RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
12.01.2016 13:54:06
РЖД-Партнер

«Необходимо совершенствование системы управления железнодорожным транспортом»

В начале нового года принято подводить итоги и строить планы на будущее. О самых важных достижениях российских железных дорог и о том, что сегодня нужно делать, чтобы на железную дорогу вновь пришли грузы, РЖД-Партнеру рассказал д. т. н., профессор кафедры «Эксплуатация железных дорог» Российской открытой академии транспорта при Московском государственном университете путей сообщения (МИИТ) Сергей Елисеев.
 

– Сергей Юрьевич, из-за экономического кризиса и для железной дороги сейчас наступили трудные времена. Как Вы считаете, что сегодня необходимо предпринять, чтобы улучшить ситуацию?

– Транспортная железнодорожная система России с самого начала создавалась прежде всего для нужд граждан страны (пассажиров, грузовладельцев), государства, различных производственных и других отраслей с целью обеспечения ускоренной и качественной, а также безопасной и дешевой перевозки пассажиров и грузов.

Приоритетной задачей железнодорожного транспорта всегда являлась организация перевозок пассажиров и грузов на основе обеспечения их низкой себестоимости. Она достигалась высоким профессионализмом и мастерством его специалистов, что и делало эту отрасль привлекательной в ценовом вопросе в глазах общественности страны. Для того, чтобы она таковой и оставалась, сегодня необходимо совершенствование системы управления железнодорожным транспортом.

– Когда железная дорога работала наиболее эффективно?

– Пик перевозочного могущества железнодорожной транспортной системы страны пришелся на 70–80-е годы прошлого века, когда железнодорожный транспорт обеспечивал перевозку самых значительных объемов грузов и пассажиров за всю историю своего существования, а грузонапряженность на железных дорогах страны была самая большая в мире.

В те времена важным мерилом эффективности работы железнодорожного транспорта являлась его высокая рентабельность. Доходы от основной производственной деятельности – перевозок грузов и пассажиров – не только перекрывали расходы на ее организацию, но и приносили значительную прибыль. На ее основе были созданы фонды для развития производства, социального назначения, материального поощрения и др. Все это характеризовало отрасль как очень самодостаточную, высокоэффективную, а также как надежного партнера и помощника государства.

Благодаря высокопрофессиональной и эффективной организации перевозочного процесса в железнодорожной отрасли транспортная составляющая в конечной стоимости продукции при ее доставке от производителя до потребителя была 30%. Такой показатель соответствовал прогрессивным мировым транспортным стандартам и не оказывал большого ценового давления на потребительскую корзину граждан, отрасли народного хозяйства и экономику страны в целом.

– Сколько сегодня составляет этот показатель?

– В настоящее время – порядка 70%. И это очень существенный рост. Снижение себестоимости перевозок и переработки грузов позволило бы уменьшить стоимость потребительской корзины граждан, нивелировать ценовое давление на бизнес и способствовать росту экономики страны в целом.

– Сейчас много говорится о развитии тяжеловесного движения. Насколько это необходимо?

– На мой взгляд, это способствует оптимизации транспортных издержек. Но для пропуска по сети железных дорог тяжеловесных и длинносоставных поездов весом 10–20 тыс. т и длиной 100–110 вагонов пока недостаточно развита инфраструктура. Нужно приступать к широкомасштабному удлинению приемо-отправочных станционных путей, разработке и внедрению в эксплуатацию мощных и более совершенных по конструкции локомотивов нового поколения, вагонов с повышенной грузоподъемностью и увеличенной динамической нагрузкой на ось, нового, более мощного типа рельсов и других элементов верхнего строения пути.

Однако сегодня надо совершенствовать систему не только технически, но и интеллектуально. На железнодорожном транспорте необходимо активизировать дальнейшую разработку и внедрение информационных технологий, автоматизированных, механизированных и кибернетических систем организации перевозочного процесса. Например, активнее использовать системы автоматического ведения поезда локомотивом с помощью бортового компьютера. Важно как можно быстрее полностью перейти на безбумажную технологию и электронный документооборот. Все это приведет не только к оптимизации человеческих ресурсов, но и к сокращению транспортных издержек в целом.

– Какие еще меры, на Ваш взгляд, сегодня необходимо предпринять, чтобы привлекать новые грузы на сеть?

– На мой взгляд, деятельность железнодорожного транспорта страны следует рассматривать прежде всего с позиции единого технологического и производственного процесса работы отрасли. Также важно определить по-настоящему необходимые и потребные организации, структуры и подразделения с точки зрения обеспечения максимальной централизации производственных процессов, их эффективности и низкой себестоимости, а все остальные организации, структуры и подразделения, не соответствующие этим требованиям, независимо от их статуса и принадлежности, упразднить. Сегодня, по моему мнению, ОАО «РЖД» следует немедленно начать форсировать процесс полного перехода на специализированный вид производственной деятельности по содержанию и платному предоставлению в пользование операторам подвижного состава и перевозчикам железнодорожной транспортной инфраструктуры. Для этого ОАО «РЖД» необходимо спланировать минимальный размер доходной части своего нового производственного финансового баланса, затем для обеспечения рентабельности отрасли привести всю ее производственную, хозяйственную и управляющую базу в соответствие с минимальным размером уже расходной части баланса (объемами работы), которая должна быть меньше спланированной доходной части.

Конечному потребителю продукции абсолютно все равно, каким видом транспорта доставлен ему товар. Его интересует стоимость и качество продукции. А они во многом зависят от эффективности взаимодействия смежных видов транспорта друг с другом, а также транспортных компаний, перевозчиков, операторов подвижного состава и прочих участников перевозочного процесса. Именно поэтому сегодня важно постоянно работать над снижением себестоимости перевозок, эффективно использовать подвижной состав, технические средства и комплексную транспортную инфраструктуру.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Открыта продажа билетов на новый двухэтажный поезд сообщением Санкт - Петербург - Москва

С 1 февраля по маршруту Санкт - Петербург - Москва начнет курсировать фирменный поезд № 7/8, сформированный из двухэтажных вагонов АО "Федеральная пассажирская компания" (дочернее общество ОАО "РЖД"). 

РЖД-Партнер

В Китае открылся крупнейший в Азии подземный вокзал

В городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун, Южный Китай) открылся крупнейший в Азии подземный железнодорожный вокзал, передает ТАСС

РЖД-Партнер

В Японии из-за школьницы три года не закрывали железнодорожную станцию

В конце марта 2016 года небольшая железнодорожная станция под названием Ками-Сиратаки на северном острове Хоккайдо прекратит свою работу. Три года ее не закрывали всего лишь из-за одной ученицы. Девочка на поезде добиралась до школы и обратно, пишет Российская Газета. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions