).

pic1_dinamika_infl_2000_2024.jpg

Скорее всего в сентябре этого года будет принята новая версия «Прогноза социально-экономического развития РФ...», и прогноз из этого документа ляжет в основу расчета тарифов.

Но пока нового прогноза нет, воспользуемся данными из июльского прогноза МЭР.

Индексация на 2019 год

Итак, в 2018 году принимается решение об уровне тарифов на 2019 год. Он будет рассчитываться примерно следующим образом: инфляция за год, предшествующий принятию решения, то есть за 2017 год, составляет 2,5%, ожидаемая инфляция в 2018-м, согласно актуальному на сегодня прогнозу МЭР, – 3,1%, и прогноз МЭР на 2019 и 2020 год соответственно – 4,3% и 3,8% (эти данные приведены на Рис. 1).

(2,5 + 3,1 + 4,3 + 3,8) / 4 = 3,425

Из среднего арифметического этих четырех показателей мы должны вычесть 0,1%:

3,425 - 0,1 = 3,325%

Это расчет в процентах, для наглядности. Для большей точности и большего числа знаков после запятой это можно записать не в процентах, а в долях единицы (строго говоря, это более корректно и правильно):

0,03425 - 0,001 = 0,03325.

Кроме того, нужно помнить, что в 2019 году надбавка для финансирования мероприятий по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства будет увеличена с 1,44 до 1,5 %, соответственно, общий рост еще немного увеличится на величину (1,015 / 1,0144 = 1,00059) и мы получим:

0,03325 * 1,00059 = 0,03386.

Округляя, получим, что рост тарифов в 2019 году должен составить 3,39% или, если округлять до 1/10 процента, то получаем рост тарифа 3,4%.

Помним также, что 2%-ная надбавка действовала и в 2018 и в 2019 году, поэтому на рост в 2019-м относительно роста в 2018-м она не влияет (либо есть второй вариант/способ расчета, в котором можно учесть эту надбавку, но рост будет тогда не к прошлому году, а к базовому уровню прошлого года, то есть к прошлогоднему уровню, очищенному от соответствующей надбавки, ранее я писал об этом в посте в блоге; результат расчета будет практически идентичным, разве что в четвертом знаке после запятой что-то немного изменится).

Индексация на 2020 год

В 2019-м уже будет известна фактическая инфляция за 2018 год, но мы условно принимаем, что она совпадет с последним на сегодня прогнозом МЭР и составит 3,1 %. Годом принятия решения будет 2019-й, соответственно, прогнозная цифра (или ожидаемая) там тоже будет другая, но мы сейчас для простоты предположим, что она совпадает с нынешним прогнозом МЭР и составит 4,3%. Прогноз на 2020 и 2021 год также, предположим, не изменится и составит 3,8 и 4% соответственно.

Тогда индексацию получим следующую:

(3,1 + 4,3 + 3,8 + 4,0) / 4 = 3,8

Из среднего арифметического этих четырех показателей мы должны вычесть 0,1%:

3,8 - 0,1 = 3,7%

Обе надбавки, упомянутые выше, продолжают действовать, поэтому дополнительного роста (год к году) они не дают.

Индексация на 2021 год

В 2020-му уже будет известна инфляция за 2019 год, но мы условно принимаем, что она совпадет с последним на сегодня прогнозом МЭР и составит 4,3 %. Годом принятия решения будет 2020-й, соответственно, прогнозная цифра (или ожидаемая) по итогам 2020-го, предполагаем, составит 3,8 %. Прогноз на 2020 и 2021 год также, предположим, не изменится и составит 4 и 4% соответственно.

Тогда индексацию получим следующую:

(4,3 + 3,8 + 4,0 + 4,0) / 4 = 4,025

Из среднего арифметического этих четырех показателей мы должны вычесть 0,1%:

4,025 - 0,1 = 3,925% или, округляя до одного знака после запятой, получим 3,9%.

Обе надбавки, упомянутые выше, продолжают действовать, поэтому дополнительного роста (год к году) они не дают.

Индексация на 2022 год

Здесь необходимо помнить, что в 2022 году прекращает действовать надбавка в 1,5% (во всяком случае, так предполагает ФАС, возможно, что РЖД потом добьются продления и этой надбавки, как это было с 2%-ной надбавкой, так что тут я бы не загадывал; но пока будем пользоваться тем приказом, какой есть, и исходить из того, что надбавка будет отменена).

Итак, в 2021-м уже будет известна инфляция за 2020 год, и мы принимаем, что она совпадет с последним на сегодня прогнозом МЭР и составит 3,8%. Годом принятия решения будет 2021-й, соответственно, прогнозная цифра (или ожидаемая) по итогам 2020-го, предполагаем, составит 4,0%. Прогноз на 2020 и 2021 год также, предположим, не изменится и составит 4 и 4% соответственно.

Тогда индексацию получим следующую:

(3,8 + 4,0 + 4,0 + 4,0) / 4 = 3,95

Из среднего арифметического этих четырех показателей мы должны вычесть 0,1%:

3,95 - 0,1 = 3,85% или, округляя до одного знака после запятой, получим 3,9%. А теперь вспоминаем, что надбавка в 1,5% отменена (а она у нас сидит в базе предыдущего года) и, соответственно, мы должны уменьшить общий коэффициент роста на эту величину.

Чтобы не ошибиться сделаем это не в процентах, а в долях единицы:

1,0385 / 1,015 = 1,02315 или рост в 2,3%

Индексация на 2023 год

В 2022-м уже будет известна инфляция за 2021 год, и мы принимаем, что она совпадет с последним на сегодня прогнозом МЭР и составит 4,0%. Годом принятия решения будет 2022-й, соответственно, прогнозная цифра (или ожидаемая) по итогам 2022-го, предполагаем, составит 4,0%. Прогноз на 2020 и 2021 год также, предположим, не изменится и составит 4 и 4% соответственно.

Тогда индексацию получим следующую:

(4,0 + 4,0 + 4,0 + 4,0) / 4 = 4,0

Из среднего арифметического этих четырех показателей мы должны вычесть 0,1%:

4,0 - 0,1 = 3,9%.

Результаты этих расчетов приведены на Рис. 2

pic2_тарифы до 2023 года (1).jpg

Вместе с тем необходимо помнить, что приведенные выше данные – не гарантированные цифры, а результаты расчетов, базирующиеся на столь ненадежной и зыбкой основе, как предположения о том, что приказ ФАС будет выполнен и не изменится под давлением РЖД, и о том, что прогноз МЭР по инфляции окажется верным.

Поэтому я никому не рекомендовал бы считать эти цифры, пользуясь выражением профессора Преображенского, «окончательной бумажкой».

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions