• Ставка на полувагон
    2168
    5.8 %
    руб./сут.
    апрель 2018
  • Индекс качества IV квартал 2017 г. - 67 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 61.32 0 EUR ЦБ РФ 75.65 0
    BTC 8905.26 usd BTC 546782.96 rub
RU EN
RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
08.07.2016 13:43:02
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Номинальные и реальные cтавки операторов – две большие разницы

При обсуждении роли операторов железнодорожного подвижного состава на рынке перевозок с точки зрения их вклада в транспортные расходы грузовладельца эксперты часто приводят данные о ставках предоставления вагонов. Обычно эти ставки используются в номинальном исчислении. Проще говоря, если, например, в 2010 году ставка в конкретном месяце составляла 1095 руб., то именно эта цифра используется в графиках и через год, и через пять лет. То, как выглядит динамика номинальных ставок в среднем по всем родам подвижного состава (средневзвешенная по родам подвижного состава и их долям в структуре парка) можно увидеть на рис.1. 

Номинальные и реальные cтавки операторов – две большие разницы

Рис.1

Здесь использованы данные из ежемесячных отчётов СОЖТ, регулярно публиковавшихся на официальном сайте партнерства, а также приведены средние значения ставок для каждого года в период с 2008 г. по 2015-й. Согласно графику, в декабре 2015 года уровень ставок (средневзвешенный по всем родам подвижного состава) составлял 66 % (или минус 34 %) от уровня января 2008 г.

Однако если мы хотим объективно оценить роль операторских ставок с точки зрения общей тарифной нагрузки на грузоотправителей, то недостаточно использовать лишь номинальные показатели.

Обычно в экономических исследованиях принято пересчитывать цены из номинальных в реальные - в том случае, если период наблюдения за ценовым показателем превышает год. Это можно делать, используя такие показатели, как уровень инфляции или дефлятор ВВП (ценовой индекс для измерения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период времени).

Если бы уровень инфляции был в России невелик, и темп ее роста не превышал бы 1-2 % в год - именно такова динамика инфляции в странах с так называемой «жёсткой» монетарной политикой (например, в США в 2015 году она составила 0,9 %, в Великобритании – 0,3 %, Германии – 0,2 %, во Франции и Польше – по 0,1 %) - то этим фактором можно было бы пренебречь. Но в России в рассматриваемый период темп роста инфляции составлял от 6,1 до 13,28 % (рис. 2). При этом в течение четырех из восьми лет динамика инфляции отставала от динамики ставок, а в оставшиеся годы, напротив, существенно опережала ее.

Рис. 2

В совокупности накопленный уровень инфляции в РФ с 2008 по 2015 гг. составил 203% (рис.3). То есть в 2016 году российский рубль на внутреннем рынке имел примерно в два раза меньшую покупательную способность, чем в 2008-м. Следовательно, было бы неправильно пренебречь величиной инфляции при оценке динамики ставок.

Рис. 3

Таким образом, для более точного понимания того, выросла ли тарифная нагрузка на грузовладельцев в части операторской составляющей или не выросла, необходимо перейти от номинальных показателей к реальным. Произведя это приведение через показатель инфляции, мы получим данные, показанные на рис.4.

Рис. 4

Как видно из графика на рис. 4, при переходе от номинальных цен к реальным ставка предоставления вагона в 2015 году оказывается на уровне, который примерно в три раза ниже, чем в 2008-м, а точнее - составляет всего 32 % от уровня 2008 года.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что появление частных операторских компаний, конкуренция между ними и произошедшее благодаря этой конкуренции снижение ставок позволили снизить тарифную нагрузку на грузовладельца в зависящей от оператора части тарифа примерно на треть (34 %) в номинальном исчислении, а в реальном исчислении падение оказалось трёхкратным (68%). Соответственно, и доход, который приносит оператору один среднестатистический вагон, в реальном исчислении снизился за эти годы в три раза.

Фарид Хусаинов,

к.э.н., доцент РОАТ МИИТ

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Отправлен первый интермодальный грузовой поезд Amber Train

Отправлен первый интермодальный грузовой поезд Amber Train
В ночь с 18 на 19 апреля с железнодорожной станции Шештокай в Литве через Латвию на терминал в эстонском городе Палдиски отправился первый интермодальный грузовой поезд Amber Train, рассказали БК в ГАО "Latvijas dzelzcels".
РЖД-Партнер

МИД Кыргызстана рекомендует своим гражданам воздержаться от поездок в города – организаторы ЧМ-2018

МИД Кыргызстана рекомендует своим гражданам воздержаться от поездок в города – организаторы ЧМ-2018
В связи с усилением мер безопасности на территории России в рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года МИД Кыргызстана предложил гражданам страны отказаться от посещения городов – участников ЧМ-2018 без особой необходимости. Об этом сообщает пресс-служба АО «НК «ҚТЖ».
РЖД-Партнер

Операционные результаты транспортной компании Восток1520 за I квартал 2018 года

Операционные результаты транспортной компании Восток1520 за I квартал 2018 года
По итогам I квартала 2018 года объем перевозок железнодорожного оператора «Восток1520» (входит в состав Первой тяжеловесной компании) вырос на 54% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 11 млн т. Рост связан с увеличением парка до 35,2 тыс. единиц (в 1,5 раза) и обусловлен устойчивым спросом на вагоны нового поколения.

  1. В ОАО "РЖД" предложили специализацию железнодорожных линий на грузовые и ускоренные пассажирские перевозки в качестве одного из возможных вариантов снижения нагрузки на перенапряженные участки сети. Поможет ли это повысить эффективность транспортировок?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions