RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
08.02.2016 17:30:51
РЖД-Партнер

Специализированные вагоны – в зоне риска

Отраслевые эксперты считают, что наибольшие риски, связанные с дефицитом подвижного состава на сети, сосредоточены в сегменте специализированных вагонов. Если универсальный парк в будущем может быть пополнен за счет производства инновационных полувагонов (хотя для такого поворота событий и потребуется решить сложнейший вопрос финансовой состоятельности операторов), то в отношении специализированного подвижного состава проблема вряд ли решится таким способом.
 

При определении оптимальной численности вагонного парка участника рынка, в первую очередь грузоотправители и операторы подвижного состава, чьи доходы напрямую зависят от объема вывозимых грузов, продолжают утверждать: допускать дефицита вагонов нельзя. По мнению заместителя генерального директора по техническому развитию – главного инженера АО «ПГК» Сергея Гончарова, здоровый профицит – это нормально. «Для того чтобы понять, является профицит парка хорошей или же плохой тенденцией, можно привести пример из жизни, – отмечает С. Гончаров. – Мы сегодня все рады тому, что в магазине нам есть из чего выбрать, но давайте вспомним те времена, когда такого выбора не было». Другой вопрос – в каком объеме он должен быть.


«Сейчас мы оцениваем профицит парка в 2–3% от имеющегося, не более. По нашему мнению, это нормальный показатель и он должен сохраняться, тем более что списание вагонов будет продолжаться», – считает С. Гончаров.


«Мы рассуждаем о профиците вагонов, но почему-то не говорим о переизбытке вагоностроительных мощностей. Нужны ли такие мощности? Может, сегодня важнее задуматься, каков будет баланс спроса на ближайшие годы, и оттолкнуться от этого? – спрашивает он. – Сегодня нужно определить тот сегмент, который нуждается в преференциях со стороны государства, и поддерживать его, а избыточную часть целесообразно санировать».

Между тем угроза дефицита сосредоточена в сегменте специализированного подвижного состава. По оценкам специалистов ИПЕМ, в течение ближайших 3 лет истечет срок службы у 30 тыс. таких вагонов. При этом в условиях высокой стоимости покупки новой техники и запрета продления сроков службы старой резко возрастает риск ее нехватки и, как результат, невывоза грузов.


Эти опасения разделяют и в ОАО «РЖД». «Динамика поступления и убытия вагонов обуславливает общую тенденцию сокращения рабочего парка», – констатирует начальник Центральной дирекции управления движением Павел Иванов.


По его словам, в случае отсутствия поставок новых вагонов на сеть риски дефицита как минимум нескольких видов подвижного состава неизбежны. Так, по расчетам специалистов РЖД, парк цистерн к 2020 году может сократиться до 225 тыс. ед., что означает возникновение дефицита на уровне 25 тыс. ед. Нехватка нефтебензиновых цистерн может наступить еще раньше, уже в течение 2016-го. К концу года этот парк уменьшится на 9 тыс. ед. (расчетное количество нефтебензиновых цистерн на 31.12 2016 г. при существующих темпах убытия – 213 тыс. ед.), а к концу 2020-го их дефицит может составить 35 тыс. ед. Аналогичная картина ожидается в сегменте цементовозов, где численность потребного и наличного парка уже подошла к уровню в 25 тыс. ед., а к концу 2020 года разрыв может увеличиться до 6 тыс. ед. «Значительная доля вагонов с истекшим сроком службы приходится на транспортеры – это специализированный подвижной состав, который сегодня находится полностью в собственности РЖД. – добавил П. Иванов. – Но при этом мы не испытываем дефицита в этом подвижном составе для обеспечения предъявляемых объемов и не будем испытывать его в ближайшей перспективе».


Эксперты ИПЕМ призывают не принимать поспешных решений, которые могут обернуться дополнительными затратами для государства и грузоотправителей. По словам заместителя генерального директора института Владимира Савчука, чтобы не допустить ситуации с массовым выводом из эксплуатации, 30 тыс. вагонов, находящихся в зоне риска, могут подвергнуться процедуре продления срока службы через модернизацию. Такая мера позволит соблюсти определенный переходный период до ввода нового подвижного состава. Сейчас, по его словам, это касается в первую очередь рефрижераторных вагонов, цементовозов и цистерн. При этом если новый модельный ряд цементовозов уже появился, то некоторые виды цистерн пока попросту нечем заменить и нужно определенное время для того, чтобы эти модели были сертифицированы, поставлены на производство и появились на рынке.


По мнению заместителя директора департамента транспортного и специализированного машиностроения Минпромторга России Всеволода Бабушкина, в условиях профицита универсального подвижного состава предприятиям необходимо расширить номенклатуру своей продукции за счет развития мелкосерийного производства. «В настоящее время в РФ отсутствует производство таких видов подвижного состава, как цистерны для перевозки патоки, неочищенного фосфора, виноматериалов, гептанов, а также рефрижераторы и вагоны-термосы», – подчеркивает он.

Таким образом, регуляторам и участникам рынка придется найти сбалансированное решение проблемы. Тем более что дефицита специализированного подвижного состава избежать можно, если своевременно начать готовить к этому вагоностроителей. Взвешенный пересмотр подходов к ремонту также поможет хотя бы частично загрузить предприятия отрасли. Спасение вагоностроителей – в какой-то мере дело не только государства, но и самих вагоностроителей, которым так или иначе в перспективе придется освоить выпуск именно той продукции, что пользуется наибольшим спросом на рынке.
Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Открыта продажа билетов на новый двухэтажный поезд сообщением Санкт - Петербург - Москва

С 1 февраля по маршруту Санкт - Петербург - Москва начнет курсировать фирменный поезд № 7/8, сформированный из двухэтажных вагонов АО "Федеральная пассажирская компания" (дочернее общество ОАО "РЖД"). 

РЖД-Партнер

В Китае открылся крупнейший в Азии подземный вокзал

В городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун, Южный Китай) открылся крупнейший в Азии подземный железнодорожный вокзал, передает ТАСС

РЖД-Партнер

В Японии из-за школьницы три года не закрывали железнодорожную станцию

В конце марта 2016 года небольшая железнодорожная станция под названием Ками-Сиратаки на северном острове Хоккайдо прекратит свою работу. Три года ее не закрывали всего лишь из-за одной ученицы. Девочка на поезде добиралась до школы и обратно, пишет Российская Газета. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions