+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.09.2016 13:32:18
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Урожайный год для РЖД

Не секрет, что перевозка некоторых номенклатур по сети падает, однако объем переработки зерна сегодня показывает положительные результаты. По оперативной информации РЖД, за 8 месяцев 2016 года перевезено 11,1 млн т зерна, что на 5,4% выше аналогичного периода прошлого года. Несмотря на то, что цены на данную номенклатуру остаются на низком уровне, эксперты прогнозируют рекордный объем экспорта. 

Формула меняется

По последнему прогнозу Минсельхоза РФ, в 2016 г. урожай зерновых в стране станет рекордным с 2008 года (108,1 млн т) и составит порядка 110 млн т (+5% к уровню 2015 г.), а при благоприятных условиях – 113-116 млн т (+7,8% - +10,7%). экспорт зерна из России в текущем сельскохозяйственном году (июль 2016 г. - июнь 2017 г.) может достичь 40 млн т, в том числе 26-30 млн т пшеницы. Крупнейшей в мире страной - экспортером пшеницы Россия стала в 2015/16 сельхозгоду: она вывезла 25,5 млн т, обогнав Канаду (22 млн т) и США (21,09 млн т). Однако хороший урожай сказался на стоимости зерна –она стремительно падает. С начала 2016 года уровень биржевых цен на российскую экспортную пшеницу уменьшился на 16,8% по отношению к концу декабря 2015-го. Как отмечают эксперты, снижение биржевых цен на российскую экспортную пшеницу, начиная с июня текущего года, вызвано, в том числе, снижением мировых цен на пшеницу на фоне ожиданий рекордного сбора урожая пшеницы в США, Канаде, а также в других регионах мира. В период с 17 по 24 августа 2016 года биржевые цены на российскую экспортную пшеницу уменьшились на -5,9%. По словам президента Российского зернового союза (РЗС) Аркадия Злочевского, мировые цены на пшеницу, кукурузу сегодня бьют рекорды падения. «Таких низких цен, как сейчас, не было с 2006 года. Это ухудшает перспективы зерновой экономики и стимулы для производителей», – отмечает он.

Неслучайно участники совещания у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича поддержали предложение Минсельхоза отменить экспортные пошлины на пшеницу, так как при текущем курсе рубля и ценах на зерно они находится на минимальном уровне и фактически не работают. «Изначально введение экспортной пошлины было временным решением, призванным стабилизировать цены на внутреннем рынке, которые начали расти в связи с девальвацией рубля. Впоследствии они были снижены и сейчас, при нынешних ценах, размер пошлины – символический. Кардинальных изменений на экспортном направлении только обнуление пошлины не вызовет», – комментирует управляющий партнер АО «2К» Тамара Касьянова. Некоторые операторы даже комментируют, что, так как в этом году зерна очень много и закупают его в среднем по 8-10 руб. за кг, то с ее отменой ничего принципиально не изменится.

Напомним, пошлина на экспорт пшеницы из России начала действовать с лета 2015 г. После ее введения формула расчета несколько раз менялась. В настоящее время экспортная пошлина на пшеницу составляет 50% от таможенной стоимости минус 6,5 тыс. руб., но не менее 10 руб. за т. Ранее Российский зерновой союз оценивал потери отечественных аграриев из-за введения экспортной пошлины на пшеницу в прошлом сезоне в 50 млрд руб. В связи с этим 19 августа Минсельхоз РФ направил в правительство предложение об обнулении экспортной пошлины на пшеницу до 1 июля 2017 г. Как рассказал А. Злочевский, предложение Минсельхоза поддержано и обнуление пошлины будет распространяться на период до 1 июля 2018 года.

Экспортные рекорды

«Сейчас трейдеры придерживают объемы в ожидании восстановления цен. Обнуление пошлины позволит экспортерам вернуться к долгосрочным контрактам и планированию, а покупатели станут охотнее заключать с российскими поставщиками контракты, так как

снизятся риски неисполнения заказа на поставку, неизбежные при действии экспортной пошлины. Это, в купе с рекордно высоким урожаем зерна, должно положительно отразиться на объемах перевозки зерна по железной дороге», – уверена руководитель управления машиностроения, транспорта, инфраструктуры и химической промышленности ВТБ Капитал Елена Сахнова.

Если в прошлом сельскохозяйственном году, как отмечает замдиректора департамента стратегического маркетинга «Русагротранса» Игорь Павенский, по железной дороге в экспортном направлении было перевезено 10,8 млн т, то в 2016 планируется, что этот показатель увеличится до 12,5-13 млн т. «Это будет рекордный год по объему вывоза пшеницы по сети железных дорог», – отмечает эксперт.

Росту отправок данной номенклатуры за рубеж будет способствовать принятое недавно решение об обнулении экспортных пошлин до 2018 года. «Экспортеры продают товар на 3-4 месяца вперед, поэтому им нужно понимать, что за этот период экономика их сделки не изменится. Когда есть пошлина и она плавающая, как это было до недавнего времени, то прогнозировать эффективность работы гораздо сложнее», – поясняет И. Павенский.

Еще один фактор, который подстегнет рост экспорта, в том числе и по сети РЖД, – это рекордный с 1978 года урожай зерновых. «Уже собрано 92 млн т зерна с 68% площадей. По нашим оценкам, результат текущего сельскохозяйственного года составит 118,5 млн т, а пшеницы – 72-73 млн т», – комментирует И. Павенский.

Кроме этого, продажи стимулирует недавно утвержденная скидка от ОАО «РЖД» которая начнет действовать с 9 сентября 2016 г. Напомним, что в соответствии с решением правления от 26 августа, на экспортные перевозки зерновых грузов при расстоянии перевозки до 600 км включительно будет действовать понижающий коэффициент в 0,889 с учетом которого ранее действующая надбавка существенно сократится. При этом, максимальная надбавку к тарифу на экспортные перевозки зерна в размере 13,4% ОАО «РЖД» ввели в конце 2014 года. Понижающий коэффициент будет действовать до конца текущего года.

«Скидка будет существенным подспорьем для всех участников рынка. Сегодня средние расстояния, на которое отправляются экспортные грузы, составляет 750 км. И именно на коротком плече до 600 км сосредоточен основной объем экспортных перевозок и наиболее ощутима конкуренция между автомобильным и железнодорожным транспортом», – пояснил введение мер поддержки И. Павенский.

Конкуренция обостряется

Однако, по мнению главы Российского зернового союза, еще рано заявлять о рекордах, так как уборка зерна продолжается и какова будет доля качественного продукта, который и отправляется на экспорт, пока не понятно. «У нас же две беды: урожай и не урожай. Причем урожай для производителей – беда побольше. По нашей оценке спрос в этом сезоне на 3 млн т ниже, а урожай скорее всего будет выше прошлогоднего на 5 млн т. Получается, необходимо подвинуть конкурентов на 8 млн т. Сделать мы это можем только уступив по цене, а она и так сегодня очень низкая», – комментирует А. Злочевский.

К тому же, по его наблюдения, наращиванию экспорта мешают внутриотраслевые проблемы. Например, когда растет количество собранного зерна, то падает его качество. «На экспорт отправляется в основном качественное зерно. Главное чтобы его количества хватило для зарубежных покупателей», – добавляет он.

Однако по прогнозам экспертов в текущем сельхозгоду урожай в странах ЕС будет ниже, чем в прошлом. И часть европейского рынка удастся заменить российским зерном. «Этот процесс уже пошел. Начались поставки, например, в Алжир – традиционно французская вотчина», – уточняет А. Злочевский.

Среди новых потребителей можно Латинскую Америку и страны Тихоокеанского региона (Индонезия, Таиланд, Южная Корея). Спрос сохраняется также со стороны постоянных покупателей Египта, Турции и Ирана.

Так же, по его словам, и на рынке внутренних перевозок возможна перестановка сил. Ни для кого не секрет, что на Юге России, где расстояния от производителей до портов небольшие, значительная доля зерновых грузов перевозится автотранспортом. Железной дорогой зерновые грузы перевозятся в основном по внутренним направлениям, а также вывозятся на экспорт из Сибири и Урала, то есть эффективны на длинном плече. Однако обнуление пошлин и введение скидки от РЖД может переломить этот тренд. Участники рынка отмечают, что при послаблении тарифов и организации маршрутных отправок зерновых грузов, железная дорога может быть эффективнее автотранспорта даже при доставке груза на небольшие расстояния.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions