С точки зрения Госконтроля, Рийгикогу должен принимать решение о ратификации заключенного ранее Эстонией, Латвией и Литвой соглашения о строительстве Rail Baltica с учетом того, как будет финансироваться этот проект, насколько велика будет доля расходов бюджета, а также того, кто покроет расходы, если они превысят установленную смету. "Анализ Госконтроля показал, что на поставленные выше вопросы о межгосударственном соглашении или о проекте закона о его ратификации однозначных ответов нет", - указывает ведомство.
Госконтроль отмечает, в частности, что до сих пор "неизвестно, насколько большое денежное обязательство уполномочено взять правительство с одобрения Рийгикогу, когда и сколько денег государство планирует потратить на строительство Rail Baltica, из каких источников будут получены необходимые средства и как для Рийгикогу будут обеспечены соответствующие возможности вмешательства в части выполнения соглашения и принятия дальнейших решений о финансировании". Неизвестно и то, "как проект будет финансироваться, если пособие ЕС на проект будет сокращено или стоимость строительства возрастет".
В этой связи Госконтроль посоветовал парламенту разработать дополнительные нормативные акты, которые обязали бы правительство согласовывать превышение сметы расходов на Rail Baltica с Рийгикогу, регулярно информировать парламент о ходе реализации проекта, а также составить программу действий на случай, если доли финансирования Rail Baltica со стороны ЕС все же сократятся.
В апреле международная аудиторская компания Ernst & Young Baltic обнародовала исследование, в котором назвала Rail Baltica экономически состоятельным проектом. Согласно данным исследования, общие затраты на проект Rail Baltica составят 5,8 млрд евро. При этом в Латвии будет потрачено 1,968 млрд евро (национальное софинансирование составит 393 млн евро), в Литве - 2,473 млрд евро (софинансирование - 493 млн евро), в Эстонии - 1,346 млрд евро (софинансирование - 268 млн евро). При этом, утверждают авторы исследования, социально-экономические выгоды от проекта оцениваются в 16,2 млрд евро.
Единая железнодорожная магистраль с европейской колеей (1435 мм) Rail Baltica должна соединить Таллин, Ригу, Каунас (с ответвлением на Вильнюс), Варшаву и Берлин, улучшив сообщение между Центральной и Восточной Европой. В дальнейшем запланировано продолжение маршрута до Венеции. Большую часть финансирования - около 85% - обещает выделить Еврокомиссия.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.