+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.04.2016 12:00:31
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Снижение тарифов на перевозку угля приведет к выталкиванию с сети высокодоходных грузов

Недавно вице-премьер РФ Аркадий Дворкович поручил транспортной общественности обсудить все "за и против" расширения нижней границы тарифного коридора для грузов 1 тарифного класса, перевозимых на расстояние более 3 тыс. км. ИА РЖД-Партнер публикует точку зрения эксперта по этому вопросу. 

При обсуждении оценки влияния применения понижающих коэффициентов в рамках ценовых пределов для грузов 1 тарифного класса на расстояниях свыше 3 тыс. км необходимо учитывать ряд особенностей существующей тарифной системы. На рис.1 приведены данные о долях важнейших грузов в структуре погрузки и доходов ОАО «РЖД»: угля (1 тарифный класс), нефти и нефтепродуктов (главным образом, 2 класс), строительных грузов (1 класс), цемента (1 класс), руды (1 класс), чёрных металлов (3 класс, кроме чугуна, который отнесен ко 2 классу), зерна (2 класс) и др. 

Как видно из рис.1, соотношение между долями в погрузке и в доходах существенно различается для разных грузов. Так, например, для нефтепродуктов доля в доходах РЖД в 1,7 раза выше доли в погрузке, для чёрных металлов - больше в 1,8 раз. То есть одна погруженная тонна таких грузов 2 и 3 тарифного

класса, как нефть и нефтепродукты, а также черные металлы, приносит перевозчику существенно больше доходов, чем одна тонна грузов в среднем.

При этом по грузам 1 тарифного класса картина противоположная: доля доходов от перевозки угля на 40 %, а строительных грузов - на 61 % меньше их долей в погрузке. То есть грузы 1 тарифного класса приносят в среднем в два раза меньше доходов, чем «средняя» тонна и почти в 3,5 раза меньше, чем тонна грузов 2 и 3 тарифных классов. Так, по итогам 2015 г. доходная ставка по всем грузам 1 класса составляла 426 руб./т, 2 класса – 1010,7 руб./т, 3 класса -- 1427,5 руб./т. Такой разрыв свидетельствует о том, что льготные условия для перевозок грузов 1 тарифного класса уже встроены в действующую на сети железных дорог тарифную систему, то есть в Прейскурант № 10-01.

На рис.2. приведены средние доходные ставки РЖД (в руб. на тонну) от перевозки некоторых важнейших грузов.

Этот рисунок более наглядно демонстрирует вклад каждого из приведённых грузов в итоговый финансовый результат работы ОАО «РЖД». Причём если рассматривать доходность в расчёте не на погруженную и перевезённую тонну, а на тонно-километр, то, учитывая высокую дальность перевозки угля (около 2530 км против средней дальности по всем грузам в 1735 км), разрыв уровня доходности от перевозок угля и остальных грузов будет ещё больше.

Таким образом, при обсуждении и принятии решений о возможности расширения нижней границы тарифного коридора для грузов 1 тарифного класса, необходимо иметь в виду, что существующий тариф и без таких решений является льготным.

Необходимо также учитывать, что соотношение между объёмами перевозок грузов различных классов, существовавшее во время разработки Прейскуранта №

10-01 существенно отличается от нынешнего, а величина перекрёстного субсидирования между грузами различных классов закладывалась, исходя, в том числе, и из этого соотношения.

Обсуждаемое в настоящее время решение, которое касается грузов 1 тарифного класса при перевозке на расстояние более 3000 км, очевидно, нацелено в основном на уголь, поскольку именно на него приходится около 80% объема перевозок всех грузов 1 класса, транспортируемых на такие расстояния. Так, из рис. 3 видно, что доля угля в структуре погрузки российских железных дорог составляла в 1991 г. 17,4 % (в границах РСФСР), а по итогам 2015 г. она составила уже 26,6 %.

За этот период – с 1991 по 2015 гг. изменились доли многих грузов в общей структуре погрузки. Например, доля нефти и нефтепродуктов выросла с 12,0 до 20,7 %, а доля строительных, наоборот, уменьшилась с 23,8 до 10,8 %. Поэтому практически все соотношения между грузами, заложенные в основу Прейскуранта № 10-01, уже устарели. Впрочем, необходимо отметить, что часть этих изменений происходила внутри тарифных классов: так, на смену ушедшим строительным грузам пришёл уголь, и оба груза относятся к 1 классу.

В контексте заданной темы важно отметить то, что применительно к перевозкам угля, с одной стороны, предлагается снизить величину тарифа, а с другой стороны, доля рынка, на которую распространяется это снижение, увеличивается.

На мой взгляд, подобное наложение двух однонаправленных факторов в сумме усиливает негативное воздействие на финансовые показатели деятельности ОАО «РЖД». Кроме того, снижение тарифов на грузы 1 тарифного класса с

высокой вероятностью будет сопровождаться ростом тарифной нагрузки на грузоотправителей 2 и 3 тарифных классов, которые и без того являются основными источниками доходов РЖД. И в этом случае перевозчик будет загонять себя в замкнутый порочный круг: уход с железной дороги высокодоходных грузов с более высокой эластичностью спроса будет снижать выручку, а это снижение, в свою очередь, потребует нового повышения тарифов, которое снова будет выталкивать с сети тонны высокодоходных грузов, замещаемых тоннами низкодоходных грузов.

Фарид Хусаинов,

заместитель председателя НП ОЖдПС,

к.э.н., доцент РОАТ МИИТ

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions