+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.01.2016 13:54:06
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

«Необходимо совершенствование системы управления железнодорожным транспортом»

В начале нового года принято подводить итоги и строить планы на будущее. О самых важных достижениях российских железных дорог и о том, что сегодня нужно делать, чтобы на железную дорогу вновь пришли грузы, РЖД-Партнеру рассказал д. т. н., профессор кафедры «Эксплуатация железных дорог» Российской открытой академии транспорта при Московском государственном университете путей сообщения (МИИТ) Сергей Елисеев.
 

– Сергей Юрьевич, из-за экономического кризиса и для железной дороги сейчас наступили трудные времена. Как Вы считаете, что сегодня необходимо предпринять, чтобы улучшить ситуацию?

– Транспортная железнодорожная система России с самого начала создавалась прежде всего для нужд граждан страны (пассажиров, грузовладельцев), государства, различных производственных и других отраслей с целью обеспечения ускоренной и качественной, а также безопасной и дешевой перевозки пассажиров и грузов.

Приоритетной задачей железнодорожного транспорта всегда являлась организация перевозок пассажиров и грузов на основе обеспечения их низкой себестоимости. Она достигалась высоким профессионализмом и мастерством его специалистов, что и делало эту отрасль привлекательной в ценовом вопросе в глазах общественности страны. Для того, чтобы она таковой и оставалась, сегодня необходимо совершенствование системы управления железнодорожным транспортом.

– Когда железная дорога работала наиболее эффективно?

– Пик перевозочного могущества железнодорожной транспортной системы страны пришелся на 70–80-е годы прошлого века, когда железнодорожный транспорт обеспечивал перевозку самых значительных объемов грузов и пассажиров за всю историю своего существования, а грузонапряженность на железных дорогах страны была самая большая в мире.

В те времена важным мерилом эффективности работы железнодорожного транспорта являлась его высокая рентабельность. Доходы от основной производственной деятельности – перевозок грузов и пассажиров – не только перекрывали расходы на ее организацию, но и приносили значительную прибыль. На ее основе были созданы фонды для развития производства, социального назначения, материального поощрения и др. Все это характеризовало отрасль как очень самодостаточную, высокоэффективную, а также как надежного партнера и помощника государства.

Благодаря высокопрофессиональной и эффективной организации перевозочного процесса в железнодорожной отрасли транспортная составляющая в конечной стоимости продукции при ее доставке от производителя до потребителя была 30%. Такой показатель соответствовал прогрессивным мировым транспортным стандартам и не оказывал большого ценового давления на потребительскую корзину граждан, отрасли народного хозяйства и экономику страны в целом.

– Сколько сегодня составляет этот показатель?

– В настоящее время – порядка 70%. И это очень существенный рост. Снижение себестоимости перевозок и переработки грузов позволило бы уменьшить стоимость потребительской корзины граждан, нивелировать ценовое давление на бизнес и способствовать росту экономики страны в целом.

– Сейчас много говорится о развитии тяжеловесного движения. Насколько это необходимо?

– На мой взгляд, это способствует оптимизации транспортных издержек. Но для пропуска по сети железных дорог тяжеловесных и длинносоставных поездов весом 10–20 тыс. т и длиной 100–110 вагонов пока недостаточно развита инфраструктура. Нужно приступать к широкомасштабному удлинению приемо-отправочных станционных путей, разработке и внедрению в эксплуатацию мощных и более совершенных по конструкции локомотивов нового поколения, вагонов с повышенной грузоподъемностью и увеличенной динамической нагрузкой на ось, нового, более мощного типа рельсов и других элементов верхнего строения пути.

Однако сегодня надо совершенствовать систему не только технически, но и интеллектуально. На железнодорожном транспорте необходимо активизировать дальнейшую разработку и внедрение информационных технологий, автоматизированных, механизированных и кибернетических систем организации перевозочного процесса. Например, активнее использовать системы автоматического ведения поезда локомотивом с помощью бортового компьютера. Важно как можно быстрее полностью перейти на безбумажную технологию и электронный документооборот. Все это приведет не только к оптимизации человеческих ресурсов, но и к сокращению транспортных издержек в целом.

– Какие еще меры, на Ваш взгляд, сегодня необходимо предпринять, чтобы привлекать новые грузы на сеть?

– На мой взгляд, деятельность железнодорожного транспорта страны следует рассматривать прежде всего с позиции единого технологического и производственного процесса работы отрасли. Также важно определить по-настоящему необходимые и потребные организации, структуры и подразделения с точки зрения обеспечения максимальной централизации производственных процессов, их эффективности и низкой себестоимости, а все остальные организации, структуры и подразделения, не соответствующие этим требованиям, независимо от их статуса и принадлежности, упразднить. Сегодня, по моему мнению, ОАО «РЖД» следует немедленно начать форсировать процесс полного перехода на специализированный вид производственной деятельности по содержанию и платному предоставлению в пользование операторам подвижного состава и перевозчикам железнодорожной транспортной инфраструктуры. Для этого ОАО «РЖД» необходимо спланировать минимальный размер доходной части своего нового производственного финансового баланса, затем для обеспечения рентабельности отрасли привести всю ее производственную, хозяйственную и управляющую базу в соответствие с минимальным размером уже расходной части баланса (объемами работы), которая должна быть меньше спланированной доходной части.

Конечному потребителю продукции абсолютно все равно, каким видом транспорта доставлен ему товар. Его интересует стоимость и качество продукции. А они во многом зависят от эффективности взаимодействия смежных видов транспорта друг с другом, а также транспортных компаний, перевозчиков, операторов подвижного состава и прочих участников перевозочного процесса. Именно поэтому сегодня важно постоянно работать над снижением себестоимости перевозок, эффективно использовать подвижной состав, технические средства и комплексную транспортную инфраструктуру.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions