RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
11.03.2016 11:44:31
РЖД-Партнер

В правила предоставления субсидий предложены поправки

Эти поправки способны по-разному расставить акценты в господдержке предприятий, выпускающих вагоны, и компаний, оперирующих подвижным составом.
 

Проект на миллиарды рублей

Проект постановления правительства РФ «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета предприятиям транспортного машиностроения на компенсацию части затрат, связанных с производством инновационного грузового железнодорожного подвижного состава» предполагает, что покупатели вагонов грузоподъемностью от 25 тс могут получить по 300 тыс. руб. в виде компенсаций.

Правила компенсации железнодорожным операторам из федерального бюджета части затрат, связанных с приобретением грузовых вагонов, подготовленные Минпромторгом, не увязывают эти процедуры со списанием старых вагонов. Между тем в операторском сообществе настаивают на том, что в нынешней ситуации, сложившейся на рынке, необходимо поощрять не только выпуск инновационных вагонов, но и списание старого парка. Однако в этом случае стимулирование законопроектом не предусмотрено.

В Минпромторге полагают, что на поддержку инновационного вагоностроения в бюджет 2016 года и без этого закладываются солидные ассигнования – в размере 5 млрд руб.

Правила предусматривают, что субсидирование приобретатели грузовых вагонов могут получить только при покупке подвижного состава, произведенного не ранее 1 января 2016-го. При этом нормативный пробег со времени постройки до первого деповского ремонта должен превышать 500 тыс. км (или 4 года), между плановыми видами ремонта – 250 тыс. км (или 2 года). Характеристики комплектующих должны отвечать требованиям ГОСТ 15150-69УХЛ по категории 1. Иными словами, выдерживать эксплуатацию не только в умеренном, но и в холодном климате.

По оценкам министерства, такая мера поддержки в 2016 году позволит обеспечить загрузку российским производителям. При этом спрос составит 23 334 вагона. Данный объем должен быть достаточным, чтобы стабилизировать продажи соразмерно существующим рабочим местам. Таким образом, вагоностроители смогут избежать сокращений персонала.

Ожидаемые поступления в федеральный бюджет в результате мер, предусмотренных в программе поддержки вагоностроения, оцениваются в 10,5 млрд руб.

Субсидию предложено ежеквартально предоставлять по договору между Минпромторгом и покупателем подвижного состава, в котором должна быть зафиксирована обязанность министерства и органа государственного финансового контроля по проверке соблюдения железнодорожным оператором условий этого документа.

Компенсации нужны, но давать их надо не всем

По словам представителя Минпромторга, проект правил предоставления субсидий соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе и международным договорам РФ. Однако в ходе общественных обсуждений прозвучали разные мнения.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев полагает, что процедуры контроля при предоставлении средств нужно ужесточить. Например, господдержку не следует предоставлять российским промпредприятиям, если они принадлежат офшорным компаниям.

По его словам, нельзя поддерживать тех, кто держит бизнес в офшорах, особенно если они расположены в странах, которые объявили санкции против РФ. «Причем тут надо смотреть всю цепочку бенефициаров, так как конечная компания может в России быть, но собственники – за рубежом», – сказал В. Гутенев.

Данное предложение – в русле тех поправок, которые должны быть внесены в Бюджетный кодекс РФ. Соответственно, как считает В. Гутенев, с учетом их придется внести поправки и в программу поддержки транспортного машиностроения в 2016 году.

Дискуссия возникла также и по вопросу о том, кому именно следует предоставлять субсидии из федерального бюджета: предприятиям транспортного машиностроения или покупателям их продукции. В первом случае предполагается, что российские заводы будут заинтересованы в продажах инновационных вагонов не только на внутреннем рынке, но и на экспорт (Азербайджан, Казахстан). Однако тогда предложение операторов об утилизационной премии, если оно будет принято, придется прописывать отдельной строкой, что усложнит процедуры выделения господдержки.

Способ улучшить эффективность использования парков

В ОАО «РЖД» полагают, что поправки, которые предложены операторами в данный документ, вполне уместны. Они служат дополнительным инструментом гармонизации рынка железнодорожных перевозок. Вместе с тем в РФ приняты и другие меры, которые уже работают в этом плане.

Большинство игроков, связанных с рынком железнодорожного подвижного состава, полагают, что сама идея поддержать вагоностроителей и операторов, хорошая. «Это приведет к улучшению использования парков на сети РЖД», – считает генеральный директор ООО «Уралхим-Транс» Всеволод Ковшов.

К такому же выводу приходит и руководитель отдела железнодорожной логистики ООО «Мется Форест Санкт-Петербург» Андрей Малевский. Использование инновационного подвижного состава, в частности, расширяет выбор для отправителей грузов.

Например, лес иногда удобнее размещать на новых платформах. Вместе с тем нагрузка на ось при перевозках по некоторым направлениям ограниченна. Скажем, при доставках в Финляндию она установлена на уровне 22,5 тс. В таком случае аренда инновационного подвижного состава может оказаться дороже. Правда, тарифные условия меняются, а предложение инновационных вагонов в последние 2–3 года растет.

Действительно, по данным экспертов, если в 2014-м доля закупок такого парка составляла 30%, в 2015-м – 60%, то прогноз на 2016 год предполагает увеличение этого показателя до 80%.

Не видят особой необходимости в дополнительных мерах по стимулированию выпуска инновационных вагонов лишь некоторые представители небольших операторских компаний. По их мнению, утилизационная премия в конечном итоге укрепит позиции прежде всего крупных игроков.

Александр Солнцев 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Открыта продажа билетов на новый двухэтажный поезд сообщением Санкт - Петербург - Москва

С 1 февраля по маршруту Санкт - Петербург - Москва начнет курсировать фирменный поезд № 7/8, сформированный из двухэтажных вагонов АО "Федеральная пассажирская компания" (дочернее общество ОАО "РЖД"). 

РЖД-Партнер

В Китае открылся крупнейший в Азии подземный вокзал

В городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун, Южный Китай) открылся крупнейший в Азии подземный железнодорожный вокзал, передает ТАСС

РЖД-Партнер

В Японии из-за школьницы три года не закрывали железнодорожную станцию

В конце марта 2016 года небольшая железнодорожная станция под названием Ками-Сиратаки на северном острове Хоккайдо прекратит свою работу. Три года ее не закрывали всего лишь из-за одной ученицы. Девочка на поезде добиралась до школы и обратно, пишет Российская Газета. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру