RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
05.07.2016 13:40:41
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в июне 2016 года

По данным ОАО «РЖД», в июне 2016-го на сети было погружено 101,3 млн т грузов, что на 4,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Примечательно, что на этот раз положительная динамика погрузки была зарегистрирована не только по низко- и среднеходным номенклатурам, но и по ряду высокодоходных грузов, включая сборные и грузы в контейнерах.
 

Оживление в высокодоходном сегменте

По данным ЦФТО – филиала ОАО «РЖД», в июне 2016 года на сети погружено 101,3 млн т грузов, что на 4,2% больше, чем за аналогичный период 2015 года. При этом погрузка во внутрироссийском сообщении увеличилась на 2,7 млн т (+4,3% к июню 2015 г.), на экспорт – на 1,4 млн т (+4,1%). План грузовой работы в июне был превышен на 1,3 млн т, или на 1,3%.

Судя по данным РЖД, в целом положительная динамика грузовой работы в июне 2016 года была достигнута в основном за счет увеличения объемов погрузки каменного угля – до 25,6 млн т (+5,9% к июню 2015 г.), строительных грузов – до 13,8 млн т (+19,2%), железной и марганцевой руды – до 9,2 млн т (+5,8%), лесных грузов – до 3,6 млн т (+11%) и металлолома – до 1,7 млн т (+24,6%). При этом перевозки нефти и нефтеналивных грузов снизились до 18,7 млн т (-6,5%), зерна – до 0,8 млн т (-23,8%). Погрузка черных металлов (5,7 млн т, +0,2%), а также химических и минеральных удобрений (4,1 млн т, +1%) практически сохранилась на уровне июня прошлого года. Нельзя не отметить, что при сохранении превалирования объемов погрузки низкодоходных грузов над остальными ряд высокодоходных номенклатур показали заметный рост. В частности, позитивная динамика отмечена в сегменте сборных (0,4 млн т, +2,6%) и контейнерных (2,1 млн т, +14,1%) грузов. Для сравнения – по обеим номенклатурам еще в апреле 2016 года наблюдался негативный тренд, например, снижение в сегменте грузов в контейнерах достигало 17%.

Уголь и стройгрузы сохраняют рост

По данным ОАО «РЖД», объемы погрузки строительных грузов в июне 2016-го достигли 13,8 млн т, что на 19,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, перевыполнение плана по стройгрузам составило 243,1 тыс. т, или +1,8%. При этом если позитивная динамика в сегменте погрузки угля отмечается достаточно давно, то рост погрузки стройгрузов (после двухлетнего падения) начался сравнительно недавно (в октябре 2015 года) и сохраняется по сей день.

По мнению исполнительного директора НП «Национальное партнерство ассоциаций и союзов предприятий промышленности строительных материалов» Владимира Сергеева, положительная динамика грузовой работы на сети в сегменте стройгрузов обусловлена рядом причин. «Первая и, наверное, главная – это лицензирование импорта щебня, который составлял значительную долю в поставках этой продукции потребителям в РФ – до 26 млн т ежегодно, – поясняет В. Сергеев. – По итогам прошлого года импорт сократился до 10 млн т, соответственно, высвободившиеся объемы потребления были заняты российскими производителями». Вторая причина, по его словам, заключается в том, что в конце прошлого и начале нынешнего года рынок стройгрузов вернулся к такой форме работы, как зимний завоз щебня. «В результате темпы роста погрузки этой продукции в первые 4 месяца 2016-го, по оценкам ИПЕМ, в 25 раз опережали среднесетевые темпы роста погрузки всех грузов на сети ОАО «РЖД», – отмечает В. Сергеев. Кроме того, эксперт указывает и третью причину увеличения погрузки стройгрузов. «Она сводится к тому, что, несмотря на трудный период в экономике России, продолжается реализация целого ряда крупных инфраструктурных проектов, таких как Керченский мост, Новая Москва, дорожные проекты в Северо-Западном, Центральном, Уральском и других федеральных округах», – говорит В. Сергеев.

Лом неожиданно вырос

В июне 2016 года погрузка лома черных металлов выросла на 24,6% по сравнению с июнем 2015-го и достигла 1,7 млн т. При этом был перевыполнен план погрузки по данной номенклатуре (на 254 тыс. т, или +17,5%), Напомним, что до июня рост погрузки в этом сегменте регистрировался лишь в мае 2016 года, когда на сети было погружено 1,5 млн т металлолома (+16,4% к маю 2015 г.). Ранее, в апреле 2016-го, погрузка лома составила 1,4 млн т (-10,4%), а в марте – 1,1 млн т, и снижение было еще более выраженным – до 16,9%.

По мнению генерального директора ООО «Вторчермет-Находка» Артура Нурмухамедова, положительная динамика в сегменте перевозки лома по железной дороге наметилась, скорее всего, благодаря возврату части грузопотоков с автомобильного транспорта на железнодорожный. «Разница между ценой перевозки лома черных металлов по железной дороге и по шоссе зависит от конкретных условий доставки, и в ряде случаев транспортировка автомобилями обходится грузоотправителю даже дешевле, – считает он. – Однако в настоящих условиях изменение логистики перевозок отправителями вполне могло вылиться в перевод части грузопотока на рельсы». Напомним, что ранее эксперты указывали, что переход лома на автотранспорт связан не только с дороговизной железнодорожных перевозок, но и со скоростью доставки. «Не секрет, что порой средняя скорость передвижения вагона не превышает десятка километров в сутки, – отмечал в недавнем прошлом Михаил Родионов, глава аналитического отдела НП НСРО «Руслом.ком». – Кроме того, на железной дороге отсутствует возможность в течение дня без предварительных заявок, согласований и т. п. найти подвижной состав, загрузить его и отправить грузополучателю, причем не на ближайшую станцию, а прямо на склад или в цех».

Удобрения и черные металлы: возможна стагнация

В июне 2016 года на сети РЖД было погружено 4,1 млн т минеральных и химических удобрений, что на 1% выше результата, зарегистрированного в июне 2015-го. Напомним, что в мае 2016 года погрузка по сравнению с маем 2015-го незначительно снизилась – на 0,5%, до 4,21 млн т, при этом в период с января по апрель 2016 года рост в сегменте погрузки удобрений сохранялся в диапазоне 3,5–5,7% (4,3–4,7 млн т ежемесячно). Как признал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров на 84-й конференции Международной ассоциации производителей удобрений (IFA), сегодня отрасль находится под давлением ряда факторов, тормозящих ее развитие. «Прежде всего они связаны с охлаждением мирового рынка», – отметил Д. Мантуров. По мнению участников отрасли, в настоящих условиях основная проблема производителей минудобрений заключается в том, что они располагают ограниченным числом вариантов снижения себестоимости цепочек поставок. «Ввиду крупнотоннажного характера всех наших производств, а также из-за того, что перевозки осуществляются преимущественно на дальние расстояния, автотранспорт не может массово использоваться для нашей отрасли», – отмечает директор ООО «Уралхим-Транс» Всеволод Ковшов.

Кроме того, эксперты ссылаются на рост ставок на предоставление полувагонов. По данным портала «Промышленные грузы», стоимость суточной аренды выросла с 400–450 руб. в январе 2016-го до 550–600 руб. к настоящему времени. «Полагаю, что в II полугодии мы увидим ставки и в 700–800 руб./сут. Эта негативная тенденция увеличивает транспортные расходы всех грузовладельцев», – считает В. Ковшов. Что касается ставок на минераловозы, то, по словам участников рынка, здесь ситуация остается стабильной – на уровне прошлого года. При этом парк минераловозов стал пополняться за счет новых хопперов повышенной грузоподъемности, а также ставших излишними цементовозов лишь недавно. В частности, в ПАО «Уралкалий» заключили контракт на поставку 400 ед. такого подвижного состава.

Нефть и нефтепродукты: нисходящий тренд сохраняется

Погрузка нефти и нефтепродуктов в июне 2016 года составила 18,7 млн т, что на 6,5% ниже результата июня 2015-го. Таким образом, установившийся тренд на снижение погрузки в этом сегменте в настоящее время сохраняется. При этом план грузовой работы перевозчика на июнь 2016 года в сегменте нефтеналивных грузов был перевыполнен на 236,6 тыс. т, или на 1,3%.

Эксперты ИПЕМ указывают, что в период с 2010 по 2015 год объем перевозки нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом снизился незначительно (-2%), в то же время объемы перевозки сырой нефти за аналогичный период сократились на 54,5% из-за перехода данного груза на трубопроводный транспорт. «Стоимость транспортировки сырой нефти железнодорожным транспортом выше, чем трубопроводным, – констатирует заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук. – Так, при перевозке сырой нефти из Уральского федерального округа в порты Северо-Запада железнодорожным транспортом ее стоимость примерно в 2 раза выше цены доставки трубопроводным. Например, при перевозке нефти из Тюмени в порт Усть-Луга стоимость транспортировки 1 т на железнодорожном транспорте составит 2993 руб., а трубопроводным – 1697 руб.».

В ИПЕМ также отмечают, что в перспективе при реализации проектов строительства трубопроводов с железнодорожного транспорта переключится свыше 20 млн т нефтяных грузов, а потери в доходах ОАО «РЖД» составят более 25 млрд руб. ежегодно. «При этом железнодорожный транспорт теряет не только нефтяные грузы, перевозимые маршрутными отправками, которые переключаются на трубопроводный транспорт, – отмечает В. Савчук, – но и грузы, перевозимые повагонными отправками, которые уходят на автомобильный транспорт». По мнению эксперта, для частичной компенсации уходящих объемов перевозок в долгосрочной перспективе целесообразно развивать сервисы и оптимизировать тарифную политику по перевозке нефтепродуктов и химических грузов в танк-контейнерах.

Зерно упало впервые за полгода

В июне 2016 года погрузка зерна по сети РЖД составила 780,1 тыс. т, сократившись на 23,8% по сравнению с июнем 2015-го. Отрицательная динамика зафиксирована впервые с января 2016 года (тогда снижение составило 16,2%). С февраля по май погрузка зерна находилась в положительной зоне (+18,4% в феврале, +22,6% в марте, +33,9% в апреле и +6,1% в мае). Всего за I полугодие 2016-го погружено 8,4 млн т, что на 7,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В сравнении с планом в июне 2016 года отставание в погрузке зерна на сети составило 7,8%, всего железнодорожники недосчитались почти 66 тыс. т. При этом большинство дорог не только справились с планом, но и перевыполнили его. Больше всего (+58,8 тыс. т к плану) погрузили на Южно-Уральской железной дороге. Однако на шести дорогах было допущено отставание от плана. Например, на МЖД оно достигло 16,6 тыс. т, на ПривЖД и ЮВЖД – 16,4 тыс. т и 149 тыс. т соответственно.

30 июня завершился очередной сельскохозяйственный год. По оперативным данным Федеральной таможенной службы, экспорт российского зерна по завершении периода составил около 33,8 млн т, что на 10,8% больше, чем годом ранее (30,5 млн т). В последнюю неделю июня цены на пшеницу на мировых рынках снижались. Для поддержания цен на внутреннем рынке Минсельхоз, как ожидается, проведет зерновые интервенции в августе – сентябре. Закупки могут составить около 2 млн т.

Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Открыта продажа билетов на новый двухэтажный поезд сообщением Санкт - Петербург - Москва

С 1 февраля по маршруту Санкт - Петербург - Москва начнет курсировать фирменный поезд № 7/8, сформированный из двухэтажных вагонов АО "Федеральная пассажирская компания" (дочернее общество ОАО "РЖД"). 

РЖД-Партнер

В Китае открылся крупнейший в Азии подземный вокзал

В городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун, Южный Китай) открылся крупнейший в Азии подземный железнодорожный вокзал, передает ТАСС

РЖД-Партнер

В Японии из-за школьницы три года не закрывали железнодорожную станцию

В конце марта 2016 года небольшая железнодорожная станция под названием Ками-Сиратаки на северном острове Хоккайдо прекратит свою работу. Три года ее не закрывали всего лишь из-за одной ученицы. Девочка на поезде добиралась до школы и обратно, пишет Российская Газета. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру