RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
09.06.2016 10:52:32
РЖД-Партнер

Спасение операторов – дело рук самих операторов

В Совете операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) одобрили концепцию проекта «Обмен свободным парком», который позволит перевести взаимоотношения операторов на спотовом рынке подвижного состава на единую IT-площадку. Суть идеи, предложенной еще в декабре 2015 года главой группы компаний «Евросиб» Дмитрием Никитиным, сводится к сокращению расходов операторов на порожние рейсы за счет создания единой системы обмена данными по доступным к аренде вагонам (споту). В случае реализации проекта экономия на порожнем пробеге может составить 70–100 млрд руб. в год в масштабах сети.
 

О необходимости сокращения затрат, в том числе на порожний пробег, операторы подвижного состава говорят уже довольно давно, отмечая, что исправить ситуацию сложно при фактическом отсутствии кредитования и существующем уровне ставок. Неоднократно поднимался и вопрос о том, что некоторые операторы в таких условиях работают на уровне ниже себестоимости, а это значит, что они сознательно идут на убытки, тем самым обрушивая рынок. В декабре 2015-го появилось и конкретное предложение – создать электронную систему открытых котировок с возможностью мониторинга ставок. «Наверное, и банкиров бы эта тема заинтересовала, – отмечал тогда Д. Никитин. – Потому что они бы сразу увидели, кто формирует убытки, а потом приходит в банк и требует гарантированных кредитов».

Сама идея торговой площадки для операторов железнодорожного подвижного состава не нова. В частности, 16 мая 2016 года стартовала биржа вагонов RailCommerce, в рамках которой ФГК предложила 10 пилотных пакетов по 100 полувагонов под перевозку строительно-минеральных грузов на различных дорогах. Кроме того, разработка платформы, позволяющей привлечь ближайший вагон через электронные торги, является одной из частей концепции ФАС по организации отраслевого Совета рынка. Одновременно ФАС и ОАО «РЖД» работают над собственной торговой площадкой, на которой должны быть представлены все операторы. Это может стать основой механизма торгов услугой предоставления вагонов.

В целом же участники рынка пока достаточно осторожно относятся к идее введения таких торгов, поскольку не видят возможности справедливого уравнивания ставок на предоставление вагонов в рамках единой платформы. Тем не менее ФАС довольно активно продвигает идею формирования такого механизма на рынке. Например, при одобрении в марте 2016 года сделки по аренде полувагонов собственности «УВЗ-Логистик» Федеральной грузовой компанией антимонопольная служба рекомендовала ОАО «РЖД» размещать на электронных торгах до 50% предложений по перевозкам в полувагонах, а ФГК – не менее 25% предложений по их предоставлению.

Можно сказать, что в целом процесс реализации идеи торговой площадки пока идет достаточно медленно, что объясняется рядом факторов, в том числе спецификой рынка предоставления вагонов и того продукта, который на нем предлагается. Так, в ЗАО «Евросиб» считают, что каждая перевозка является индивидуальной услугой и содержит ряд особенностей, не позволяющих сделать перевозку либо услуги оператора биржевым товаром или предметом иной формы обезличенной торговли, а стоимость перевозки и размер вагонной составляющей значительно варьируются в зависимости от характера перевозки. «К известным аргументам против идеи биржи можно добавить и тот факт, что инициатива создания каких-либо торговых площадок на свободном конкурентом рынке должна исходить от самих участников рынка при наличии такой потребности, а не от государственных органов – так показывает мировая практика», – поясняют в компании.

В начале 2016 года года в рамках НП «СОЖТ» была создана рабочая группа по развитию технологий в сфере оперирования железнодорожным подвижным составом. По словам куратора группы Д. Никитина, сегодня рынку нужны живые идеи, чтобы оптимизировать издержки операторов в условиях низких рыночных ставок, нужна совместная работа операторов над созданием соответствующих IT-решений. В настоящий момент работа группы сосредоточена на поиске решений, позволяющих операторам производить обмен свободным парком без причинения ущерба коммерческим интересам каждого. Предполагается, что они позволят операторам сократить расходы на порожний пробег и выработать стандарты взаимодействия между собой. Ведется создание совместного IT-решения, чтобы оптимизировать расходы на техническое обслуживание подвижного состава. В «Евросибе» отмечают, что на сегодняшний день частота отцепок в ремонт и стоимость услуг существенно увеличились, что свидетельствует о необходимости предпринимать меры в данном направлении.

По словам директора по взаимодействию с органами власти ЗАО «Евросиб» Михаила Иванова, на первом этапе в работе этой площадки будут участвовать только компании – члены СОЖТ. «Это программный продукт, позволяющий производить обмен информацией о не задействованных в перевозках вагонах любых видов», – пояснил М. Иванов. При этом представитель ЗАО «Евросиб» уточнил, что на площадке не планируется регистрировать сделки. «Это не маркетплейс, а, скорее, специализированная доска объявлений, где оператором открывается место дислокации вагонов, их вид и количество, а также сроки их доступности для эксплуатации». По его словам, взаимные расчеты, в том числе в случае попадания вагона в ТОР, операторы будут определять сами. Иначе говоря, единая площадка не претендует на то, чтобы стать публичной биржей вагонов, к ней подключаются только операторы – участники СОЖТ, и система не предполагает проведения аукционов, платы за транзакции и пр.

В числе преимуществ предлагаемой системы указывается возможность быстрого поиска свободных вагонов в определенное время на определенной и близлежащих станциях, улучшение оборачиваемости подвижного состава и приобретение операторами спота как по межоператорским соглашениям, так и у прочих участников рынка в рамках единого стандарта и с помощью оперативного электронного документооборота. Кроме того, предлагаемое IT-решение может интегрироваться с информационной системой оператора, что позволит менеджерам компаний видеть доступность и цену спота на станции погрузки внутри своей ИС. Вход в систему будет простым, и тот, кто не хочет тратиться на интеграцию, сможет воспользоваться только веб-интерфейсом.

Цель создания площадки – экономия на порожнем пробеге. В целом для сети размер сэкономленных средств может достигать 70–100 млрд руб. в год, для операторских компаний экономия может достичь 20% от существующих издержек на порожние пробеги. По словам М. Иванова, предварительные расчеты были выполнены специалистами одного из транспортных университетов на основе данных операторских компаний.

На заседании президиума СОЖТ, которое состоялось 25 мая 2016 года, был принят к сведению доклад куратора рабочей группы по развитию технологий в сфере оперирования железнодорожным подвижным составом Д. Никитина. Президиум одобрил реализацию предложенного проекта «Обмен свободным парком». Как сообщают в партнерстве, в ближайшее время будут проработаны условия и схема реализации проекта и по результатам проработки соответствующая информация будет направлена всем компаниям – членам СОЖТ.

В СОЖТ пояснили, что, используя систему, операторы железнодорожного подвижного состава смогут оперативно обеспечить замену вагонов при их непригодности для перевозки или в других случаях, когда требуется оперативное привлечение дополнительного парка для осуществления перевозки. Основные затраты в оперировании составляют расходы на порожние рейсы. «Создание единой информационной системы обмена данными по доступному для аренды подвижному составу позволит сократить расходы на порожние рейсы и повысить оборачиваемость подвижного состава», – считают в СОЖТ.

Согласно концепции, СОЖТ в случае реализации проекта будет ежемесячно платить разработчику ИТ-платформы абонентскую плату в размере 5 тыс. руб за каждого участника.
В Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» считают, что операторские компании вполне могут взаимодействовать между собой, организовывая обмен порожними вагонами на базе электронной площадки: существующее законодательство этому не препятствует. Что касается эффективности предполагаемого проекта, то в ОАО «РЖД» полагают, что о нем ест смысл говорить как минимум после его апробации. Крупные операторские компании, входящие в состав СОЖТ, пока не комментируют концепцию площадки и ее перспективы. Тем не менее, представитель одной из компаний-операторов в частной беседе отметил, что ОАО «РЖД», имея в своих руках всю полноту информации и о заявках и о вагонах, упускает выгодную возможность поработать вагонным брокером. «Пусть теперь сами операторы реализуют эту схему, ибо она напрашивается сама собой. Хотя базу данных, лежащую в ее основе, придётся делать независимо и чуть ли не вручную при наличии всех необходимых данных в информационной системе ЭТРАН», - пояснил он.

Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Открыта продажа билетов на новый двухэтажный поезд сообщением Санкт - Петербург - Москва

С 1 февраля по маршруту Санкт - Петербург - Москва начнет курсировать фирменный поезд № 7/8, сформированный из двухэтажных вагонов АО "Федеральная пассажирская компания" (дочернее общество ОАО "РЖД"). 

РЖД-Партнер

В Китае открылся крупнейший в Азии подземный вокзал

В городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун, Южный Китай) открылся крупнейший в Азии подземный железнодорожный вокзал, передает ТАСС

РЖД-Партнер

В Японии из-за школьницы три года не закрывали железнодорожную станцию

В конце марта 2016 года небольшая железнодорожная станция под названием Ками-Сиратаки на северном острове Хоккайдо прекратит свою работу. Три года ее не закрывали всего лишь из-за одной ученицы. Девочка на поезде добиралась до школы и обратно, пишет Российская Газета. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions