RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
15.02.2016 13:37:42
РЖД-Партнер

Какой грузоотправитель не любит быстрой езды!

По словам представителей ОАО «РЖД», в настоящее время перевозчик не уступает ведущим мировым компаниям по ряду качественных показателей работы, в первую очередь по скорости. Однако клиентам железнодорожного транспорта зачастую важна не только скорость движения поездов сама по себе, но и своевременность доставки груза, желательно и по приемлемой цене.
 

В январе 2016 года участковая скорость на сети РЖД достигла 42,2 км/ч.


«Наилучший показатель, который сопоставим с нашей участковой скоростью, на американских дорогах имеет компания Canadian Pacific – 39,2 км/ч, а у такой крупной компании, как BNCF, – всего 32 км/ч, – заявил в ферале 2016-го начальник Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Павел Иванов. – Не уступаем мы в скорости и нашим соседям – Украине, Белоруссии, Казахстану, где участковая скорость достигает соответственно 37, 38 и 39,2 км/ч».


Однако средняя скорость груженой отправки на сети РЖД пока не так велика. Например, в январе 2016 года она составила 377,9 км/сут., или 15,7 км/ч. Для сравнения: по некоторым экспертным оценкам, в среднем в США скорость доставки грузов по железной дороге составляет 27–30 км/ч, а в Евросоюзе – около 20 км/ч. «В прошлом году у нас этот показатель составил 372 км/сут., – поясняет П. Иванов. – Да, это мало. Но надо сказать, что в 2015-м мы добавили к предыдущему году 35 км/сут., а в 2013 году скорость была менее 300 км/сут. Однако отмечу, что этот показатель учитывает время простоя вагона под начально-конечными операциями, его обработку на сортировочных и технических станциях, выполнение операций по смене локомотива и локомотивных бригад, техническому обслуживанию поездов и т. д. А все это – значительные временные затраты. И если не учитывать простой на станциях погрузки и выгрузки, то скорость движения грузовых поездов, то есть их маршрутная скорость, составляет уже 610 км/сут., причем для различных категорий поездов она разная». По словам П. Иванова, сегодня скорость контейнерных поездов, которые следуют из Владивостока в европейскую часть страны, самая высокая – 1250 км/сут. А вот для маршрутов с углем такой не требуется – они следуют со скоростью 500–550 км/сут. У наливных маршрутов скорость на уровне 800–900 км/сут. «Маршрутные скорости движения у нас также абсолютно конкурентны с теми, что освоены ведущими железнодорожными державами», – заключает П. Иванов.

Первый вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Краснощек в декабре 2015 года отмечал, что железнодорожный транспорт переживает сложные времена, тем не менее заметно улучшились различные показатели его эффективности, в том числе маршрутная скорость (на 8,2%), надежность доставки грузов (до 95%), а также количество маршрутов по графику.


Для дальнейшего повышения эффективности и конкурентоспособности нужно будет решить три задачи. «Нам необходимо переломить проблему неравномерности перевозок – и сезонной, и по дням недели, и по декадам. Сегодня значительные колебания погрузки буквально губят эффективность железнодорожного транспорта, создавая то тут, то там по сути своей технологические тромбы. А это и рост затрат, и потребность в локомотивах, и нарушение сроков доставки», – подчеркнул А. Краснощек.


По его мнению, справиться с этой задачей возможно, приведя в порядок систему планирования производства и перевозок и в РЖД, и у клиентов, а также экономическими мерами через тарифы. Следующая задача – выгрузка. Здесь необходимо координировать работу со смежниками и развивать пути необщего пользования, где и происходит этот процесс. Третью задачу – привлечение грузов на железнодорожный транспорт – можно решить, увеличив скорость перевозок, упростив доступ к услуге и повысив цену. «Но многое здесь зависит и от тех, в чьих руках вагонная составляющая тарифа, то есть от операторов, – подчеркнул А. Краснощек. – В этом вопросе мы должны совместно идти к цели, в том числе и через технологическую консолидацию вагонных парков, которая обеспечит снижение затрат».

Безусловно, при оценке скорости и своевременности доставки грузов на сети РЖД необходимо учитывать мнения грузовладельцев, которые весьма разнообразны. Например, к срокам доставки экспортных грузов, как правило, особых претензий нет, но картина перевозок во внутреннем сообщении уже не столь благостна. Часть нареканий идет от грузовладельцев, отправляющих специфические грузы, которые при задержке в пути могут утратить требуемое качество. Например, пиловочник при влажной погоде портится, если едет до получателя слишком долго. Или взять такой нежный груз, как отруби. «Содержание влаги в них быстро повышается, и они приходят в негодность, если доставка задерживается», – объясняет представитель АО «Макфа».

В ряде случаев задержки происходят по причине нехватки инфраструктуры, локомотивной тяги, а также зависят от участковой специфики. «Карелия – традиционный в этом плане регион, особенно там, где есть участки непрямолинейного хода, – отмечает директор по логистике крупного экспортера леса. – Там часто случаются бросания поездов, впрочем, как и по междорожным стыкам, где грузы первого тарифного класса придерживают для протаскивания грузов третьего класса».

Часть претензий по срокам доставки грузов носит сезонный характер. «Начиная с мая, то есть с открытия ремонтных окон, и до конца сезона ситуация такова: если вагон пришел в срок, то это праздник, – рассказывает представитель компании – поставщика щебня. – Отклонение бывает неделя и более».

Впрочем, некоторым грузовладельцам важны не столько сроки доставки сами по себе, сколько точность получения груза в привязке к определенной дате. «Например, металлические трубы для строительства газопровода нужно выгружать и складировать штабелями на специально подготовленных местах, – рассказывает представитель компании – поставщика металлургической продукции. – Доставка должна быть по времени очень точной, иначе нарушится технология работ». Кстати, грузоотправители отмечают более высокую точность доставки конкурентов – автомобильного и водного транспорта, но в последнем случае падает скорость, а в первом – значительно растет цена. «С водой все гораздо проще, можно зафрахтовать заранее, цены стабильные, но вода – это совсем другая скорость», – говорит один из грузоотправителей стройматериалов.

Особое внимание грузоотправители уделяют сравнению нормативных сроков доставки с желаемыми. «К сожалению, у нас в тарифных руководствах срок доставки негабаритных грузов малой габаритности считается из расчета 100 км/сут., – комментирует генеральный директор ОО «ФриРэйл» Иван Кашицкий. – Это заниженный по скорости и времени показатель, так как настолько медленно такие грузы на практике не едут. На самом деле они едут как обычные габаритные грузы – со скоростью фактически в 3 раза большей». По словам коммерческого директора одной из компаний, поставляющих щебень для ремонта дорог, сроки доставки, которые фиксируются в программе ЭТРАН, их не устраивают. «При отправке на расстояние 600 км давать срок доставки 5 дней – это колоссально долго, к тому же ехать нужно практически по прямой, – рассказывает он. – Кроме того, проблема с фактическим принуждением к подписанию договоров об увеличении сроков доставки грузов до сих пор не исчерпана».

Схожую ситуацию фиксирует и представитель экспортера лесных грузов. «С одного отделения дороги на другое едем по 4 дня, а это всего-то 200 км, – отмечает он. – При этом нормативный срок доставки также составляет 4 дня, но желательный для нас – 2 дня. Различие, считаем, большое». Другая компания из этого же сегмента перевозок находит свои плюсы в достаточно больших сроках доставки. «В нашем случае на 500 км пути приходится 6 нормативных суток доставки, – отмечает грузоотправитель. – За эти 6 суток и производство успевает переориентироваться (например, с елки на сосну), и пиловочник не успевает испортиться».

Наиболее часто встречающееся мнение грузоотправителей заключается в том, что нормативные сроки доставки их в принципе устраивают. «Другое дело, что они довольно часто не соблюдаются», – отмечают клиенты железнодорожного транспорта. – Скорее, грузы привозят по принципу «как получится». В целом у нас свои интересы, а у железной дороги – свои, но иногда мы пересекаемся».

Совершенно иная ситуация складывается в сегменте отправок маршрутными поездами. Так, по словам директора департамента логистики ОАО «Русский уголь» Вячеслава Абашкина, отправка поездов по выделенным ниткам графика в принципе сроки гарантирует. «Мы, например, пользуемся этой услугой при перевозке угля со ст. Черногорские Копи назначением на ст. Находка-Восточная (эксп.), со ст. Саянская в адрес ООО «Порт Восточный» и на направлении Кильчуг – Заозерная, – рассказывает он. – Данная услуга дисциплинирует грузоотправителя, дает ему уверенность в гарантированном вывозе заявленного объема и существенно уменьшает сроки доставки груза в пункт назначения – практически в 1,5 раза по сравнению с нормативными. Однако высокая стоимость сервиса не позволяет значительно расширить ее применение».

Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Открыта продажа билетов на новый двухэтажный поезд сообщением Санкт - Петербург - Москва

С 1 февраля по маршруту Санкт - Петербург - Москва начнет курсировать фирменный поезд № 7/8, сформированный из двухэтажных вагонов АО "Федеральная пассажирская компания" (дочернее общество ОАО "РЖД"). 

РЖД-Партнер

В Китае открылся крупнейший в Азии подземный вокзал

В городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун, Южный Китай) открылся крупнейший в Азии подземный железнодорожный вокзал, передает ТАСС

РЖД-Партнер

В Японии из-за школьницы три года не закрывали железнодорожную станцию

В конце марта 2016 года небольшая железнодорожная станция под названием Ками-Сиратаки на северном острове Хоккайдо прекратит свою работу. Три года ее не закрывали всего лишь из-за одной ученицы. Девочка на поезде добиралась до школы и обратно, пишет Российская Газета. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions