Проект ФАС по формированию методики определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара при предоставлении вагонов для перевозок грузов вызвал у операторского сообщества однозначно негативную реакцию. Со своей стороны, хочу отметить, что многие участники рынка категорически не ходят видеть скрытых преимуществ данной методики ФАС.
Основной аргумент против методики ФАС заключается в том, что ведомство якобы пытается жестко воздействовать на уровень стоимости предоставления подвижного состава, что не соответствует идеологии свободного рынка, где цены складываются естественным путем. Но тонкость заключается в том, что ФАС будет рассматривать дела о монопольно высокой цене только в случае доминирования на рынке той или иной компании. То есть, если оператор не стремиться работать на определенном направлении в единственном числе, не делит по договоренности рынок еще с одним крупным игроком, то рассматривать жалобы на динамику его цен никто не будет. Получается, что в конечном итоге своей методикой ФАС не регулирует цену, а способствует развитию конкуренции, поскольку операторам становится опасно захватывать направления перевозок целиком, так как возникает угроза административных разбирательств с существенными суммами штрафов. Нашим рыночным теоретикам надо вообще-то определиться – они за конкуренцию, или за то, чтобы любимые ими титаны бизнеса полностью монополизировали рынок?
Далее. Беспристрастное рассмотрение дела в соответствии с представленной методикой позволит ФАС понять истинное положение дел в операторской компании, например, действительно ли она завышает цены или рентабельность операторской деятельности не выходит за пределы 15 %? Надо понимать, что при рассмотрении дела берутся в расчет расходы операторов, и у государства наконец-то появятся официальные данные о структуре затрат операторского бизнеса. Возможно, будут сделаны неожиданные выводы, например, о том, что на такие издержки оператор никак не может повлиять и что эти расходы существенны – порожний пробег, стоимость запчастей и пр. Соответственно, перед ФАС встанет вопрос уже о состоянии других рынков, где осуществляется закупка товаров и услуг самими операторами. Так, у нас монополизированы или близки к монополизации, например, рынки продаж дисков колесных пар и поглощающих аппаратов. ФАС нужны условия для того, чтобы самостоятельно убедиться в высокой себестоимости бизнеса операторов, а также механизм проверки цены, заложенный в проект методики. Думаю, что со временем мы все будем благодарить ФАС за принятую и применяемую методику, хотя бы потому, что она послужит делу повышения прозрачности операторских услуг в части их ценообразования и себестоимости.
Андрей Соболев, председатель НП ОЖдПС
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions