Так, по итогам 2016 года оборот вагонов на железных дорогах РФ оставлял 15,74 суток, 2017-го – 15,06 суток, января – сентября 2018-го – 15,23 суток.
Важно отметить, что вагонов физически хватает, а вот функционально – нет. К примеру, если рассматривать одно из наиболее востребованных направлений – на Дальний Восток. Фактически идет один сплошной грузовой состав. В силу такой напряженности малейший сбой (к примеру, погода) и порт прекращает принимать грузы, приводит к парализации движения.
Кроме того, нужно учитывать ажиотажный спрос, который стимулирует закупку парка, даже несмотря на высокие цены. Проблема усугубляется тем, что новые вагоны поступают на сеть и выстраиваются в очередь.
Ранее
издание уделило проблеме оборота особое внимание. В частности, сообщалось, что ОАО «РЖД» пытается решить проблему, предлагая ужесточить условия перевозок: резко поднять штрафы для тех, кто занимает пути или задерживает вагоны под выгрузкой-погрузкой, а парк, который стоит дольше недели, использовать принудительно через электронные торги. Эксперты называют идеи ОАО «РЖД» радикальными, но признают, что уже в течение полугода ситуация может стать критической.
На днях заместитель гендиректора ОАО «РЖД» Алексей Шило написал главе Союза операторов железнодорожного транспорта Алексею Дружинину письмо, в котором утверждает, что угольщики, щебеночники и аграрии жалуются на нехватку вагонов. При этом в октябре – декабре прошлого года значительная (по мнению ОАО «РЖД». –
Прим. «Ъ») часть парка была размещена операторами на путях и под погрузку не использовалась. Замедление оборота на фоне большого количества вагонов на сети влечет риск дефицита парка, отмечает А. Шило, может стать препятствием для вывоза продукции и увеличить ее стоимость из-за роста ставок операторов.
Для решения проблемы в ОАО РЖД предлагают, во-первых, повысить плату за нахождение порожних вагонов на путях общего пользования вне перевозки. Сегодня она составляет до 226 руб. в сутки (но через 3 дня простоя может вырасти в 5 раз). Как рассказал источник, знакомый с ситуацией, потолок платы может быть поднят до уровня ставки операторов (средняя ставка, по расчетам ИПЕМ, по полувагонам в 2018 г. составляла 2,25 тыс. руб. в сутки). Во-вторых, поддержать законопроект Минтранса, вводящий ответственность грузоотправителей и получателей за задержку на путях чужих вагонов.
Минтранс предлагал штраф в 10 раз выше указанного в уставе железнодорожного транспорта, или 374 тыс. руб. за вагон в сутки.
В-третьих, ввести механизм принудительного привлечения к перевозкам простаивающих более недели вагонов через электронную торговую площадку ОАО «РЖД».
Обсудить все эти предложения в ОАО «РЖД» намерены до конца января.
Одной из причин проблем в отрасли называется дефицит запчастей в связи с заградительными пошлинами и вытеснением с рынка украинского «Интерпайпа» при нехватке поставок со стороны российских ОМК и Evraz.
Идеи РЖД ряд экспертов считает жесткими и асимметричными.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.