По словам министра, на данном этапе Армения делает акцент на развитие автомобильных дорог. "Были бы очень богатой страной, возможно, параллельно задумались бы и о строительстве железной дороги, но на сегодня, когда мы строим автодорогу подобных масштабов (Север – Юг. –
Прим. ред.), железная дорога не числится в списке моих приоритетов", – заявил он.
При этом, как указал А. Аршакян, при наличии реальных предложений он с готовностью их обсудит. Но с учетом того, что в черте проекта расположены горные районы, в связи с чем реализация проекта требует значительных инвестиций, и того, что Армения уже серьезно инвестирует в реализацию программы транспортного коридора Север – Юг, А. Аршакян считает не особо резонным направление финансовых ресурсов в железнодорожный проект. "По сей день я не видел оценку эффективности реализации программы, во что она нам обойдется и насколько целесообразно ее осуществление", – подчеркнул он.
Отметим, что о запуске проектов "Южная железная дорога Армении" и "Южная скоростная дорога Армении" (Иран – Армения) было объявлено в январе 2013 года. Тогда же был подписан трехсторонний Меморандум о взаимопонимании по региональному сотрудничеству, направленному на развитие Южной железной дороги Армении, между ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога", Министерством транспорта и связи Армении и компанией "Расиа ФЗЭ". После этого ничего более предметного по поводу "Расиа ФЗЭ" и переговорах с ней не было заявлено. Компания, согласно подписанному в 2013 году меморандуму, обязалась в четыре этапа привлечь инвесторов в программу строительства железной дороги Иран-Армения, однако, кроме разработки ТЭО проекта, ничего больше не сделала.
Между тем 4 сентября 2018 года АрмИнфо сообщало, что компания "Расиа ФЗЭ", которая обязалась привлечь инвестиции в проект строительства железной дороги Армения – Иран, требует от правительства Армении компенсации в размере $160 млн. Согласно Минтрансу, зарегистрированная, по всей видимости, в офшорной зоне Дубая компания обратилась с иском в международный арбитраж, о чем проинформировала официальный Ереван.
Еще в мае 2012 года армянская и иранская стороны подписали концессионное соглашение, по которому были проведены обсуждения технико-экономического обоснования и основных задач проектирования, строительства и финансирования данного проекта. Благодаря сотрудничеству между Арменией и инвестиционной компанией "Расиа ФЗЭ" было разработано техническое обоснование реализуемости проекта "Южная железная дорога". На основе изученных фактов предлагалось осуществить строительство железной дороги в течение 6 лет. Стоимость проекта была оценена в $3,5 млрд. Планируется, что общая длина дороги на территории Армении составит 305 км. Она будет иметь 86 мостов общей протяженностью 19,6 км и 60 тоннелей общей протяженностью в 102 км. Строительство, согласно представленной программе, должно было завершиться в 2022 году. Предполагается, что объем грузоперевозок по железной дороге маршрутом от станции Гагарин (Гегаркуникская область) до Агарака (Сюникская область) составит 25 млн т в год. Эта дорога, которая на 44 км короче запланированного ранее участка Гавар – Агарак, будет подключена к существующей железнодорожной сети.
Независимые наблюдатели считают, что сделка с этой компанией изначально была сомнительной, если не притворной, так как бывшее правительство не могло не знать, что вся компания "Расиа ФЗЭ" помещалась в одном дипломате. Еще тогда старания специалистов АрмИнфо отыскать ее в реестрах компаний ОАЭ и конкретно Дубая ни к чему не привели, фактически, следов компании нигде не было.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.