RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
24.02.2016 12:15:38
РЖД-Партнер

«Хасан – Раджин»: железная дорога отменяется?

В ответ на запуск спутника Северной Кореей Южная Корея вышла из трехстороннего соглашения по строительству Транскорейской железнодорожной магистрали, которая должна соединить оба государства с Россией. Не пострадает ли от этого грузооборот между тремя странами? 

Прочные связи

ОАО «РЖД» совместно с КНДР реализует проект «Хасан – Раджин», который предусматривает модернизацию железнодорожного полотна между станцией Хасан (РФ) и Раджин (КНДР), а также строительство и дальнейшую эксплуатацию грузового терминала в порту Раджин.

По мнению генерального директора Petra Logistics Олега Семенова, для России сейчас важны любые проекты, связанные с выходом в страны АТР.


«Хасан – Раджин» интересен по нескольким причинам. Это первый значимый проект Российской Федерации в Северной Корее после нашего долгого отсутствия, связанного с распадом СССР. Это перспективная возможность связать Транскорейскую железную дорогу и Транссибирскую магистраль. Кроме того, это наработка компетенций, связанных с выполнением внешнеторговых контрактов», – комментирует он.


Реализацией проекта занимается специально созданное российско-корейское СП «РасонКонТранс», где 70% акций принадлежит ОАО «РЖД». Уже начато полноценное использование портового терминала и железной дороги. К настоящему моменту по линии Хасан – Раджин перевезено более 1,2 млн т угля.

Напомним, еще в 2008 году ОАО «РЖД» и Министерство железных дорог КНДР подписали соглашение о сотрудничестве при реконструкции российско-корейского железнодорожного участка Хасан – Раджин. В 2010 году Россия получила право эксплуатировать один из доков в незамерзающем порту Раджин сроком на 50 лет. В мае 2014 года вступило в силу соглашение о списании Россией 90% северокорейского долга, составлявшего $11 млрд, оставшиеся $1,09 млрд КНДР должна погасить в течение 20 лет.

По данным ФТС, товарооборот между Россией и КНДР в январе – ноябре 2015 года составил $63,1 млн (падение на 3,6% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.), из них российский экспорт – $60,5 млн (+2,5%), импорт – $2,6 млн (-59%). Для сравнения: товарооборот СССР и Северной Кореи в 1990 году составлял $2 млрд. Сегодня в экспорте РФ преобладает минеральное топливо, нефть и нефтепродукты (по итогам 2014 г. – 40,8%), средства наземного транспорта (21,1%), злаки (16,1%); в импорте – предметы одежды и принадлежности к одежде (47,8%), реакторы, котлы и оборудование (14,5%), музыкальные инструменты (12,8%). КНДР занимает 113-е место среди внешнеторговых партнеров РФ (доля в обороте – 0,01%). Россия находится на третьем месте в списке импортеров в КНДР (доля – 1,5%).

Российский интерес

Старший научный сотрудник Центра корейских исследований ИДВ РАН, к. э. н. Людмила Захарова отмечает, что транспортно-логистический проект «Хасан – Раджин» в настоящее время является наиболее крупным примером сотрудничества России и КНДР. Компания «РЖД» вложила в него около $300 млн, что еще больше повышает его важность, поскольку эти инвестиции надо возвращать. «Можно сказать, что Южная Корея вышла из этого проекта еще в 2008 году и его реализация продолжилась силами РФ и КНДР», – полагает Л. Захарова.

Отметим, что объем прямых инвестиций России в Северную Корею с 2010 по 2014 год составил более $195 млн, северокорейских в РФ – $3 млн.

По мнению Л. Захаровой, этот проект важен и с точки зрения стратегии Москвы по вовлечению двух корейских государств в совместные проекты с РФ (железнодорожный проект, частью которого является «Хасан – Раджин», газовый проект, а также проект электроэнергетического моста). «Большие надежды возлагались на то, что трехстороннее сотрудничество в рамках «Хасан – Раджин» станет примером для продвижения и по другим проектам», – комментирует эксперт.

В частности , по словам аналитика группы компаний «Финам» Алексея Калачева, Россия заинтересована в увеличении грузового потока по Транссибу и развитии своего дальневосточного региона. «Проект соединения российской магистрали с транскорейской означал бы для РФ существенное повышение уровня экономического присутствия в регионе, интеграцию в процесс межрегионального сотрудничества и получение дополнительных транспортных доходов», – добавляет он.

Давняя вражда

Л. Захарова напомнила, что еще с конца 2013 года Южная Корея вела переговоры о возможном подключении консорциума своих компаний к работе проекта. За 2014–2015 гг. были осуществлены пробные отгрузки трех партий грузов через Раджин в Южную Корею – в основном это был российский уголь и минеральная вода из Китая. Всего за 2015 год через Раджин было перевалено около 1,5 млн т груза (более 70% – в Китай). «Конечно, РЖД рассчитывали на присоединение южных корейцев, прежде всего для того, чтобы увеличить грузовую базу проекта до 5 млн т в год. Но их отказ от участия не лишает «Хасан – Раджин» полностью грузовой базы. Товары в Китай продолжат идти», – полагает она.

По мнению Л. Захаровой, текущая политическая ситуация скорее всего отразится на перспективах наращивания объемов сотрудничества, но не окажет существенного негативного влияния на нынешнее состояние торговли, которая и так сокращается по целому ряду других причин. Для сравнения: за последний год торговля с Европой упала почти на 50%, а с Республикой Кореей – только на 30%.

Однако, как считает А. Калачев, данный проект важен и для самой Южной Кореи. «Его реализация позволит перевозить грузы из Азии в Европу быстрее и дешевле, чем, как сейчас, морским транспортом. Сегодня расстояние из Азии в Европу по воде преодолевается за 35–40 дней. По железнодорожной магистрали возможна доставка груза за 17–20 суток. Перевозка контейнера из Южной Кореи в Финляндию займет около 14–16 дней против сегодняшних 40–45 по морскому маршруту, проходящему через Суэцкий канал и огибающему Европу», – рассуждает он.

По словам аналитика, КНДР же заинтересована не только в том, чтобы иметь возможность транспортировки транзитных грузов, но и в развитии за счет транспортной инфраструктуры всей экономики страны. Кроме того, грузовые перевозки через реконструированную железную дорогу Хасан – Раджин будут способствовать и развитию города Расон, где создана торгово-экономическая зона КНДР.

Азиатские правила игры

В 2014 году товарооборот между Северной Кореей и Россией составил $92,3 млн (по данным таможенного управления России), с Южной Кореей – $25,8 млрд. «Это ничтожно мало для наших отношений. Основным партнером КНДР сейчас является Китай. Именно он занял место Советского Союза, на долю которого приходился основной процент торговли Северной Кореи с внешним миром», – поясняет О. Семенов.

Если обратиться к карте, то география проекта такова, что при выходе из него любого из участников он теряет большую часть своего значения.


«Так, для Южной Кореи нет другой возможности сухопутного сообщения с континентом, кроме как через территорию КНДР. Даже если бы она захотела соединить свою железнодорожную сеть не с российским Транссибом, а с китайским Новым шелковым путем. Для КНДР важно развитие транспортной инфраструктуры восточного побережья, но оно возможно лишь тогда, если эта инфраструктура будет обслуживать транзитные грузы из Южной Кореи и обратно. Россия также заинтересована в южнокорейских товарных потоках, так как товарный обмен с КНДР не столь велик и для его обслуживания достаточно имеющегося железнодорожного сообщения между странами», – А. Калачев.


Поскольку выход Сеула из проекта обусловлен политическими причинами, его все же нельзя считать окончательным. При последующем ослаблении напряженности между странами, чего нельзя исключать, Республика Корея может вернуться в число участников.

Отраслевые аналитики также напоминают, что многие эксперты с самого начала очень сомневались в том, что южные корейцы подключатся к проекту. Главная причина – очень сложные политические отношения между КНДР и РК на современном этапе.

«Не стоит излишне драматизировать действия Южной Кореи по приостановке участия в этом проекте. Важно набрать критическую массу разных проектов на Дальнем Востоке, чтобы запустить маховик. Проекты, подобные «Хасану – Раджин» – пилотные, на которых обкатывается и нарабатывается опыт внешнеторговой деятельности, которого сейчас у наших компаний очень мало», – считает О. Семенов.

Однако отказ от реализации проекта, по мнению участников рынка, может помешать развитию транзитного потенциала дальневосточных портов и Транссибирской магистрали.
Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Открыта продажа билетов на новый двухэтажный поезд сообщением Санкт - Петербург - Москва

С 1 февраля по маршруту Санкт - Петербург - Москва начнет курсировать фирменный поезд № 7/8, сформированный из двухэтажных вагонов АО "Федеральная пассажирская компания" (дочернее общество ОАО "РЖД"). 

РЖД-Партнер

В Китае открылся крупнейший в Азии подземный вокзал

В городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун, Южный Китай) открылся крупнейший в Азии подземный железнодорожный вокзал, передает ТАСС

РЖД-Партнер

В Японии из-за школьницы три года не закрывали железнодорожную станцию

В конце марта 2016 года небольшая железнодорожная станция под названием Ками-Сиратаки на северном острове Хоккайдо прекратит свою работу. Три года ее не закрывали всего лишь из-за одной ученицы. Девочка на поезде добиралась до школы и обратно, пишет Российская Газета. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions