RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
17.02.2016 11:56:18
РЖД-Партнер

Отсрочка по праздникам и без

В начале февраля 2016 года руководитель НП ОЖдПС Андрей Соболев обратился к президенту ОАО «РЖД» Олегу Белозёрову с просьбой рассмотреть возможность отсрочки оплаты тарифа на перевозку для небольших грузоотправителей. Среди основных аргументов в пользу такого шага – наращивание грузовой базы перевозчика и укрепление его конкурентоспособности. 

Судя по всему, введение в действие платежной системы «Платон» на автомобильном транспорте пока не привело к росту грузовой базы на сети железных дорог. Поэтому в условиях жесткой конкуренции железнодорожникам полезно продолжать изучать опыт взаимодействия автомобилистов с клиентурой, который показывает, что предоставление отсрочек платежей за перевозку груза на срок от 30 до 60 суток получило широкое распространение. Порой благодаря именно этому бонусу грузоотправителю становится выгодным сотрудничество с автотранспортом – даже в том случае, когда стоимость доставки превышает тариф ОАО «РЖД». Такой выбор легко объясним: при отсрочке платежа грузовладельцу, реализующему товар на условиях постоплаты, не нужно отвлекать оборотные или заемные средства на организацию перевозки, ведь ее стоимость порой достигает 40% цены продукта, а то и более. Лояльная политика взаиморасчетов особенно привлекательна для компаний с ярко выраженным сезонным циклом продаж. В преддверии пикового спроса все средства грузоотправителя вкладываются в товар. Возможность перевезти и продать его сегодня, а заплатить за доставку завтра зачастую оказывается решающим фактором при выборе перевозчика.

Грузоотправителям в кризис не хватает оборотных средств, и это сказывается на рынке перевозок. Он трансформируется, что наиболее заметно в сегменте низкодоходных грузов. Например, небольшие щебеночные карьеры, арендуя порожние вагоны у операторских компаний, перевозку отдают транспортно-логистическим предприятиям, аккумулирующим грузы нескольких заказчиков и имеющим средства на предоплату тарифа. По этой же причине – из-за нехватки оборотных средств – грузоотправители зачастую обращаются не напрямую к перевозчику, а к экспедиторам, готовым их кредитовать путем отсрочки. Операторские компании также в большинстве случаев взимают плату за предоставление подвижного состава либо по окончании перевозки, либо в течение 30–60 дней с момента раскредитования перевозочных документов. Словом, рынок в действии: все крутятся как могут.

Председатель НП ОЖдПС Андрей Соболев считает, что в сложившейся ситуации ОАО «РЖД» могло бы предоставлять клиентам отсрочки в оплате провозных платежей на срок от месяца до двух при предъявлении банковской гарантии. Однако такая мера блокируется внутренним регламентом холдинга. Так, распоряжение ОАО «РЖД» № 193 от 03.08.2011 г. «Порядок работы с банковскими гарантиями в обеспечении оплаты за грузовые перевозки и критерии определения плательщиков при применении банковской гарантии» предусматривает возможность предоставления отсрочки только тем клиентам, ежемесячный объем перевозок которых достигает 30 млн руб.

В НП ОЖдПС отмечают, что у подавляющего большинства грузоотправителей данный показатель до указанного потолка недотягивает и им проще перевести грузопотоки на автотранспорт, где отсрочка оплаты является повседневной практикой. «Локальные акты ОАО

«РЖД», создающие преимущества одним клиентам перед другими в части расчетов за перевозку с предоставлением отсрочек, нарушают нормы антимонопольного законодательства, – полагает А.Соболев. – Разрешение работать по банковским гарантиям всем грузоотправителям не только облегчит их взаимодействие с перевозчиком, но и частично выравняет конкурентные позиции железнодорожного и автомобильного транспорта. При этом финансовые интересы ОАО «РЖД» не пострадают». Есть и конкретное предложение – ликвидировать имущественный ценз грузоотправителей при отсрочке платежа.

Что думают по этому поводу эксперты? По мнению независимого эксперта Леонида Мазо, перевозчик в перспективе вполне мог бы использовать такой привлекательный инструмент, как отсрочка платежей, но главным критерием для его введения должна служить надежность клиента. «На автотранспорте к заказчику подходят гибко: в случае предоплаты он может получить небольшую скидку, а при задержке платежа будет оштрафован, а то и вычеркнут из списка партнеров», – отмечает Л.Мазо. Директор по управлению цепями поставок O'STIN Дмитрий Мальцев (O'STIN как типичный представитель ритейла при доставках пользуется в основном автотранспортом) считает, что лояльные условия взаиморасчетов можно предоставлять клиентам не с первого дня, а, например, после полугода совместной работы. «На железной дороге тоже можно снижать тариф при предоплате: заплатил заранее за определенный объем перевозок – получил гарантированную скидку», – предлагает он.

Кстати, на сети РЖД перевозка под гарантийное письмо несколько лет назад уже применялась. Правда, объяснялось это объективными обстоятельствами – не работающими в новогодние каникулы банками. В связи с этим весьма любопытно: решится ли перевозчик на то, чтобы продолжить и развить подобную практику не только ради праздника, но и в будни?

Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Открыта продажа билетов на новый двухэтажный поезд сообщением Санкт - Петербург - Москва

С 1 февраля по маршруту Санкт - Петербург - Москва начнет курсировать фирменный поезд № 7/8, сформированный из двухэтажных вагонов АО "Федеральная пассажирская компания" (дочернее общество ОАО "РЖД"). 

РЖД-Партнер

В Китае открылся крупнейший в Азии подземный вокзал

В городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун, Южный Китай) открылся крупнейший в Азии подземный железнодорожный вокзал, передает ТАСС

РЖД-Партнер

В Японии из-за школьницы три года не закрывали железнодорожную станцию

В конце марта 2016 года небольшая железнодорожная станция под названием Ками-Сиратаки на северном острове Хоккайдо прекратит свою работу. Три года ее не закрывали всего лишь из-за одной ученицы. Девочка на поезде добиралась до школы и обратно, пишет Российская Газета. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. В правительство РФ поступило предложение от операторов выработать схему транспортного баланса на рынке нефти и нефтепродуктов на среднесрочную перспективу. Позволит ли это скорректировать инвестиции в железнодорожную инфраструктуру для обеспечения перевозок данной номенклатуры?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions