RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
23.06.2016 09:40:16
РЖД-Партнер

Нет никаких резонов отказываться от ценовой дискриминации

Отдельный раздел проекта «Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года», разработанного Минэкономразвития, посвящён изменению существующей тарифной системы. Как известно, тарифы на перевозки разных грузов не одинаковы, при этом фактически в ОАО «РЖД» существует перекрёстное субсидирование перевозок дешевых грузов за счет транспортировки дорогих. В проекте целевой модели предлагается пересмотреть масштабы кросс-субсидирования между разными тарифными классами грузов с учётом себестоимости перевозок. Однако из документа неясно – будет ли уменьшено это кросс-субсидирование или, наоборот, увеличено. В любом случае необходимо иметь в виду, что здесь возможны два рода ошибок: опасны, с одной стороны, как полная унификация тарифов (или сильное сближение тарифных классов), так и, с другой стороны, слишком высокая степень перераспределения расходов на перевозку между различными отраслями. И в том и в другом варианте железная дорога может получить один и тот же эффект: уход грузов. Только в одном случае это ударит по низкодоходным грузам, а в другом – по высокодоходным.

Здесь необходимо избежать двух рисков. Первое: не нужно думать, что ценовая дискриминация (то есть установление разных тарифов за перевозку разных грузов при прочих равных условиях) – это некий феномен нынешней тарифной системы. Например, разброс тарифов на разные грузы в зависимости от их цены (такие тарифы называют адвалорными) на российских дореволюционных железных дорогах мог быть четырехкратным, кроме того, применялись и так называемые рефакционные (пониженные) тарифы - так что фактический разброс был еще выше.
На железных дорогах США грузы в настоящее время также перевозятся по различным тарифам: есть примеры и 4-кратного, и 10-кратного разброса ставок. Но даже если посмотреть на укрупнённые группы груза и сравнить среднюю доходную ставку за тонно-милю по некоторым грузам, то можно увидеть, что и здесь тарифы на перевозку дорогих и дешёвых грузов существенно различаются.
Таким образом, нет никаких резонов отказываться от ценовой дискриминации при перевозке различных видов грузов. Но нельзя впадать и в противоположную крайность: требовать льготных условий для отдельных грузов, исходя из социальной значимости отрасли, поскольку в этом случае убытки будут возмещаться за счет грузоотправителей более дорогих грузов. Между тем, у них чаще всего присутствует высокая эластичность спроса, и в итоге эти грузы просто уйдут с железной дороги, оставив РЖД один на один с убыточными перевозками массовых дешевых грузов, от которых нельзя ни отказаться, ни получить достаточный доход.


Фарид Хусаинов,
к.э.н., доцент РОАТ МИИТ


 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Открыта продажа билетов на новый двухэтажный поезд сообщением Санкт - Петербург - Москва

С 1 февраля по маршруту Санкт - Петербург - Москва начнет курсировать фирменный поезд № 7/8, сформированный из двухэтажных вагонов АО "Федеральная пассажирская компания" (дочернее общество ОАО "РЖД"). 

РЖД-Партнер

В Китае открылся крупнейший в Азии подземный вокзал

В городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун, Южный Китай) открылся крупнейший в Азии подземный железнодорожный вокзал, передает ТАСС

РЖД-Партнер

В Японии из-за школьницы три года не закрывали железнодорожную станцию

В конце марта 2016 года небольшая железнодорожная станция под названием Ками-Сиратаки на северном острове Хоккайдо прекратит свою работу. Три года ее не закрывали всего лишь из-за одной ученицы. Девочка на поезде добиралась до школы и обратно, пишет Российская Газета. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions