Известны и причины: операторы подвижного состава списали старый парк и обеспечивают вагонами в основном угольные контракты. Вагонов для перевозки не хватает, а цена доставки щебня выросла в 2,5–3 раза по сравнению с 2015 годом! В итоге за последние годы в Карелии с рынка ушла половина гранитных карьеров, которые в современных условиях оказались нерентабельны.
Тенденция такова, что цена на сам материал не выросла, а тарифы на перевозку увеличены. Зарабатывают в условиях острого дефицита вагонов операторы и перекупщики, но никак не производители щебня. Повысились также затраты на обслуживание карьеров, в цене выросли ГСМ и запчасти. По этим причинам многие предприятия не могут продолжать работу. Если подобная тенденция будет сохраняться, с рынка уйдет еще немало производителей щебня.
Будет ли в такой ситуации свободнее другим? Сильнейшие не выиграют, ведь сегодня все работают на грани рентабельности. Да и когда условия были благоприятными, заказов хватало всем. Сейчас – тем более. Материал на карьерах есть, его просто нечем вывозить. А если нет сбыта, нет и дохода производителю, нечем платить зарплату рабочим, пополнять региональный бюджет.
Мы, предприятия, никак с этим бороться не можем. Требуется волевое решение на уровне правительства по обеспечению вагонами карельских горных предприятий. Если же ситуация не изменится, нужно быть готовым к тому, что Карелия постепенно станет депрессивным регионом и потеряет свою прибыльную горнодобывающую отрасль.
Автор: Павел Тимофеев, специалист по железнодорожным перевозкам (г. Петрозаводск)
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.