RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
26.05.2016 12:17:29
РЖД-Партнер

Куда приведет Россию магнитная левитация

На IV Международной научной конференции «Магнитолевитационные транспортные системы и технологии», которая проходит 25–27 мая 2016 года в Петербургском государственном университете путей сообщения императора Александра I, обсуждались последние достижения в сфере проектов инновационного транспорта будущего.
 

Новый элемент логистики

Как полагают российские ученые, технологии маглев могут быть реализованы в РФ. Причем их можно встраивать в логистические процессы и адаптировать даже к арктическим условиям, отметил завлабораторией Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения РАН Анатолий Киселенко.

Дискуссию вызвала окупаемость магнитолевитационных технологий. Однако по данным, полученным из Южной Кореи, по целому ряду показателей высокоскоростной поезд на магнитном подвесе Transrapid превосходит традиционную систему ВСМ: стоимость технического обслуживания магнитолевитационной системы обходится втрое дешевле, а энергопотребление на скорости 300 км/ч – на треть меньше.

Прогнозы сценариев пассажиропотоков и выручки показывают жизнеспособность проектов маглев, полагает директор по развитию компании A+S Кристиан Бёттгер.

Гибкость и адаптивность транспортных систем

В целом транспортные системы маглев обладают достаточной гибкостью. В частности, на практике может быть реализован проект вакуумного магнитолевитационного транспорта, уточнил научный руководитель Института теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича Сибирского отделения Российской академии наук Василий Фомин. В этом плане имеется концепция Evacuated Tube Transport Technology (ETTT), которая описывает энергоэффективный комплекс, сочетающий в себе магнитолевитационную, вакуумную и сверхпроводниковую технологии.

Однако она требует дополнительного изучения, если вопрос касается сверхвысоких скоростей. Например, необходима серьезная проработка в сфере аэротермодинамики. Пока нет окончательных решений относительно волнового сопротивления корпуса и преодоления термического нагрева стенок подвижного состава. Для этого требуется разработка новых сплавов.

Отсутствуют и решения в части методов стабилизации и управления локомотивом в процессе движения. Это общие проблемы не только для технологий маглев, но и для транспортных систем Hyperloop и SkyWay.

Вместе с тем проекты маглев также не лишены недостатков. Пока нет убедительных доказательств окупаемости развития магнитолевитационного транспорта – это касается как проектов типа скоростного метро или ВСМ для дальних расстояний. Но с этим недостатком ученые разных стран намерены бороться сообща.

Как перейти от теории к практике

Что касается отечественных технологий, то наибольший интерес у специалистов вызвали решения, позволяющие существенно снизить расход электроэнергии на обеспечение левитации и движения по сравнению с традиционной технологией «колесо-рельс». Это большое достижение российских ученых.

Важным моментом следует считать и то, что в РФ удалось завершить этап чисто научных исследований. И специалисты готовы приступить к осуществлению реальных проектов магнитолевитационных транспортных систем. Правда, для этого всего лишь необходимо заручиться поддержкой государства и разработать стандарты для использования инновационных систем.

Переход к строительству опытных транспортных систем ознаменовался подписанием в рамках конференции «Магнитолевитационные транспортные системы и технологии» протокола о дальнейшем сотрудничестве Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок (НОЦ ПП) ПГУПС с Научно-исследовательским институтом электрофизической аппаратуры им. Д. В. Ефремова.

Этот документ закладывает основу для создания в Санкт-Петербурге магнитолевитационного кластера, который способен объединить около 60 различных компаний и организаций. Кластер – это звучит гордо. И подобная идея может подтолкнуть на подобный шаг и другие регионы.

Российскому маглеву есть на что опереться

Как считает президент Союза строителей железных дорог Геннадий Талашкин, основной сложностью для проектирования и строительства маглев-дорог в РФ может стать высокая стоимость инфраструктуры.

Самыми распространенными и дорогостоящими объектами линий маглев являются искусственные сооружения в виде эстакад и путепроводов. Поэтому при выборе конструктивно-технологических решений крайне важно выбрать наиболее эффективные материалы для пролетных строений и определить оптимальную величину перекрываемых пролетов.

В целом технологии строительства опор и монтажа пролетных строений в России в той или иной степени отработаны, полагает Г. Талашкин. Правда, есть одно но: практически все они связаны с использованием импортного оборудования. Отечественные аналоги по отдельным позициям имеются, но в целом они пока недостаточно проработаны.

Это обстоятельство может самым негативным образом повлиять на стоимость искусственных сооружений и в конечном итоге – всей инфраструктуры линий маглев. Чтобы добиться высокой экономической эффективности строительства линий маглев, необходимо уже сегодня подумать о создании отечественного комплекса мостостроительной техники, который должен включать в себя оборудование для работы со сваями (для их погружения в грунт, бурения скважин и изготовления буронабивных свай), различные виды подъемных кранов (в том числе консольно-шлюзовые), а также устройства передвижных подмостей – спецоборудования для возведения и сборки мостовых пролетов.

Что дальше?

Как было признано на IV Международной научной конференции «Магнитолевитационные транспортные системы и технологии», проведенные эксперименты полностью подтвердили достоверность теоретических разработок российских ученых. Теперь необходимо создать опытный участок грузовой системы.

Кстати, в Лос-Анджелесе на одной из промышленных площадок подобная система для перемещения контейнеров уже построена. Речь идет об экспериментальном участке General Atomics. В РФ может быть разработан свой вариант.

Александр Солнцев 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Открыта продажа билетов на новый двухэтажный поезд сообщением Санкт - Петербург - Москва

С 1 февраля по маршруту Санкт - Петербург - Москва начнет курсировать фирменный поезд № 7/8, сформированный из двухэтажных вагонов АО "Федеральная пассажирская компания" (дочернее общество ОАО "РЖД"). 

РЖД-Партнер

В Китае открылся крупнейший в Азии подземный вокзал

В городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун, Южный Китай) открылся крупнейший в Азии подземный железнодорожный вокзал, передает ТАСС

РЖД-Партнер

В Японии из-за школьницы три года не закрывали железнодорожную станцию

В конце марта 2016 года небольшая железнодорожная станция под названием Ками-Сиратаки на северном острове Хоккайдо прекратит свою работу. Три года ее не закрывали всего лишь из-за одной ученицы. Девочка на поезде добиралась до школы и обратно, пишет Российская Газета. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. В правительство РФ поступило предложение от операторов выработать схему транспортного баланса на рынке нефти и нефтепродуктов на среднесрочную перспективу. Позволит ли это скорректировать инвестиции в железнодорожную инфраструктуру для обеспечения перевозок данной номенклатуры?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions