RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
11.07.2016 13:51:59
РЖД-Партнер

Вагонов будет меньше, но они поумнеют

6–8 июля 2016 года в Петербургском государственном университете путей сообщения (ПГУПС) прошла XI Международная научно-техническая конференция «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты». В ходе мероприятия обсуждались такие вопросы, как падение объемов производства вагонов в РФ, соответствие спроса и предложения, проблемы, связанные с отцепками подвижного состава в ТОР и его порчей при разгрузке, а также будущее вагоностроения, в котором на сети могут появиться, например, вагоны с интеллектом.
 

Упала, отжалась, встает

По мнению исполнительного директора НП «Объединение вагоностроителей» Василия Варенова, со столь резким снижением объемов выпуска, зарегистрированным в сегменте вагоностроения по итогам 2015 года, отрасль, пожалуй, не сталкивалась за всю свою историю. «Падение достигло 70–80%, а по некоторым позициям и 90%», – отметил В. Варенов. Тем не менее в настоящее время уже заметны некоторые улучшения, обусловленные в том числе и рядом регуляторных мер. Так, по словам начальника управления продвижения продукции дивизиона железнодорожной техники АО «НПК «Уралвагонзавод» Михаила Бойко, за 5 месяцев 2016 года рост производства вагонов в РФ составил 5% к аналогичному периоду 2015-го – на фоне двукратного увеличения списания подвижного состава. «За январь – май в РФ было произведено 10 768 ед. подвижного состава, – уточнил М. Бойко. – В структуре реализации 56% пришлось на долю универсальных полувагонов. Их выпустили 5082 ед., в том числе 5773 инновационных». Кроме того, было реализовано 70 цистерн для нефтепродуктов, 130 – для СУГ и 896 – для химических продуктов, что вкупе составляет 10% от общего объема реализации вагонов. Крытых вагонов произвели 707 ед. – это 7% в общей структуре реализации. Различные виды хопперов и платформ заняли доли в 14 и 11% соответственно.

При этом в структуре списания вагонов (всего за первые 5 месяцев 2016 г. списано 66 930 ед.) также преобладали полувагоны – они заняли долю в 45%, цистерны и крытые вагоны – 13 и 8%, хопперы и платформы – 10 и 8% соответственно. За январь – май производство химических цистерн выросло в 2,2 раза, хопперов-зерновозов и хопперов-минераловозов – в 2 и 3 раза соответственно.

Крупнейшими производителями вагонов в РФ остаются ОВК и УВЗ. ОВК выпустила за январь – май 5483 вагона (за аналогичный период 2015 г. – 4773 вагона), УВЗ – 1820 вагонов (1132 ед. годом ранее).

Как же дорог ты, вагон инновационный!

Подавляющее большинство выпущенных вагонов – это инновационная продукция, хотя некоторые участники конференции и выражали сомнения в том, что термин «инновационность» (в настоящее время широко используемый в правовых актах) в полной мере применим к полувагонам с осевой нагрузкой 25 тс. «Да, при их постройке используются в том числе и другие материалы и технологии, но насколько это можно считать основанием для столь серьезного повышения цен?» – таким вопросом задавались операторы и некоторые производители подвижного состава в кулуарах конференции. Напомним, что средняя стоимость инновационного полувагона сейчас равняется 2,3 млн руб. При этом некоторые виды специализированного подвижного состава стоят дороже нового маневрового локомотива, к примеру, цена цистерны для перевозки расплавленной серы может доходить и до 6 млн руб.

Тем не менее, как отметил руководитель отдела анализа пропускных способностей блока логистики Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) Игорь Куротченко, количество инновационных полувагонов с нагрузкой 25 тс на ось под управлением операторов на сети РЖД по состоянию на 1 июня 2016 года достигло 40,5 тыс. ед. Крупнейшие инновационные парки используются такими компаниями, как «Восток1520» – 7196 полувагонов модели 12-9853 (ТВСЗ, 88 куб. м, 75 т) и 6532 полувагона модели 12-9869 (ТВСЗ, 92 куб. м, 77 т), СУЭК – 6047 полувагонов модели 12-9853, 1120 полувагонов модели 12-2143 («Алтайвагон», 94 куб. м, 77 т), 1001 полувагон модели 12-2142 («Алтайвагон», 94 куб. м, 75 т), а также полувагоны других моделей в меньших количествах. Кроме того, компания «УВЗ-Логистик» оперирует 6078 полувагонами модели 12-196-01 (УВЗ, 88 куб. м, 75 т).

Качество вагонов + качество сервиса

Участников рынка, безусловно, интересует качество нового подвижного состава, поскольку проверить, например, соответствие заявленного производителями межремонтного пробега реальному можно только на практике. «Итоги подконтрольной эксплуатации вагонов на тележках Барбер показали хорошие результаты», – заявил заместитель генерального директора по техническому развитию ПАО «НПК ОВК» Дмитрий Лосев. По его словам, при пробеге вагона в 400 тыс. км суммарный износ наклонной и вертикальной поверхностей клиньев тележки Барбер, а также износ фрикционных планок и толщины гребня колесной пары не превысили допустимых в эксплуатации показателей.

Волнует собственников и динамика отцепок в ТОР – особенно в связи с тем, что объемы этого вида ремонта на сети уже превышают объемы плановых. «По опыту эксплуатации инновационных вагонов в СУЭК выяснилось, что пока наихудшая динамика коэффициента отцепок – у вагона модели 12-2142, а наилучшая – у вагонов моделей 12-9853 и 12-196-02», – сообщил И. Куротченко. При этом он отметил, что по мере роста пробегов и увеличения объема парка можно будет более достоверно спрогнозировать отцепки в течение жизненного цикла вагона. «Чем больше парк, используемый для анализа, и накопленный пробег, тем меньше осцилляций по отцепкам и графики зависимости отцепок от пробега более плавные», – пояснил И. Куротченко.

Сервисное обслуживание инновационного подвижного состава – еще одна острая тема. Собственники вагонов сетуют как на нехватку запчастей при ремонте, так и на недостаток информации. Отвечая на их вопросы, Д. Лосев рассказал об организации сервисного обслуживания инновационных вагонов в НПК ОВК. По его словам, оно делится на 3 этапа. В рамках первого (подготовка к техническому обслуживанию) проведены технические занятия с работниками эксплуатационного комплекса, разработаны и переданы в ВЧДЭ обучающие плакаты и программы с 3D-моделями, созданы совместные учебные классы на базе ВЧДЭ и профильных вузов с передачей натурных образцов. В рамках второго (подготовка к текущим ремонтам) более 50 вагонных депо всех форм собственности прошли обучение и получили статус сервисных центров ОВК, создан оборот индивидуальных запасных частей, осуществляется предоставление дополнительных услуг по ремонту колесных пар.

В рамках третьего этапа (подготовка к деповскому и капитальному ремонтам) разработана ремонтная документация с последующей актуализацией после опытных ремонтов, осуществляется отработка и передача технологических процессов ремонта, а также подготовка сервисных центров к проведению плановых ремонтов.

Вагоны будут умом горазды

Грузовые вагоны будущего – пока тема скорее для научных, чем для практических дискуссий. Тем не менее разработки в этом направлении ведутся, и довольно активно. По словам первого заместителя генерального директора по стратегии и продукту ПАО «НПК ОВК» Алексея Соколова, основные направления развития грузового вагоностроения состоят в повышении эффективности эксплуатации вагона и сокращении операционных затрат на его содержание. Достичь этого можно с применением новых конструкций и технологий. В частности, использование сочлененной конструкции вагонов для перевозки легких грузов позволит увеличить вес нетто поезда до 26%. Для перевозки тяжелых грузов актуально увеличение осевой нагрузки тележки вагона до 27 тс, что даст повышение веса нетто поезда на 9%. Электронно-пневматическая тормозная система даст возможность осуществлять устойчивое ведение поездов весом до 18 тыс. т и на 10% повысить техническую скорость. Бортовая телеметрическая система вагона обеспечит сокращение затрат на содержание вагонов на 9% и увеличит техническую скорость еще на 5%. Съемное оборудование также может сократить затраты на содержание вагонов на 15% и увеличить пропускную способность инфраструктуры при погрузке-выгрузке экспортных грузов до 25%. В целом же, по расчетам специалистов ПАО «НПК ОВК», грузовые вагоны поколения next могут увеличить провозную способность линий на 37%, а среднюю техническую скорость – на 15%, при этом затраты владельца инфраструктуры снизятся на 5%.

Футуристические прогнозы вызвали огромный интерес участников конференции. Вагоны с оборудованием, которое может снимать характеристики подвижного состава непосредственно в пути и предупреждать о поломках, конечно, могут быть прорывом. Однако реалии перевозочного процесса, такие, например, как применяющаяся до сих пор в РФ грейферная разгрузка, серьезно препятствуют внедрению подобных инноваций. Открытыми остаются и такие вопросы, как стоимость умных вагонов и рентабельность их эксплуатации.

Однако ученые думают и об экономике операторов. Например, по мнению генерального директора АО «НВЦ «Вагоны» Юрия Бороненко, внедрение съемных кузовов вагонов, перевозимых на фитинговых платформах, может быть выгодно собственникам уже на стадии закупки. «Разработанная в НВЦ «Вагоны» модель съемного кузова пригодна для эксплуатации в существующих условиях железнодорожных предприятий, – уточнил он. – Кузов может устанавливаться на платформу, сниматься с нее и складироваться в ярусы с помощью стандартного грузоподъемного оборудования, например ричстакеров и пр.». По словам Ю. Бороненко, при использовании съемного кузова в сравнении с контейнерами серии 1АА вес перевозимого груза может быть увеличен до 75–85 т вместо 26 т, а объем кузова – до 91,3 куб. м вместо 65,1. Кроме того, возможна и разгрузка съемного кузова с помощью вагоноопрокидывателя. В отличие от зарубежных аналогов, разработанная в НВЦ «Вагоны» модель допускает многоярусное складирование, большую грузоподъемность и лучший коэффициент использования тары. В сравнении с полувагоном съемный кузов позволяет сокращать время простоя вагонов, складировать тару ярусами на отдельных площадках, не занимая железнодорожные пути, и обеспечивать максимальную эксплуатацию вагона на протяжении всего жизненного цикла без спада спроса при сезонных колебаниях отправки грузов.

«Применение съемных кузовов позволит не только уменьшить простои вагонов, но и сократить капиталовложения при закупке подвижного состава, – пояснил Ю. Бороненко. – Наибольшая доля затрат при покупке грузового вагона ложится на ходовые части, тормозное и автосцепное оборудование, а затраты на кузов составляют лишь небольшую часть расходов». При разработке модели в НВЦ «Вагоны» были рассмотрены две гипотетические схемы приобретения и обновления собственного парка вагонов для перевозки 70 тыс. т угля, 30 тыс. т зерна и 20 тыс. т леса в год. Экономия капиталовложений при закупке парка подвижного состава по проектному варианту составила 60%.

Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Открыта продажа билетов на новый двухэтажный поезд сообщением Санкт - Петербург - Москва

С 1 февраля по маршруту Санкт - Петербург - Москва начнет курсировать фирменный поезд № 7/8, сформированный из двухэтажных вагонов АО "Федеральная пассажирская компания" (дочернее общество ОАО "РЖД"). 

РЖД-Партнер

В Китае открылся крупнейший в Азии подземный вокзал

В городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун, Южный Китай) открылся крупнейший в Азии подземный железнодорожный вокзал, передает ТАСС

РЖД-Партнер

В Японии из-за школьницы три года не закрывали железнодорожную станцию

В конце марта 2016 года небольшая железнодорожная станция под названием Ками-Сиратаки на северном острове Хоккайдо прекратит свою работу. Три года ее не закрывали всего лишь из-за одной ученицы. Девочка на поезде добиралась до школы и обратно, пишет Российская Газета. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions