Это единственный вид транспорта, который не зависит от заторов. При больших пассажиропотоках он на 40% дешевле, чем автобусный транспорт. Только трамвай (из наземных видов транспорта) может обеспечить комфортную перевозку от 1 до 18 тыс. пассажиров в час. Комфорт и качество перевозок на современном трамвае почти такое же, как в метро, при этом стоимость линии трамвая в пять-десять раз ниже, чем стоимость линии метро. Новые линии трамвая привлекают тех пассажиров, кто раньше ездил на автомобиле и не хотел пересаживаться на автобус. При замене автобуса на
качественный трамвай пассажиропоток растет на 30-40%.
В ряде городов мира восстанавливают движение троллейбуса, т.к. электротяга имеет ряд преимуществ. Движение подвижного состава более плавное и комфортное. Шум при движении гораздо ниже, чем при движении автобуса. Троллейбус на 20% экономичнее автобуса – при высоком пассажиропотоке. Плюс стопроцентно экологическая чистота улиц, т.к. загрязнение при выработке электричества происходит далеко за городом и подвергается максимальной очистке.
Но, конечно, развитие трамвая и троллейбуса не означает, что в мире массово сворачиваются
автобусные перевозки. Там, где пассажиропоток составляет менее 500 пассажиров в час, строительство даже троллейбусной линии было бы экономически не оправданным, чтобы обеспечить уровень комфорта, предоставляемого электротранспортом. Поэтому наибольшее число маршрутов по-прежнему останется за автобусом.
При потоке от 500 до 1000-1500 пассажиров оптимальны показатели троллейбуса. При более высоких пассажиропотоках необходимо применение трамвая, причем при потоках свыше 18 тыс. пассажиров в час участок трамвайной линии должен проходить без пересечений в одном уровне (на эстакаде или в тоннеле). Изолированные от автомобильных дорог участки трамвайных линий в будущем могут работать в режиме метро, хотя сегодня для этого не нужно покупать другой подвижной состав – те же самые трамвайные вагоны могут обеспечить перевозку до 50-60 тыс. пассажиров в час (при увеличении длины трамвайного поезда до 90-120 м, как это сделали в ряде городов мира). В десятках городов Германии и Франции отказались от планов развития метро и заменили его развитием современного трамвая с тоннельными и эстакадными участками.
Для правильного выбора вида транспорта, который будет наиболее экономичен и предоставит надлежащее качество услуг, необходим расчет пассажиропотока на ближайший период и на перспективу до 30 лет, а также экономическое обоснование с учетом местных условий каждого города (наличия существующей сети трамвая и троллейбуса, стоимости местной электроэнергии, заторовой ситуации и т.п.).
Автор: Саид Закиров, исполнительный директор Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.