Сегмент грузоперевозок в танк-контейнерах по железным дорогам пространства 1520 продолжает демонстрировать уверенное развитие. Так, в январе 2016 года по сети РЖД было перевезено более 11тыс. гружёных контейнеров-цистерн. По мнению независимого эксперта Дмитрия Камышникова, основными драйверами роста являются ощутимые конкурентные преимущества этого вида транспортного оборудования, а также выбытие отслужившего свой срок парка специализированных вагонов-цистерн.
- Дмитрий, как развивается номенклатура грузов, перевозимых в танк-контейнерах по сети РЖД?
- Преобладающими номенклатурами грузов для танк-контейнеров традиционно являются химические наливные грузы и сжиженные газы. Одним из достоинств используемого при таких транспортировках типов спецконтейнеров является возможность их широкого применения при соблюдении нормативных правовых актов, регламентирующих перевозки опасных грузов и работу железнодорожного транспорта. С недавних пор отмечается также увеличение объёмов перевозок в танк-контейнерах пищевого налива. Таким образом, номенклатура перевозимых грузов расширяется по мере развития контейнеризации и востребованности этого вида перевозок среди пользователей услуг железнодорожного транспорта.
- С какими основными сложностями сталкиваются компании при перевозке грузов в танк-контейнерах?
- Основными сложностями при перевозке грузов в танк-контейнерах можно назвать недостаток соответствующей инфраструктуры и необходимость доработки нормативно-правовой базы.
Следует отметить определённый прогресс в решении этих вопросов, достигнутый за последние годы. В частности, это выражается в инвестициях предприятий в модернизацию погрузо-разгрузочных участков, открытии станций для приема и отправления крупнотоннажных контейнеров, вводе в действие ревизионного текста СМГС и подготовке проекта изменений в Прейскурант 10-01. Тем не менее, темпы развития данного вида перевозок всё же существенно опережают скорость создания условий для них.
- Как Вы оцениваете качество подвижного состава в сегменте перевозок в танк-контейнерах?
- Качество самих танк-контейнеров в большинстве случаев вопросов не вызывает. На сегодняшний день они по праву могут называться одним из наиболее эффективных, безопасных и экологичных средств доставки наливных грузов. При этом как отрасль перевозки в танк-контейнерах в целом, так и технологии, используемые в производстве этой тары не стоят на месте. В итоге начинают появляться танк-контейнеры, выполненные из инновационных материалов.
Следует отметить, что по своим основным параметрам танк-контейнеры соответствуют универсальным крупнотоннажным контейнерам и не требуют специализированных вагонов-платформ для организации перевозок. Тем не менее, с момента начала их развития на пространстве 1520 был накоплен определённый опыт эксплуатации различных моделей вагонов-платформ, и некоторые из них не могут быть рекомендованы к использованию из-за недостаточной прочности их конструкции, хотя для более эффективных перевозок
танк-контейнеров повышенной вместимости были созданы модели среднебазных платформ 13-1223-03, 13-1223-04, 13-2116-03.
- Как Вы оцениваете достаточность инфраструктуры на сети РЖД, а также на путях необщего пользования и территориях предприятий, необходимой для перевалки грузов в танк-контейнерах и обслуживания подвижного состава?
- Инфраструктура для танк-контейнерных перевозок в России до сих пор находится на этапе становления. Недостаточное количество замывочных станций и их низкая технологическая оснащённость в известной мере ограничивают темпы развития контейнеризации наливных грузов. Такая же ситуация наблюдается и с депо по обслуживанию и ремонту танк-контейнеров, а также поставками запасных частей. Вместе с тем, слаборазвитая инфраструктура при растущем рынке перевозок в танк-контейнерах обеспечивает наличие перспективных инвестиционных проектов, в том числе для малого и среднего бизнеса. В европейских странах многие поставщики услуг по обслуживанию танк-контейнеров начинали этот бизнес как семейные предприятия.
- Каковы Ваши оценки существующей нормативной базы для регулирования танк-контейнерных перевозок по сети РЖД?
- Cуществующая нормативная база для регулирования танк-контейнерных перевозок по сети РЖД нуждается в существенной доработке и гармонизации с международной. Наглядным примером может служить значительно меньшее количество допущенных схем размещения и крепления контейнеров-цистерн в ТУ ЦМ-943 по сравнению с Приложением 3 к СМГС. Такого рода различия порождают коллизии и создают препятствия для развития рынка перевозок в танк-контейнерах в РФ.
- Какие возможности Вы видите для наращивания грузовой базы перевозок в танк-контейнерах, а также перевода части грузопотока с автомобильного транспорта на железнодорожный?
- Последовательное и значительное наращивание грузовой базы перевозок в танк-контейнерах по сети РЖД наблюдается уже более 5 лет. Это создает хорошие перспективы для дальнейшего устойчивого развития этого сегмента перевозок на фоне роста популярности данного вида транспортного оборудования среди грузоотправителей, глобальных тенденций по контейнеризации наливных грузов, а также интеграции России в международные транспортные системы. Привлечь часть грузопотока с автомобильного транспорта на железнодорожный может более гибкая система тарифообразования, увеличение скорости доставки, а также способность обеспечить сохранность самого оборудования при ж/д перевозках.
Беседовала Марина Ермоленко
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions