+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.10.2016 16:00:00
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Проблемы с отгрузкой угля из Кузбасса хотят решить за счет уменьшения простоя вагонов

Проблемы с транспортировкой угля из Кемеровской области предложили решить за счет более раннего согласования по объемам отгрузки, а также развития железнодорожной инфраструктуры и уменьшения времени простоя вагонов с учетом того, что их парк сокращается из-за списания. Об этом заявили сегодня участники межведомственного совещания с участием администрации региона, РЖД, угольных компаний и операторов подвижного состава. Об этом сообщает ТАСС.
Остатки угля на складах в Кузбассе составляют 16 млн тонн (при норме 9 млн). Такая ситуация возникла впервые с октября 2013 года. Как сообщил и.о. первого замгубернатора Александр Данильченко, "в этой ситуации предприятия останавливают обогатительные фабрики и снижают добычу". "Заявки кузбасских компаний составляют порядка 9,5 тысяч вагонов в сутки, акты согласовываются меньше: например, в октябре согласованы 9 тысяч 76 вагонов, план же установлен на уровне 8 тысяч 53 полувагона", - сказал он.
Это приводит к срыву сроков поставки угля по контрактам и штрафам в адреса кузбасских компаний. "Некоторые компании по этой причине со стороны портовиков были оштрафованы на 1 млн долларов в сентябре. Основная причина невыполнения планов - дефицит вагонов по крупнейшим операторским компаниям", - добавил он.
По данным собеседника агентства, в сентябре выполнение плана отгрузки компаниями составлял от 60 до 85%. "Точнее - просто провалили план", - отметил он.
По словам замгендиректора "СУЭК-Кузбасс" Ильи Ястребова, рост угля на складах компании стал наблюдаться с начала года. По его данным, на 1 января было 1,8 млн тонн, а на текущий период - почти в три раза больше, причем основной прирост пришелся на сентябрь. "Мы озабочены, что в сентябре недогрузили порядка 500 тыс. тонн, из них 328 тыс. - на экспорт", - сказал он, уточнив, что компания работает с пятью операторами. "Более 5 тыс. вагонов мы недополучили", - добавил Ястребов.
"СУЭК-Кузбасс" ежемесячно 30% угля вывозит автотранспортом по технологическим дорогам. "На проектирование и строительство дорог мы в этом году затратили 315 млн рублей, а в 2017 - порядка 90 млн", - добавил он. В числе предложений СУЭКа - более ранее согласование заявок на перевозки. "Мы в сентябре и августе получали план 31-го, а то и 1-го числа <…> Предложение - согласовывать план перевозок до 25 числа", - добавил Ястребов.
Эту идею поддержала и "Кузбасская топливная компания" (КТК). "Если я получаю утвержденный план 1-го числа, то я даже не знаю, какие корабли заказывать и в какой порт. Кто там со мной на западе и на востоке будет работать, если я ему срываю поставки? Да никто", - сказал президент КТК Игорь Прокудин.
В то же время, как отметил гендиректор компании "Стройсервис" Дмитрий Николаев, для угольщиков остается непонятным механизм распределения между компаниями объемов вывоза угля. "Мы вкладывали миллиарды рублей по соглашению по техническим условиям в развитие железнодорожной инфраструктуры. У нас объемы подтверждает порт, мы все обязательства перед железной дорогой выполнили. Потом как- то кулуарно, извиняюсь, происходит распределение объемов", - пояснил он.
По данным Николаева, "Стройсервис" снизил поставки по объемам на восток на 12%, по черноморским портам - на 32%. Кроме того, по его мнению, распределение объемов должно учитывать в том числе вклад угольной компании в развитие железнодорожной инфраструктуры. "Многие коллеги также вложили миллиарды рублей в развитие ж/д инфраструктуры, но есть такие, кто и ржавого гвоздя не забил. Поэтому какой-то принцип подхода публичный должен быть", - добавил он.
Аналогичную позицию высказал и Прокудин, отметив, что КТК провела масштабную реконструкцию станции Уба. "Мне было гарантировано: построй - и план будет приниматься на 100%. Более 100 млн долларов вложили <…> Так не должно быть, мы же взяли кредиты, мы же возим уголь не только собственный компании, но и других, поэтому здесь кто сделал такую технологию (вложился в инфраструктуру - прим. ТАСС) - базакцептное принятие планов. Поэтому подходы должны быть - кто вложился, тот и должен получать", - считает он.
Также Прокудин предложили вернуться к подписанию соглашений, по которым с 2000 года в регионе компании брали на себя обязательства по развитию железнодорожной инфраструктуры. Последние пять лет такие соглашения не подписываются, при этом появляются новые предприятия и "произошло торможение". "Появились узкие места, которые надо развязывать совместно. Причем сейчас самое уникальное время, то есть пока цена угля идет вверх", - сказал он.
Одной из проблем с отгрузкой угля стал дефицит вагонного парка. Как пояснил президент холдинга "Сибирский деловой союз" (СДС) Михаил Федяев, начавшееся в прошлом и этом году списание вагонов "не увязано с их строительством". "Надо или срок продлить, или, может быть, четко увязать списание с их строительством", - предложил Федяев. Однако, по его мнению, по предлагаемым банковским ставкам в 15-18% выпускать вагоны невозможно, особенно учитывая, что с весны более чем на 40% подорожал металл, составляющий 80% в их стоимости.
О нехватке вагонов заявили и представители компаний- операторов. Так, по словам первого замгендиректора "Федеральной грузовой компании" (ФГК) Виктора Вороновича, за шесть лет, когда оператора выделили из состава РЖД, из 123 тыс. вагонов из-за списания потеряли половину парка. ФГК заказала 4 тыс. вагонов у "Уралвагонзавода", и половину рассчитывают в этом году получить. "Учитывая запасы угля на складах, мы сделаем своим приоритетом ЗСЖД. Но это будет сделано за счет снятия с других дорог 30 тыс. вагонов, в том числе с угольщиков Красноярского и Забайкальского краев, Дальнего Востока, щебеночников Урала", - рассказал он.
В свою очередь, начальник департамента угля и металлургии "Первой грузовой компании" (ПГК) Александр Свешников добавил, что за два года парк сократился со 112 тыс. вагонов - до 52 тыс. Среди причин "почему не доехали" вагоны в сентябре по дальневосточному направлению он также назвал прошедшие там тайфуны. "Там была существенная задержка по выгрузке, и эти вагоны просто не успела вернуться", - пояснил Свешников.
В то же время он обратил внимание, что кузбасские угольщики не все погрузки осуществляются в срок, на эту же проблему указали и представители РЖД. "Сегодня на ряде крупных предприятий Кузбасса оборот порожнего вагона и в целом оборот на путях необщего пользования завышен на полсуток. Более 6 тыс. вагонов простаивает без грузовых операций более суток, свыше тысячи - 3 до 10 суток. Такое использовании полувагонов приводит к так называемому дефициту парка", - сказал и.о. начальника Западно-Сибирской дирекции управления движением Юрий Чуркин
Другой причиной невыполнения плановых объемов отгрузки называется также увеличение добычи угля - "плюсом 11 млн тонн" по сравнению с аналогичным периодом 2015. Однако, как добавил начальник ЗСЖД Анатолий Регер, свою роль в усугублении ситуации с вагонами в августе сыграли и операторы собственного подвижного состава, которые "бросили Кузбасс", "когда появилась цена (более выгодная - прим. ТАСС) на другие виды перевозок".
Между тем, по оценкам вице-президента РЖД - начальника Центральной дирекции управления движением Павла Иванова, "сегодня ситуация в Кузбассе не кажется такой критичной, как было это в 2009 и 2010 годах". Он также предложил ввести более жесткую финансовую ответственность для каждой стороны за невыполнение обязательств по погрузке и транспортировке угля. По итогам совещания было принято создать рабочую группу, которая проработает все предложения.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions