RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
08.06.2016 12:29:04
РЖД-Партнер

Новые поезда для ВСМ Москва – Казань предложат в Китае

В Китае разрабатывают новое поколение высокоскоростных поездов, способных достигать скорости 450 км/ч и использовать как узкую (китайскую), так и широкую (российскую) колею. 

Проекты и патенты из Поднебесной

Как сообщал профессор Пекинского университета «Цзяотун» Цзя Лиминь, создание сети железных дорог для высокоскоростных поездов в Китае началось в 2004 году. Сперва поезда закупали за границей. Однако уже через несколько лет благодаря технологической кооперации и договорам по локализации технологий китайские инженеры смогли создать собственный подвижной состав для ВСМ.

«Теперь в КНР свои патенты, так что нам не нужно полагаться на иностранные компании в ключевых областях. Это касается разработок двигателей, бортовых коммуникаций и систем обеспечение безопасности. Создан специальный отдел инноваций, основная задача которого – быстро внедрять в производство открытия ученых».

Как уточнил заместитель руководителя проекта Китайской инженерной железнодорожной корпорации Эр Юань (CREEC) Ху Цзиньтао, новый поезд создается на основе модели CRH380A. Это разработка компании China South Locomotive & Rolling Stock Corporation Limited (CSR), рассчитанная на скорость движения 350 км/ч. На опытном полигоне состав из 16 вагонов на короткое время удалось разогнать до 486,1 км/ч.

Корпорация Kawasaki Heavy Industries предполагает, что дизайн этого поезда был взят с японского поезда «Синкансен» без предварительного договора.

Правда, по оценкам экспертов, постоянно держать подобную скорость CRH380A не может из-за слишком быстрого нагрева некоторых его конструкций и рисков, возникающих из-за перегрузок в работе оборудования. Поэтому реальная скорость движения поездов на маршрутах ВСМ, связывающих ряд китайских городов с Шанхаем, ниже заявленной. И лишь на отдельных участках поезд разгоняется до расчетного уровня.

В ход пойдут двойные стандарты – российские и китайские

Как утверждает Ху Цзиньтао, новая модификация создается под параметры, близкие к ВСМ Москва – Казань в соответствии с особенностями организации движения поездов на сети РЖД и предполагаемыми условиями эксплуатации российской ВСМ, в том числе – требованиями по климатическим условиям и с учетом объемов прогнозируемых пассажиропотоков. Таким образом, вместе с поездом в Китае смогут представить и рекомендуемые параметры подвижного состава. С учетом пожеланий российской стороны, расчетная скорость нового поезда составит 400 км/ч. На испытаниях модель смогла выдержать, по данным китайских специалистов, режим на уровне 440 км/ч.

У поезда будут также разработаны в рамках плана на 2016–2020 гг. тележки, способные переходить с широкой колеи на узкую. И вообще предполагается, что поезд с самого начала будет сертифицирован под два стандарта – российский и китайский. Таким образом, проект изначально учитывает возможность дальнейшее продления магистрали Москва – Казань до границы с Китаем, и дальнейшая доработка для работы в границах двух железных дорог не потребуется.

СREEC занимается не только разработками инновационного подвижного состава, но и проводит изыскательские, проектные и консультационные работы,

связанные с развитием сети железных дорог КНР общего пользования, протяженность которых в Поднебесной составляет более 30 тыс. км, и ВСМ, длина которых – соответственно более 8 тыс. км. В России СREEC уже создал свой филиал, уточнил Ху Цзиньтао.

По его словам, китайская корпорация готова предложить России также оптимизацию и усовершенствование конструкции безбалластного верхнего строения пути типа CRTS III (третьего типа), которая прошла испытания в северо-восточном районе Китая, где климат похож на российский.

Магистраль весом в 1 трлн рублей

Как заявил первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин, Китай может предоставить 400 млрд руб. на проект создания ВСМ Москва – Казань в виде займа на 20 лет. Сейчас предстоит уточнить, каким образом Россия готова подтвердить свои обязательства. Для этого, по-видимому, потребуется проект на основе концессии.

Общая стоимость строительства такой магистрали превышает 1 трлн руб. Если участок ВСМ Москва – Казань в будущем станет частью трассы Москва – Пекин, то стоимость строительства увеличится до 7 трлн руб. В Китае проект рассматривается как часть нового шелкового пути, который свяжет Китай с рынками Европы и Ближнего Востока. Предполагается, что такой проект также должен быть реализован в рамках реализации концессии.

У партнерства может быть много сторон

Как особо подчеркивают в ОАО «РЖД», проект ВСМ Москва – Казань может быть реализован только при условии дальнейшей глубокой поэтапной локализации в РФ технологий на 60–80%. При этом приоритет намечено отечественным предприятиям, если они смогут предложить свои разработки. А они уже имеются, например, в сфере строительства мостов, эстакад и укладки безбалластного полотна, контактных проводов и стрелочных переводов. Кроме того, системы управления автоматикой и телемеханикой, а также обеспечения безопасности должна быть непременно российской.

А представитель «Трансмашхолдинга» отметил, что его специалисты готовы поучаствовать в проекте. Опыт локализации и трансфера технологий на предприятии имеется.

Окупаемость ВСМ Москва – Казань неверно рассчитывать, оценивая лишь выручку от пассажиропотока: агломерационный, инвестиционный и другие косвенные эффекты приведут к тому, что полная народнохозяйственная отдача от проекта существенно превысит затраты, считает президент ООО «Центр экономики инфраструктуры» Владимир Косой.

Как сообщил начальник управления экологического проектирования ОАО «НИПИИ ЭТ «Энерготранспроект» Максим Нормов, при реализации проекта существенных изменений в сфере экологии не произойдет. А выявленные негативные воздействия на отдельные компоненты окружающей среды могут быть снижены до минимума и частично компенсированы комплексом природоохранных технических мероприятий.

Начальник технического управления ОАО «Скоростные магистрали» Геннадий Балабанов уточнил, что все пересечения с действующими автомагистралями на трассе ВСМ запланированы в виде двухуровневых развязок. Поэтому высокоскоростное движение поездов негативно не повлияет на коммуникации с населенными пунктами, которые окажутся в зоне будущей ВСМ.

В процессе производства подвижного состава для ВСМ Москва–Казань готовы поучаствовать представители компаний не только из Китая, но и из других

стран. В частности, несмотря на действующие со стороны санкции ЕС против России концерн Siemens заявил о готовности примкнуть к российско-китайскому партнерству и сделать его таким путем трехсторонним, заявил президент Siemens в России и СНГ Дитрих Меллер.

Он отметил, что у германского концерна есть совместное предприятие с группой «Синара» и хорошие отношения с китайской стороной в сфере производства высокоскоростных поездов. В частности, в КНР передан ряд патентов, включая платформу Velaro, на базе которой был разработан для России скоростной поезд «Сапсан». Кроме того, в Китае есть партнерское предприятие концерна – China Tangshan Locomotive and Rolling Stock Works. Основная проблема теперь – найти организационный вариант сотрудничества по поводу ВСМ Москва – Казань.

В принципе Siemens способен предложить для этой трассы усовершенствованную версию «Сапсана». Но пока конкретных переговоров на эту тему не ведется.

Непонятно пока и участие российских финансовых институтов. Например, будут ли участвовать в проекте ВСМ Москва Казань банки ВЭБ или ВТБ. Если будут, то как тогда к российско-китайскому партнерству могут присоединиться игроки из стран ЕС? И как быть с процедурами локализации от китайских компаний, если они сами пользуются трансфером зарубежных технологий? Варианты ответов на эти вопросы есть. Однако окончательный вариант реализации проекта должен быть подкреплен соответствующими решениями правительства РФ.

Александр Солнцев 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Открыта продажа билетов на новый двухэтажный поезд сообщением Санкт - Петербург - Москва

С 1 февраля по маршруту Санкт - Петербург - Москва начнет курсировать фирменный поезд № 7/8, сформированный из двухэтажных вагонов АО "Федеральная пассажирская компания" (дочернее общество ОАО "РЖД"). 

РЖД-Партнер

В Китае открылся крупнейший в Азии подземный вокзал

В городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун, Южный Китай) открылся крупнейший в Азии подземный железнодорожный вокзал, передает ТАСС

РЖД-Партнер

В Японии из-за школьницы три года не закрывали железнодорожную станцию

В конце марта 2016 года небольшая железнодорожная станция под названием Ками-Сиратаки на северном острове Хоккайдо прекратит свою работу. Три года ее не закрывали всего лишь из-за одной ученицы. Девочка на поезде добиралась до школы и обратно, пишет Российская Газета. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру