Во время дискуссии о допустимости включения стоимости текущего отцепочного ремонта (ТОР) в инфраструктурную составляющую тарифа, в очередной раз был поднят вопрос о низком качестве плановых видов ремонта грузовых вагонов. (подробности online)
По данным ОАО «РЖД», в 2014 году, рост остановок вагонов по причине направления на ТОР составил 8%, рост отказов оборудования, прошедшего плановые виды ремонта, вырос на 40%. А по итогам работы за четыре месяца 2015 года, в компании зафиксировали рост случаев брака, ответственность за которые несет вагонное хозяйство сети дорог.
Начальник департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Шевкет Шайдуллин на последнем оперативном совещании, прошедшим в компании, отметил, что вагонное хозяйство несет ответственность за 46% нарушений на сети дорог. А из общего количество случаев брака в вагонном хозяйстве 66% приходятся на долю частных вагоноремонтных предприятий. Ранее в компании приводили данные о росте в 100 тыс. отцепок для ТОР на сети в 2014 году, а 71% всех случаев были вызваны низким качеством деповского ремонта.
Проблемы частного вагоноремонта во время совещания были озвучены на примере схода четырех вагонов-цистерн, принадлежащих ОАО «ПГК», 22 мая этого года на Восточно-Сибирской дороге, виновником которого было признано ООО «ВагонДорМаш» из города Новошахтинска Ростовской области. Ш. Шайдуллин отметил, что это предприятие было закрыто после проверок Ространснадзора, которые выявили нарушения в сфере технологии ремонта. Кроме этого, было отмечено, что данное предприятие предлагает очень низкую цену плановых видов ремонта, за счет чего привлекает клиентов. В ответ на эту информацию первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов предложил профильным службам компании создать собственный «черный список» недобросовестных предприятий.
Однако, как показывает изучение рынка, проблемы с низким качеством ремонта и попытки привлечь дополнительных клиентов за счет более низких цен характерны сегодня для всей сферы вагоноремонта. Например, если обратиться к арбитражной практике, то можно увидеть многочисленные иски собственников вагонов к вагоноремонтным предприятиям о взыскании средств за некачественный плановый ремонт. Причем, в качестве ответчиков фигурируют не только частные предприятия, но и дочки ОАО «РЖД», ВРК 1,2 и 3. Снижать ставки за ремонт предприятия вынуждает увеличившаяся конкуренция. Так, по данным генерального директора ОАО «ВРК-1» Василия Гладких, с 2010 по 2014 год объем предложения по ремонту вагонов возрос на 8%, а спрос сократился на 13%.
Еще несколько лет назад стоимость ремонта вагонов была достаточно высокой, а на сети существовал дефицит ремонтных мощностей. Теперь все изменилось, и вместе с падением объемов перевозок и доходности грузового вагона, упали и цены на ремонт. Так, к 2015 году средняя цена на деповской ремонт одного полувагона составила около 60 тыс. рублей без НДС, тогда как пять лет назад она составляла 70-80 тыс. рублей. Кроме того, несложно найти предложения по ремонту полувагона или цистерны за 54 тыс. рублей. Именно такую цену предлагают клиентам в новошахтинском «ВагонДорМаше», «SFAT Рязань» или в ОАО «ВРК 2».
Сегодня на сети дорог ремонтом грузовых вагонов занимаются 116 депо, которые относятся к вагоноремонтым дочкам ОАО «РЖД», и 61 частное депо. Их мощности используются на 70%, и конкуренция между депо достаточно высока. Как отмечают эксперты, причинами низкого качества деповских ремонтов стали борьба за снижение издержек, что привело к закупке низкокачественных запасных частей и исключению из перечня кузовных работ, что очень часто является причиной аварий.
Стоит отметить, что качеством вагоноремонта уже озаботились Антимонопольная служба России, Минтранс и даже местные администрации. Так, губернатор Ростовской области Василий Голубев в одном из своих выступлений весной 2015 года, привел пример с закрытием «ВагонДорМаша» как яркий образец необоснованных проверок и «закошмаривания» бизнеса. Комментируя почти годовой простой этого предприятия, он отметил: «Меры контролирующих органов должны быть направлены, прежде всего, на устранение нарушений, а никак не на закрытие предприятий и возбуждение уголовных дел против бизнесменов!».
По заявлению генерального директора ООО «ВагонДорМаш» Алексея Уварова, предприятие за последнее время прошло глубокую техническую модернизацию, обеспечивает работой 900 человек и не собирается прекращать свою деятельность. «Хотя выводы из собственных ошибок мы сделаем», - отметил он.
Алексей Лебедев
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions